Решение Именем Российской Федерации 23 мая 2011 года а. Адыге-Хабль Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Матакаев А-Г.И., при секретаре Шебзуховой С.Х., с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижевой Д.И., заинтересованных лиц- главы администрации Апсуанского сельского поселения Агирова М.И., представившего удостоверение № 4 от 15.03.2010 г. и заместителя главы администрации Апсуанского сельского поселения Аговой Ф.М., представившей удостоверение № 2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора (в порядке ст. 254 ГПК РФ) о признании бездействие администрации Апсуанского сельского поселения незаконным, установил: Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением (в порядке ст. 254 ГПК РФ) о признании бездействие администрации Апсуанского сельского поселения в виде не проведения аттестации муниципального служащего незаконным, ссылаясь на то, что 18 марта 2011 года Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой, в соответствии ч.2 ст.1 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 15 мая 2010 года N209 "Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции" и задания прокуратуры Карачаево-Черкесской прокуратуры на поднадзорной территории в органах местного самоуправления проведена проверка исполнения требований ст.18 Федерального Закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе были истребованы личные дела муниципальных служащих, подлежащих аттестации. В результате проверки материалов личного дела Аговой Ф.М., в котором должны находиться, наряду с другими документами, аттестационный лист и отзыв об исполнении должностных обязанностей, установлено, что Агова Ф.М. с 3 ноября 2005 года является муниципальным служащим администрации Апсуанского сельского поселения и замещает должность заместителя главы администрации Апсуанского сельского поселения, однако за период работы на муниципальной службе Агова Ф.М. аттестацию не проходила. В личном деле Аговой Ф.М. отсутствуют какие-либо документы, свидетельствующие о прохождении ею аттестации, а именно аттестационный лист и отзыв об исполнении должностных обязанностей. Кроме того, как следует из объяснений главы сельского поселения и справки за его подписью, аттестация муниципальных служащих, в том числе Аговой Ф.М. последние три года не проводилась. Положение о порядке проведения аттестации, о составе аттестационной комиссии, не разрабатывалось. Не издавался также приказ о возложении обязанностей по проведению аттестации на конкретное должностное лицо. Уставом Апсуанского сельского поселения, п.6 ст.41 «Условия и порядок прохождения муниципальной службы» также предусмотрено проведение аттестации муниципальных служащих один раз в три года. Таким образом, администрацией Апсуанского сельского поселения не исполняются требования ст.18 Федерального Закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Устава СП, в соответствии с которой, в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы, один раз в три года проводится аттестация муниципальных служащих. Предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, отнесено, в соответствии с п.3 ст.6 Федерального Закона от 25 декабря 2009 года «О противодействии коррупции», к мерам по профилактике коррупции. В силу ст.16 Федерального Закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких - бы то ни было прямых или косвенных ограничений, или преимуществ, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Не проведение аттестации муниципальных служащих в установленный законом срок является нарушением действующего законодательства, приводит к субъективности в оценке профессиональных качества муниципального служащего, что нарушает равенство прав граждан при прохождении муниципальной службы. Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и Федеральные Законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии со ст.ст.245-254 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. В связи с изложенным, на основании ст.ст. 4, 15 Конституции РФ, ч.1 ст.ст. 18 Федерального Закона от 02.03.07г. № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст.ст.245-254 Гражданского процессуального кодекса РФ, Адыге-Хабльский межрайонный прокурор просит суд признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в виде не проведения аттестации муниципального служащего Аговой Ф.М. незаконным и обязать администрацию Апсуанского сельского поселения в течение шести месяцев после принятия судом решения провести аттестацию Аговой Ф.М. В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижева Д.И., поддержала заявленные требования и просила суд признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в виде не проведения аттестации муниципального служащего Аговой Ф.М. незаконным и обязать администрацию Апсуанского сельского поселения в течение шести месяцев после принятия судом решения провести аттестацию Аговой Ф.М. Привлеченный в качестве заинтересованного лица глава администрации Апсуанского сельского поселения Агиров М.И. в судебном заседании пояснил, что с сентября 2009 года состоит в должности главы Апсуанского сельского поселения. С указанного времени аттестация муниципальных служащих в администрации Апсуанского сельского поселения не проводилась. Положения о проведении аттестации, о составе аттестационной комиссии в администрации Апсуанского сельского поселения не имеется. Нет так же приказа о возложении обязанностей по проведению аттестации на конкретного должностного лица. Заявил, что примет все меры для устранения допущенных нарушений законодательства. В удовлетворении заявленных требований не возражал. Заместитель главы Апсуанского сельского поселения Аговой Ф.М. также не возражала в удовлетворении заявленных требований. Выслушав заместителя Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, главу Апсуанского сельского поселения Агирова М.И. и заместителя главы Апсуанского сельского поселения Агову Ф.М., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований. В соответствии с ч.1 ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ, бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина оспариваются в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ст. 81 ТК РФ). Аттестации проходят все муниципальные служащие, независимо от замещаемых должностей. Исключение составляют отдельные категории, перечисленные в п.2 ст.18 вышеуказанного закона. Для организации аттестации органы местного самоуправления составляют и утверждают списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации, графики проведения аттестации; формируют аттестационные комиссии; готовят необходимые документы на муниципальных служащих, подлежащих аттестации. Списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации, и графики проведения аттестации составляются и утверждаются в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами. Графики проведения аттестации доводятся до сведения муниципальных служащих, подлежащих аттестации, в установленные сроки. Для проведения аттестации на каждого муниципального служащего, подлежащего аттестации, готовятся аттестационный лист и отзыв. Отзыв, как правило, готовит и подписывает его непосредственный руководитель и утверждает вышестоящий руководитель. Отзыв содержит сведения о профессиональных и деловых качествах муниципального служащего, а также о результатах его работы за предшествующий период. Как установлено в ходе судебного заседания, Агова Ф.М. с 3 ноября 2005 года является муниципальным служащим администрации Апсуанского сельского поселения и замещает должность заместителя главы администрации Апсуанского сельского поселения, однако за период работы на муниципальной службе Агова Ф.М.. аттестацию не проходила. Как указано в ст. 18 Федерального Закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», п.6 ст.41 Устава Апсуанского сельского поселения, в соответствии с которой, в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы, один раз в три года проводится аттестация муниципальных служащих. К указанным в п.2 ст.18 данного закона муниципальным служащим, не подлежащих аттестации Агова Ф.М. не подпадает. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации круг муниципальных служащих, не подлежащих аттестации, не может быть расширен, в связи с чем, требования Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры суд считает правомерными и обоснованными. В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в соответствии со ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с изложенным, суд считает, что устранение нарушений Федерального Закона может быть обеспечено только обязав администрацию Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев провести аттестацию Аговой Ф.М. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.254 ГПК РФ) о признании бездействие администрации Апсуанского сельского поселения незаконным удовлетворить. Признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской республики в виде не проведения аттестации муниципального служащего Аговой Фатимы Михайловны незаконным. Обязать администрацию Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в течение шести месяцев после принятия судом решения провести аттестацию Аговой Фатимы Михайловны. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения.