Р Е Ш Е Н И Е <данные изъяты>
Именем Российской Федерации
31 января 2011 года п. Адамовка
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Горько А.В.
при секретаре судебного заседания Тулегеновой Н.В.
с участием: истца Батмаевой Н.П. и ее представителя Ефанова С.Г.
представителя ответчика Черниковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батмаевой Н.П. к администрации МО Адамовский район Оренбургской области о взыскании компенсации морального вреда, выразившегося в незаконных действиях по непредставлению жилья, в сумме <данные изъяты> рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Батмаева Н.П. обратилась в суд с иском к администрации МО Адамовский район с иском о взыскании в счет компенсации морального вреда, выразившегося ей и ее несовершеннолетним детям, ее мужу, не дождавшегося жилья и его родителям, из-за незаконных действий в сумме <данные изъяты> рублей.
Позднее, Батмаева Н.П. уточнила исковые требования, просила взыскать компенсацию морального вреда в свою пользу за вред, причиненный ей незаконными действиями по непредставлению жилья ее семье администрацией МО Адамовский район.
В судебном заседании Батмаева Н.П. исковые требования полностью поддержала и пояснила, что у нее собственного жилья нет, в этом виновата администрация МО Адамовский район, так как при жизни ее мужа, который был инвалидом, она не выделила им жилье. Она и дети страдали физически и морально, так как видели, живя в одной комнате, как умирает их отец. Ранее проживала в <адрес> переехали жить в <адрес>, так как у нее умерла мать, дом, где проживали, рушился. В 1996 году муж получил инвалидность <данные изъяты>, <данные изъяты> В 2007 году у них родилась дочь. 30.11.2009г. мужу дали 1 группу инвалидности, заболевание у мужа являлось хроническим, в настоящее время она и дети проживают с родителями мужа в <адрес>, газ и отопление отсутствуют. В 2006 году она обращалась <данные изъяты>, главе администрации МО п. Теренсай <данные изъяты> с просьбой выделить жилье. Но они сказали, что жилье ей не положено.
В 2008 году узнала от тети, что, так как супруг инвалид, она имеет право на получение жилья в первую очередь. В марте 2009 года она собрала пакет документов и ее семью поставили в очередь по программе «Молодая семья», но в августе ей исполнилось 36 лет и их исключили из программы. Тогда же она узнала, что имеет право на получение жилья по программе социального найма. Когда у мужа была 2 группа инвалидности, она <данные изъяты>. приезжала с мужем в районную администрацию, чтобы сдать документы на получение жилья, там сняли копию свидетельства об инвалидности, но о том, что нужно принести еще другие документы, не сказали. Она думала, что их поставили в очередь, но оказалось, что нет.
Она писала и Президенту, и в область, но оттуда пришел ответ, что рассмотрение ее вопроса в компетенции администрации МО Адамовский район. Моральный вред заключается в том, что она была беременна 3 ребенком, но ей приходилось ходить, собирать все документы, она ходила по инстанциям, переживала по этому поводу. У нее была угроза прерывания беременности, она лежала в <данные изъяты> больнице на сохранении <данные изъяты>., но не долечилась, пришлось уехать, так как не с кем было оставить маленького ребенка и мужа, и также собирать документы для получения жилья. На почве переживаний и физических нагрузок, у нее случился выкидыш, считает, что во всех ее моральных страданиях, виновата администрация МО Адамовский район, просит взыскать с администрации <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда, при этом ориентируется на стоимость жилья в г. Орск, старшая дочь заканчивает 9 классов, поедет учиться в Орск, она тоже туда хочет переехать.
Представитель ответчика Черникова Н.В. исковые требования не признала и пояснила, что истица уже обращалась с аналогичным иском в суд, но после показаний Подлиповской она согласилась, что ее требования неправомерны, и она отказалась от иска. Подлиповская разъяснила истице в 2009 году, что для того, чтобы встать на очередь для получения жилья, необходимо сначала встать на очередь в Теренсайском сельсовете, для чего собрать определенный пакет документов. Деньги на приобретение квартир для нуждающихся в жилье семей пришли в администрацию 01.04.2010г., а в мае 2010г. Батмаев умер, следовательно, они потеряли право на получение жилья вне очереди. К тому же, сумма на приобретение квартиры составляла 600000 рублей, поэтому считает, что вины районной администрации в том, что Батмаева не получила квартиры нет.
Жилье приобретается по месту жительства лица, состоящего в очереди, после поступления денег с областного бюджета в районную администрацию проводится аукцион на покупку квартир, после приобретения квартир жилищная комиссия определяет, кому предоставить купленные квартиры. В конце года определяется количество нуждающихся в жилье, делается прогноз на рыночную стоимость жилья, после чего финансовым отделом отправляется заявка на выделение средств из областного бюджета, просит в иске отказать
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующим выводам.
Согласно исковым требованиям, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причиненного ей за незаконное непредставление жилья.
Согласно ст. 151 ГК РФ: Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истец указала, что она не получила жилье, в период, когда ее семья состояла в очереди на получение жилья как участник программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010гг», а так же как признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма по причине наличия в семье инвалида, а так же потому, что в семье проживал муж, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при этом в квартире проживала и другая семья.
Согласно паспорту Батмаевой Н.П. она зарегистрирована в <данные изъяты> Кваркенского района с 22.08.1991г.
Из акта обследования жилого помещения от 10.03.2009г. следует, что было обследовано жилое помещение нанимателя Батмаевой Н.П. в <адрес>, дано заключение, что дом ремонту не подлежит
Из распоряжения главы МО Теренсайский сельсовет от 01.04.2009г. № 27-р следует, что в соответствии с Законом Оренбургской области от 28.02.2003г. № 63\3-III-ОЗ «Об областной программе ««Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010гг.» семья Батмаевой Н.П. 01.04.2009г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как малоимущая, присвоено учетное дело №
Из заявления Батмаевой Н.П. от 08.04.2009г. на имя главы МО Адамовский район следует, что она обратилась с просьбой включить ее в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010гг.» 08.04.2009г., указала адрес своего проживания п. Теренсай <адрес> состав семьи: супруг и 2 детей, с условиями участия в программе была ознакомлена и обязалась их соблюдать, заявление было зарегистрировано в администрации МО 10.04.2009г.
Из заявления Батмаевой Н.П. от 08.04.2009г. на имя главы МО Адамовский район следует, что она просит выдать социальную выплату в 2010г. на приобретение жилья на вторичном рынке на территории Оренбургской области
Согласно распоряжению администрации МО Адамовский район от 13.05.2009г. № 494-р семья Батмаевой Н.П. была признана и поставлена на учет как участник программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010гг.» с 01.04.2009г.
Из распоряжения администрации МО Адамовский район от 24.08.2009г. № 1132-р следует, что семья Батмаевых исключена из списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010гг.» в связи с достижением одного из супругов (Батмаевой Н.П.) предельного возраста 36 лет
Согласно выписки из медицинской карты Батмаевой Н.П. следует, что она находилась на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Правилами расчета размера социальной выплаты и формирования списков участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010гг.», утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 28.08.2006г. № 2006г.:
п.2 - участник Программы это молодая семья, возраст супругов которой не превышает 35 лет, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий и изъявившая желание участвовать в программе.
п. 10 – учет молодых семей, желающих стать участниками Программы, осуществляют органы местного самоуправления, для постановки на учет молодые семьи подают в органы местного самоуправления по месту своей регистрации заявление на участие в Программе и предъявляют перечень документов и их копии
Таким образом, участие в программе обуславливается личным желанием лица. Как установлено, Батмаева Н.П. обратилась с таковым заявлением только 01.04.2009г., 08.04.2009г. написала заявление на получение социальной выплаты для приобретения жилья в 2010г., при этом была ознакомлена с условиями участия в Программе.
Исходя из положений п. 17, 19, 22, 23 указанных Правил, получение социальной выплаты Батмаевой Н.П. возможно было бы только в 2010г., о чем Батмаева Н.П. знала, этот вывод подтверждается и написанным ей заявлением.
Истец родилась ДД.ММ.ГГГГ, поэтому решение администрации ДД.ММ.ГГГГ об исключении ее семьи из участия в Программе, является обоснованным, нарушений по постановке на учет и вины администрации МО Адамовский район судом не установлено.
По указанной причине, ссылка истца на причинение ей действиями администрации морального вреда, является необоснованной, так как факт нахождения ее на стационарном лечении в указанный период не состоит в какой-либо причинно-следственной связи с действиями ответчика, а исключение ее из Программы обусловлено поздним ее обращением для участия и ее возрастом.
Истец указала, что в результате неправомерных действий со стороны ответчика, ее семья не получила жилье по договору социального найма до смерти супруга, когда состояла в льготной очереди по причине его инвалидности и наличия хронического заболевания.
