решение по гражданскому делу №2-588/2011 от 19,12,2011 года



Гражданское дело __№__г.

                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации

13 декабря 2011 года                                   а. Адыге-Хабль

       Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе

председательствующего судьи Косова Ю.А.,

с участием истица Шебзухова А.Р. и его представителя Кемова А.Н.

представителей ответчика ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» - Озроковой З.А и Джашеева С.Б.,

при секретаре Соновой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шебзухова А.Р. к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях министерства чрезвычайных ситуаций России по КЧР» о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия,

                                                         УСТАНОВИЛ :

        Шебзухов А.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях министерства чрезвычайных ситуаций России по КЧР» о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия, ссылаясь на то, что он работает в ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» в должности командира отделения ПЧ-16 3-го караула с 26 апреля 2010 года. 29 сентября 2011 года Шебзухов А.Р. обратился с заявлением к работодателю о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет с выплатой пособия. 9 октября 2011 года им был получен ответ за подписью Начальника внутренней службы ФИО6 об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком с выплатой пособия. Данный отказ считает не законным и просит обязать ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и выплачивать ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком.

       В судебном заседании истец и его представитель Кемов А.Н. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали в полном объеме, просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

         Представители ответчика - ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» - Озрокова З.А и Джашеев С.Б, иск не признали, суду показали, что согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в случае когда мать ребенка не может осуществлять уход за ребенком право на получение ежемесячного пособия может реализовать другой член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком. Однако фактов, свидетельствующих о невозможности супруги истца осуществлять уход за ребенком ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» не имеет. Поэтому в предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия Шебзухову А.Р. было отказано. На основании изложенного просили в удовлетворении требований истца отказать.

        Заслушав объяснения истца и его представителя, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Шебзухова А.Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

      Из представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, достоверно установлено, что истец Шебзухов А.Р. работает в ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» в должности командира отделения ПЧ-16 3-го караула с 26 апреля 2010 года. 12 сентября 2011 года у него и его супруги ФИО1 родилась дочь ФИО11 (свидетельство о рождении серии __№__ от ДД.ММ.ГГГГ года). Воспитанием ребенка в настоящее время занимается мать ребенка ФИО1 осуществляя уход, но она пособия по уходу за ребенком не получает.

       При обращении истца к работодателю с просьбой о предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком с выплатой пособия ему было отказано со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (исходящее № 2016-ЮР от 06,10,2011 года, выданное ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР»).

         Согласно справки с Управления труда и социальной защиты населения Администрации Адыге - Хабльского муниципального района, выданной ФИО1, она не состоит на учете в УСЗН на учете как получатель единовременного пособия при рождении ребенка, за ежемесячным пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет не обращалась.

        Из приказа Начальника ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» от 26 апреля 2010 года № 80-К «О приеме работника на работу» следует, что Шебзухов А.Р. принят на работу стажером по должности пожарного в пожарную часть № 16 с испытательным сроком на три месяца.

       Из приказа Начальника ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» от 8 июня 2010 года № 114-К «О переводе работника на другую работу» следует, Шебзухов А.Р. переведен на должность «пожарный» пожарной части № 16 с должностным окладом <данные изъяты> руб., и процентными надбавками за особые условия труда. Те же данные указаны и в копии личной карточки работника Шебзухова А.Р.

      Таким образом, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О пожарной безопасности" Шебзухов А.Р., как не имеющий специального и воинского звания, относится к работникам Государственной противопожарной службы. В силу то же статьи, на работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

      В соответствии с п.п. 1,2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсия и социальные пособия устанавливаются законом.

      Право на отпуск по уходу за ребенком закреплено в ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

      В данной статье говорится о том, что отпуск по уходу за ребенком можно подразделить на два вида:

      - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия и компенсации по государственному социальному страхованию;

      - отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с выплатой за этот период компенсации, определенной законодательством.

      Пунктом 2 ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащие государственному социальному страхованию.

      Исходя из смысла указанной статьи, если ребенка воспитывает мать, право на отпуск и на пособие других родственников ребенка зависит прежде всего от того, имеет ли она сама право на отпуск и пособие, т.е. подлежит ли мать государственному социальному страхованию. Если же мать не возьмет полагающийся ей отпуск, он может быть использован отцом ребенка либо другим родственником или несколькими лицами поочередно из тех, кто подлежит государственному социальному страхованию и по договоренности с матерью ребенка фактически за ним ухаживает.

Следовательно, для получения пособия необходимыми юридически значимыми обстоятельствами являются единовременное выполнение следующих условий:

1. фактическое осуществление ухода за ребенком и, соответственно, нахождение в отпуске по уходу за ребенком;

2. участие в системе государственного социального страхования.

Как установлено в судебном заседании уход за ребенком непосредственно осуществляет мать ребенка ФИО1, но в системе государственного социального страхования не состоит, так как она не работала до рождения ребенка.

Поскольку в данной ситуации уход за ребенком осуществляет мать, то отец (истец) не имеет права на использование отпуска по уходу за ребенком и, следовательно, на получение пособия, в связи с чем требования истца не обоснованны.

Мать ребенка, фактически осуществляющая уход за ребенком, также не имеет права на получение пособия.

Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определяет обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан (абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ).

Мать ребенка, не состоявшая до его рождения ни с одной из организаций в трудовых отношениях, государственному социальному страхованию не подлежит. Следовательно, и право на получение пособия у нее отсутствует, а равно такое основание отсутствует и у истца

         Кроме того, согласно п.п «Е» п. 39 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

         Истец в судебное заседание представил заключение врачебной комиссии Адыге-Хабльской центральной районной больницы согласно которого по состоянию здоровья ФИО1 нуждается в освобождении от тяжелого физического труда и переохлаждение.       

       Данное заключение по своему содержанию не дает также право истцу и жене на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, поскольку не подтверждает, что по состоянию здоровья жена истца не может лично воспитывать и содержать ребенка.

         При таких обстоятельствах, и с учетом того, что истцом в судебном заседании не доказано, то обстоятельство, что именно им фактически осуществляется уход за ребенком и что его супруга не может осуществлять данного ухода по одной из перечисленных выше причин, суд считает возможным отказать Шебзухову А.Р. в удовлетворении его требований об обязании ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР» в предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком и начислении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

            На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                           РЕШИЛ:

         В удовлетворении искового заявления Шебзухова А.Р. к Государственному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Министерства чрезвычайных ситуаций России по КЧР» о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2011 года.

Председательствующий по делу:

Судья

Адыге-Хабльского районного суда КЧР                                                       Косов Ю.А