Р Е Ш Е Н И Е Дело № Именем Российской Федерации 30 июня 2011 года пос. Адамовка Адамовский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Горько А.В. при секретаре судебного заседания Кузьминой Н.А. с участием: помощника прокурора Адамовского района Шипилова П.Г., ответчика директора МОУ «Анеевская ООШ» Кашпановой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адамовского района в интересах неопределенного круга лиц к директору МОУ «Анеевская ООШ» Кашпановой М.Р., отделу образования администрации МО Адамовский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в не оборудовании кнопкой тревожной сигнализации здания школы, обязании в срок не позднее 01.09.2011г. оборудовать МОУ «Анеевская ООШ» кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова ОВД в случае чрезвычайных ситуаций, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Адамовского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к директору МОУ «Анеевская ООШ» Кашпановой М.Р., отделу образования администрации МО Адамовский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в не оборудовании кнопкой тревожной сигнализации здания школы, обязании в срок не позднее 01.09.2011г. оборудовать МОУ «Анеевская ООШ» кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова ОВД в случаи чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании помощник прокурора Шипилов П.Г. исковые требования поддержал и пояснил, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, противодействии терроризму, в ходе, которой было установлено, что МОУ «Анеевская ООШ» не оборудована кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова органов внутренних дел в случае чрезвычайных ситуаций. Гражданам Российской Федерации государством гарантируется признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на охрану здоровья и ответственность за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст.ст.2,18,41 Конституции РФ). Гарантии государства обеспечиваются обязанностью органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и действующие законы (ст.15 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 к компетенции образовательного учреждения, в частности, относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Частью 3 ст. 32 вышеуказанного закона предусмотрена ответственность образовательного учреждения за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Аналогичное требование содержит п. 10 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников школы создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей и уничтожение имущества. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и Законы. На основании ст. 2 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Согласно ч. 3 ст. 32 вышеуказанного закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. На основании ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав человека и гражданина, системность и комплексность использования политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. В МОУ «Анеевская ООШ» обучаются дети, в том числе младшего возраста, работает педагогический состав. Отсутствие в учреждении образования кнопки тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова органов внутренних дел в случае чрезвычайной ситуации, может быть опасно для их жизни и здоровья. В соответствии со ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье личности, другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, подлежат защите в судебном порядке. Установленные законом требования МОУ «Анеевская ООШ» не выполняются в течение длительного периода времени. Результатом данного бездействия при отсутствии полноценных мер по незамедлительному устранению нарушений может явиться гибель людей и наступление иных тяжких последствий. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд ч.2 ст.46 Конституции РФ, ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц установлено ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Таким образом, бездействие директора МОУ «Анеевская ООШ» Кашпановой М.Р. нарушает права неопределенного круга лиц. Школа является учреждением с массовым пребыванием граждан, посещается неограниченным количеством лиц, число которых постоянно изменяется, в связи с чем, круг лиц, которым могут быть причинены негативные последствия указанным бездействием, не может быть определен. Просит признать незаконным бездействие директора МОУ «Анеевская ООШ» Кашпановой М.Р., отдела образования администрации МО Адамовский район, выразившегося в не оборудовании кнопкой тревожной сигнализации здания школы, обязать их в срок не позднее 01.09.2011г. оборудовать МОУ «Анеевская ООШ» кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова ОВД в случае чрезвычайных ситуаций. Ответчик Кашпанова М.Р. исковые требования признала полностью. Представитель ответчика отдела образования администрации МО Адамовский район Фомичева Е.В., представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Команова И.В. в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем написали заявление. В связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ. Изучив материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям: Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. Кашпанова М.Р. назначена директором МОУ «Анеевская ООШ» с ДД.ММ.ГГГГ Из устава МОУ «Анеевская ООШ» следует, что учредителем является администрация МО Адамовский район в лице отдела образования, учреждение имеет право привлекать дополнительные финансовые источники, учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников во время образовательного процесса, высшим должностным лицом является директор, осуществляющий текущее руководство школой, источники формирования финансовых средств: средства учредителя, внебюджетные средства, другие средства. Из должностных обязанностей директора школы следует, что он отвечает за создание режима соблюдения норм и правил техники безопасности в школе. Таким образом, установлено, что ответственность за оборудование кнопкой тревожной сигнализации несет лично директор школы, отдел образования администрации Адамовского района, как учредитель обязан содействовать, координировать, контролировать деятельность директора в этой части. Согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности МОУ «Анеевская ООШ», утвержденному директором МОУ Кашпановой М.Р. и согласованному с РОО в ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Мероприятия по укреплению антитеррористической защиты» установка кнопки тревожной сигнализации не указана. Из актов обследования на техническую укрепленность и оснащенность средствами сигнализации МОУ «Анеевская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что кнопка тревожной сигнализации отсутствует. Из акта проверки готовности МОУ «Анеевская ООШ» к 2010\2011 учебному году от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при проверке школы вопрос о ее защищенности от терроризма, об установке тревожной кнопки и сигнализации не ставился. В связи с чем, суд пришел к выводу, что директору школы Кашпановой М.Р. было известно о необходимости установки тревожной кнопки, вместе с тем, она при приемке школы к новому учебному году вопрос об установке тревожной кнопки не поставила. Из районной целевой программы «Безопасность образовательных учреждений Адамовского района» на 2011 год, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ., следует, что ее разработчиком является отдел образования Адамовского района, исполнителями: администрация района, отдел образования, отдел ГПН, образовательные учреждения; целью программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности; задача – реализация государственной политики и требований законодательных и иных актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей. В числе мероприятий отсутствует указание о планировании оборудования школ кнопками тревожной сигнализации. Согласно указанной программе, суд пришел к выводу, что, не смотря на необходимость установки тревожной кнопки, в районную программу вопрос об этом не был включен. Из требования о предоставлении информации прокурору Адамовского района на имя директоров школ от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что запрашивались сведения о проведенных мероприятиях по оснащению кнопками тревожной сигнализации в школе, какие предпринимались меры по противодействию терроризму Из представления прокурора Адамовского района в адрес директора МОУ «Анеевская ООШ» Кашпановой М.Р. от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что по результатам проверки требовалось устранить нарушения требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму, в течение месяца принять меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Из информации директора школы Кашпановой М.Р. от ДД.ММ.ГГГГ. на имя прокурора района следует, что тревожная кнопка сигнализации в МОУ не установлена, в связи с тяжелым материальным положением, планируется её установка в 2011г. Из заявки начальника РОО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Адамовский РОО просит начальника отделения ФФГУП «Охрана» МВД РФ по Оренбургской области провести монтаж тревожных сигнализаций с выводом на ПЦН «Сокол» в школах района, в их числе МОУ «Анеевская ООШ» отсутствует. Судом отмечается факт непланирования РОО установки тревожной кнопки в 2011г. в МОУ «Анеевская ООШ». Из заявки директора школы Кашпановой М.Р. на имя начальника Адамовского РОО от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что она просит установить тревожную кнопку в МОУ «Анеевская ООШ» в 2011г. Из резолюции за подписью начальника РОО следует, что установка тревожной кнопки в 2011 году невозможна из-за отсутствия финансовых средств. Таким образом, следует, что директор школы вновь ограничился написанием заявки с просьбой установки тревожной кнопки, отдел образования, не приняв реальных мер к содействию в установке тревожной кнопки в части поиска денежных средств, указал на невозможность финансирования установки. Из письма начальника Адамовского отделения филиала ФГУП «Охрана» МВД РФ по Оренбургской области на имя прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно совместного заседания областной антитеррористической комиссии и оперативного штаба от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение по п. 3.4 – принять неотложные меры по оснащению учреждений образования средствами тревожной сигнализации с подключением на пульты централизованного наблюдения вневедомственной охраны. На ДД.ММ.ГГГГ. из всех образовательных учреждений и дошкольных образований оснащены тревожной сигнализацией школы № №, детские сады, заключены договора на реагирование со школами № №, МДОУ № ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка от отдела образования Адамовского района о проведении монтажа тревожной сигнализации в образовательных учреждениях, в их числе МОУ «Анеевская ООШ» отсутствует. Согласно заявке были составлены и утверждены руководителями учреждений сметы, а также заключены договора на монтаж тревожной сигнализации в СОШ. Эта работы была окончена в первой декаде февраля, на этом работы по оснащению образовательных учреждений тревожной сигнализацией прекратились. Судом, в связи с этим, сделан вывод, что вопрос о необходимости установки тревожной кнопки был известен отделу образования с ДД.ММ.ГГГГ., к марту ДД.ММ.ГГГГ. в ряде школ тревожные кнопки были установлены, то есть после заключения договоров средства на их оплату были найдены, заявка же на установку в других школах поступила только ДД.ММ.ГГГГ., заключены договора, но фактически работы не были проведены, при этом МОУ «Анеевская ООШ» не внесена в вышеуказанную заявку. Из требования о предоставлении информации прокурору Адамовского района на имя начальника РОО от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что запрашивались сведения о проведенных мероприятиях по оснащению кнопками тревожной сигнализации школ, в том числе в МОУ «Анеевская ООШ». Из ответа начальника РОО на запрос прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что работа по установке кнопок тревожной сигнализации начата, составлены сметы, общая сумма расходов составляет № рублей, подана заявка в администрацию района, по мере выделения денежных средств будет проведена работа по установке тревожных кнопок сигнализации. Из письма начальника РОО от ДД.ММ.ГГГГ. на имя главы района следует, что он просит решить вопрос о финансировании установки тревожных кнопок в № школах района на № рублей, в связи с тем, что на 2011г. финансовые средства на эти мероприятия не заложены, имеется виза об отказе. Давая оценку этому письму, суд считает, что расчет на финансирование оплаты установки тревожной кнопки только на администрацию района, с учетом того, данный вопрос был поставлен только в 2011 году, необоснованно, так как и у МОУ и отдела образования имеются иные возможности для разрешения данного вопроса путем привлечения спонсорских средств, кредитования, поиска источников доходов внутри МОУ, отдела образования путем перераспределения средств, с учетом суммы установки тревожной кнопки, которая не является большой, так как не превышает <данные изъяты> рублей, с августа 2008 года этот вопрос мог быть решен, в том числе, если бы он был вынесен на рассмотрение при утверждении местного бюджета. Ответчик Кашпанова М.Р. полностью признала иск, о чем написал заявление. В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ: «Ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц». При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Согласно ч.4 ст. 198 ГПК РФ: «В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом». Суд, учитывая, что ответчик полностью признал исковые требования, принимает это признание, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Давая оценку действиям директора школы и отдела образования в совокупности, суд пришел к выводам, что они в течение длительного времени не предпринимали реальных мер к установке кнопки тревожной сигнализации, ссылаясь на отсутствие денежных средств, при этом поиском источников финансирования не занимались в полном объеме, полагаясь только на местный бюджет, направляя заявки с просьбами о содействии в оплате, директор школы не заключал договор на установку, а отдел образования, как учредитель, не координировал, не содействовал и не контролировал деятельность директора в этих мероприятиях. Доказательств того, что данные вопросы выносились на обсуждение оперативных совещаний, заседаний комиссий, совета депутатов, вышестоящих организаций, не представлено. В не совершении указанных действий, итогом которых является то, что кнопка тревожной сигнализации не была установлена, судом усматривается незаконность бездействия директора школы и отдела образования. Необходимость установки кнопки тревожной сигнализации обусловлена следующими положениями законодательства РФ: статьями 2, 15, 18, 41 Конституции РФ, ч. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, п. 10 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196, статьями 2, 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6.03.2006 № 35-ФЗ, ст. 150 ГК РФ. Из приведенных выше норм закона следует, что в основу принципов противодействия терроризму положена системность и комплексность использования различных мер противодействия и приоритет мер его предупреждения, но как установлено судом в МОУ «Анеевская ООШ» отсутствует одно из средств тревожной сигнализации, что не говорит о системности и комплексности подхода противодействия терроризму. Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ, ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», бездействие органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Поэтому исковые требования прокурора согласно ст. 45 ГПК РФ признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению полностью, государственная пошлина, которая подлежала уплате при подаче искового заявления, согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков в пользу государства. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Адамовского района удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие директора МОУ «Анеевская основная общеобразовательная школа» Кашпановой М.Р. выразившееся в не оборудовании кнопкой тревожной сигнализации здания школы и обязать директора МОУ Кашпанову М.Р. оборудовать МОУ «Анеевская основная общеобразовательная школа» кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова органов внутренних дел в случае чрезвычайных ситуаций к 01.09.2011г. Признать незаконным бездействие отдела образования администрации МО Адамовский район Оренбургской области, выразившееся в не оборудовании кнопкой тревожной сигнализации здания школы и обязать отдел образования администрации МО Адамовский район оборудовать МОУ «Анеевская основная общеобразовательная школа» кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова органов внутренних дел в случае чрезвычайных ситуаций к 01.09.2011г. Взыскать с директора школы Кашпановой М.Р. в пользу государства <данные изъяты> в счет государственной пошлины, подлежавшей уплате. Взыскать с отдела образования администрации МО Адамовский район Оренбургской области в пользу государства <данные изъяты> рублей в счет государственной пошлины, подлежавшей уплате. Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Резолютивная часть решения оглашена 30.06.2011г., мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 02.07.2011г. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья: Секретарь: Решение вступило в законную силу 13.07.2011 года