Гражданское дело № 2-573/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 октября 2011 года а. Адыге-Хабль Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской республики в составе председательствующего судьи Косова Ю.А., при секретаре Соновой М.К., с участием старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижевой Д.И., представителя заинтересованного лица - главного специалиста по правовым вопросам администрации Ногайского муниципального района Джемакулова К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации Ногайского муниципального района, установил: Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился с заявлением в Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Ногайского муниципального района. Свои требования обосновал тем, что в ходе проведенной Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой по заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверки соблюдения бюджетного законодательства при расходовании средств, направленных на поддержку сельхозтоваропроизводителей, в том числе на поддержку регионов, пострадавших в 2010 году в результате засухи, в администрации Ногайского муниципального района отсутствует административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Тогда, как в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: 1. организация и осуществление муниципального контроля на К вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.6.1 и 7 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Однако в нарушение указанных норм федерального законодательства в уставе муниципального образования не предусмотрено осуществление муниципального контроля в соответствии с Федеральным законодательством «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; администрацией Ногайского муниципального района не разработан и не утвержден административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности; на согласование в межрайонную прокуратуру не представлен ежегодный план проверки за 2012 год. В связи с изложенным, Адыге-Хабльский межрайонный прокурор просил суд признать бездействие администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики незаконным и обязать администрацию Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики внести дополнение в устав по осуществлению муниципального закона в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и ежегодно представлять на согласование межрайонному прокурору план проверки. В судебном заседании старший помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Бекижева Д.И. поддержала требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора и просила суд в их удовлетворении. Представитель заинтересованного лица - Джемакулова К.А. в судебном заседании против удовлетворения требований Адыге-Хабльского межрайонного прокурора возражал. При этом им в судебное заседание предоставлены Устав Ногайского муниципального, принятый решением Совета Ногайского муниципального района от 28,06,2010 № 79, Решение Совета Ногайского муниципального района от 29,07,2011 года № 103 «О внесении изменений в Устав Ногайского муниципального района КЧР», Постановление администрации Ногайского муниципального района № 27 от 27,07,2011 года «Об утверждении административного регламента Ногайского муниципального района по исполнению муниципальной функции по земельному контролю». При этом представитель заинтересованного лица пояснил суду, что в Устав Ногайского муниципального района дважды вносились дополнения (при условии функционирования Ногайского муниципального района с 01.01.2010г.). Первое дополнение, внесено во исполнение требований Федерального закона от 26.12.2008г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля решением Совета Ногайского муниципального района от 29.06.2010г. № 79. Пункт 1 статьи 35 дополнен подпунктом 4 «осуществление предусмотренного Федеральным законодательством муниципального контроля на территории Ногайского муниципального района». Второе дополнение, по вопросам муниципального контроля в Устав Ногайского муниципального района внесено Решением Совета Ногайского муниципального района от 29.07.2011г. № 103. Статья 8 Устава дополнена пунктами 23,29,31 и 32 о муниципальном контроле в особо охраняемых природных территориях местного значения, лесном контроле, контроле за проведением муниципальных лотерей и контроле на территориях особой экономической зоны. Межрайонной прокуратуры, указано, что на 2012г. не составлен ежегодный план проверок и не представлен в межрайонную прокуратуру. План проверок по земельным вопросам будет составлен и представлен в межрайонную прокуратуру в ноябре-декабре 2011г. Таким образом, в устав Ногайского муниципального в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля изменения внесены. Положение о муниципальном земельном контроле и административный регламент Ногайского муниципального района по исполнению муниципальной функции по земельному контролю разработаны и утверждены. Следовательно оснований для признания незаконным бездействия администрации Ногайского муниципального района не имеется. Выслушав старшего помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора, представителя Ногайского муниципального района КЧР, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворении заявленных требований. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом ( ч.1 ст.6 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов и др. (ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В судебном заседании установлено, что Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой необоснованно предъявлены требования об обязании администрации Ногайского муниципального района внести дополнение в устав по осуществлению муниципального закона в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Так представителем администрации Ногайского муниципального района Джемакуловым К.А-К. и предоставленными в судебное заседание документами достоверно подтверждено, что Постановлением администрации Ногайского муниципального района № 27 от 27,07,2011 года утвержден административный регламент Ногайского муниципального района по исполнению муниципальной функции по земельному контролю. Данный регламент разработан в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства КЧР от 27,12,2007г. № 4584 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов и исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти КЧР». В соответствии с Уставом Ногайского муниципального района и решениями Совета Ногайского муниципального района от 28,06,2010 года № 79, от 29,07,2011 года № 103, согласно которым были внесены изменения в Устав, в частности статья 8 Устава дополнена пунктами 23,29,31 и 32 о муниципальном контроле в особо охраняемых природных территориях местного значения, лесном контроле, контроле за проведением муниципальных лотерей и контроле на территориях особой экономической зоны, подпункт 4 пункта 1 изложен в следующей редакции «организация и осуществление муниципального контроля по вопросам, предусмотренным федеральными законами, в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Также представителем Ногайского муниципального района подтверждено, то обстоятельство, что при условии функционирования Ногайского муниципального района с 1 января 2010 года в текущем году администрацией района в ноябре - декабре в Адыге-Хабльскую межрайонную прокуратуру будут предоставлены для согласования ежегодный план проверок на 2012 год. В связи с изложенным, суд считает, что требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации Ногайского муниципального района, выразившееся в не внесении дополнений в устав по осуществлению муниципального закона в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в не разработке и не утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности являются необоснованными; Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Требования по предоставлению на согласование в межрайонную прокуратуру ежегодного плана проверки на 2012 год подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении заявления Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Ногайского муниципального района, выразившееся в не внесении дополнений в устав по осуществлению муниципального закона в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в не разработке и не утверждении административного регламента осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности - отказать. Требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Ногайского муниципального района, выразившееся в не предоставлении для согласования в межрайонную прокуратуру ежегодного плана проверки на 2012 год - удовлетворить. Признать действия администрации Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской республики выразившееся в не предоставлении для согласования в межрайонную прокуратуру ежегодного плана проверки на 2012 год незаконными. Обязать администрацию Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской республики предоставить для согласования в межрайонную прокуратуру ежегодный план проверки на 2012 год. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Председательствующий по делу
соответствующей территории; 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.