Согласно Закону Оренбургской области от 22.12.2007г. № 1853 «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан»: органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
ст. 1: п.1 п.п. «з» инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005г., имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», п. 6: граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями и страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством РФ, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности
В соответствии с Положением «О порядке обеспечения жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан на территории Адамовского района», утвержденного решением Советом депутатов МО Адамовский район № 394 от 25.09.2009г.:
раздел 2 - учет и регистрация граждан, проживающих на территории МО и признаваемых нуждающимися в предоставлении жилых помещений в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма, ведется администрациями МО сельских поселений Адамовского района, жилыми помещениями обеспечиваются следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: п.1 вставших на учет после 1 января 2005г., имеющих право на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», в том числе инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, п. 6 граждан, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно Перечню, установленному Правительством РФ и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности
раздел 3 п.2 – гражданам, указанным в пунктах … п. 6 раздела 2 – жилые помещения предоставляются вне очереди
Согласно запросу администрации МО Адамовский район от 20.11.2009г. о предоставлении списков граждан, состоящих на учете, и списку граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» от 01.12.2009г., семья Батмаевой Н.П. была поставлена на учет 01.04.2009г., состав семьи муж инвалид, 4 человека
Из письма главы администрации МО Адамовский район от 20.11.2009г. следует, что администрацией МО Теренсайский сельсовет было произведено обследование жилищно-бытовых условий семьи Батмаевой Н.П., семья поставлена на учет в администрации МО Теренсайский сельсовет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 40, как семья инвалида в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» семья имеет право быть включенной в список отдельных категорий граждан на предоставление жилья по договору социального найма, но правом первоочередности данная категория не пользуется. В настоящее время эта семья включена в районный список семей инвалидов и семей с детьми-инвалидами на предоставление жилья по договору социального найма, жилищный вопрос будет решен в порядке очередности
Согласно справке на имя Батмаева И.А. ему установлена первая группа инвалидности 30.11.2009г.
Из письма главы администрации МО Адамовский район № 1205 от 09.12.2010г. следует, что семья Батмаевой Н.П. была переведена в очередь нуждающихся в улучшении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с исполнением Батмаевой Н.П. 36 лет. 21.04.2010г. Батмаева Н.П. представила справку об инвалидности Батмаева И.А. об инвалидности 1 группы и была поставлена в льготную очередь второй, 04.05.2010г. Батмаев И.А. умер, семья Батмаевой Н.П. была переведена автоматически в общую очередь за очередностью №.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Батмаев И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 11 Положения «О порядке обеспечения жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан на территории Адамовского района», утвержденного решением Советом депутатов МО Адамовский район № 394 от 25.09.2009г. обеспечение жильем граждан производится за счет поступающих в районный бюджет из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об области на очередной финансовый год.
Таким образом, получение жилья в 2009 году семьей Батмаевых не могло быть, по причине бюджетного финансирования, что прямо указано в порядке предоставления жилья.
Истец указывает, что ответчик не включил ее семью своевременно в список очередников как семью инвалида, так и как семью гражданина, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой проживание с ними в одной квартире невозможно.
Вместе с тем, согласно п. 5 указанного Положения для принятия на учет гражданин сам подает заявление с прилагающимися к нему документами в МО сельского поселения с указанием совместно проживающих с ним членов семьи. Как следует из вышеуказанных документов, администрация МО Адамовский район своевременно поставила семью Батмаевых на учет как семью инвалида, согласно представленных списков администрацией Теренсайского сельсовета. Батмаев И.А. получил инвалидность 30.11.2009г., однако, справка об этом была предъявлена его супругой, истицей только 21.04.2010г., хотя по Положению таковая должна была быть представлена в Теренсайский сельский совет Батмаевым И.А. с указанием тяжелой формы хронического заболевания, согласно перечня, установленного Правительством РФ.
Поэтому суд пришел к выводу, что сроки постановки на учет, своевременность этого, прямо зависели от действий истца и ее супруга, в связи с чем, вины администрации МО Адамовский район в этом нет.
Истец указывает, что при поступлении денежных средств в администрацию, они не были своевременно и правильно израсходованы, сроки поиска квартиры, определение ее стоимости, проведения аукциона, установления очереди были нарушены. В связи с чем, супруг умер, не получив жилья.
Согласно справки финансового отдела администрации МО Адаовский район от 14.01.2011г. денежные средства-субвенции из областного бюджета для приобретения жилья отдельным категориям граждан в 2010г. поступили: 01.03.2010г. – 504500 руб., 07.04.2010г. - 504500 руб., 02.06.2010г. – 4800000 руб.
Сторона истца указывает, что ответчик явно необоснованно затянул сроки расходования выделенных денежных средств на приобретение квартир. Суд, изучив представленные стороной ответчика документы и пояснения представителя ответчика, считает эти доводы необоснованными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 03 марта 2008г. № 87-п «Об утверждении правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» определены порядок расходования денежных средств, выделяемых на приобретение квартир. Субвенции причисляются министерством в местные бюджеты на приобретение жилья в муниципальную собственность, после оформления приобретенного жилого помещения в муниципальную собственность осуществляется предоставление жилых помещений очередникам из числа категорий граждан по договорам социального найма, при этом Постановлением не предусмотрены конкретные сроки с момента поступления средств до момента оформлния договоров социального найма.
Сторона ответчика указывает, что моменту оформления договора социального найма предшествует определенная процедура, в которую включается прогнозирование приобретения жилья, поиск необходимого жилья, подходящего для приобретения, аукцион, оформление жилья в собственность, поэтому семья Батмаевых, исходя из совокупности этих сроков и даты смерти Батмаева И.А., не смогла получить жилье.
Судом были проверены доводы ответчика, они признаются обоснованными по следующим причинам.
Процедура приобретения жилья в собственность МО регулируется разделом 11 вышеуказанного Положения «О порядке обеспечения жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан на территории Адамовского района», Федеральным Законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Постановлением Правительства Оренбургской области от 03 марта 2008г. № 87-п «Об утверждении правил расходования и учета субвенций, предоставляемых на обеспечение жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан».
Таким образом, после поступления субвенции из области, оформляются документы для проведения аукциона, закупка жилья путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для чего составляется и утверждается заявка установленной формы, с учетом рекомендаций Постоянно действующей комиссии по учету граждан, нуждающиеся в жилье. При составлении заявки проводится изучение рынка недвижимости в районе, рассчитывается сумма в пределах поступившей субвенции, определяются возможные продавцы, готовые продать жилые помещения, требования к техническим характеристикам приобретаемых жилых помещений, проверяется наличие свободных жилых помещений. На основании заявки публикуется извещение о проведении аукциона на сайте, указывается дата рассмотрения заявок, затем следует процедура оформления в муниципальную собственность жилья, оформление договора социального найма.
Стороной ответчика были представлены документы, подтверждающие поведение указанных мероприятий, а именно: из дела № 7 об аукционе, в том числе заявка для размещения заказа, извещения о проведении открытого аукциона, протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, журнал регистрации поступления заявок, публикации рассмотренных заявок. С учетом предусмотренных законом сроков на данные мероприятия, суд пришел к выводу, что вопрос о предоставлении жилья семье Батмаевых до смерти Батмаева И.А. решен быть не мог, так как этому препятствовала законодательная процедура оформления квартиры в собственность муниципального образования.
Сторона истца указывает, что процедура оформления квартиры в собственность могла быть начата раньше, при поступлении первых денежных средств 01.03.2010г., а указанная стоимость квартиры на аукцион была явно завышена, так как в п. Теренсай возможно было приобрести квартиру и за меньшие денежные средства, кроме того, поиск квартиры был не на надлежащем уровне, что указывает о заинтересованности ответчика на приобретение определенной квартиры.
Судом доводы эти были проверены, своего подтверждения не нашли, опровергаются представленными стороной ответчика доказательствами.
Согласно указанного Положения «О порядке обеспечения граждан жильем по договору социального найма» п. 3 раздела 11 - торги по приобретению жилья проводятся на каждый дом, согласно расчету стоимости жилого помещения по численному составу семьи на норму площади предоставления жилья (18 кв.м.) из расчета стоимости 1 кв. м. жилья, утвержденного распоряжением администрации района на дату проведения торгов
Согласно Постановления Правительства Оренбургской обласи от 04.03.2010г. № 116-п утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья при приобретении жилья в сельской местности в размере 13000 рублей, в случае, если фактическая стоимость меньше, социальная выплата устанавливается исходя из фактической, но не выше 13000 рублей, аналогичное указание содержится в распоряжении главы администрации МО Теренсайский сельсовет
С учетом количества проживающих 4 человек, максимальная стоимость жилья определялась в сумме 936000 рублей
Согласно распоряжения от 08.04.2009г. № 11 главы администрации МО Теренсайский сельсовет были установлены на территории МО норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения, учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м. общей площади занимаемого жилого помещения
В извещении о проведении конкурса от 08.06.2010г. указана начальная, максимальная цена квартиры 650000 руб., общая площадь не менее 60 кв.м.
Таким образом, действия и решения администрации по подбору квартиры, объявлении аукциона, его проведении соответствуют требованиям вышеуказанных документов, срокам проведении и подтверждаются совокупностью доказательств.
Допрошенный в качестве свидетеля специалист администрации МО Адамовский район ФИО5 подтвердила в судебном заседании, что вопросы по приобретению жилья по договорам социального найма решались в коллегиальном порядке, согласно требованиям законодательства, работа по подготовке аукциона, его проведению, сам аукцион требуют значительного времени, поэтому с момента поступления денежных средств до момента оформления квартиры в собственность МО проходит значительное время, до полугода, с учетом сроков, передача квартиры семье Батмаевых к маю 2010г. не могла иметь место быть.
Согласно выписки из медицинской карты Батмаевой Н.П. следует, что она находилась на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного выше, суд пришел к выводу, что действия администрации МО Адамовский района по распоряжению выделенными субвенциями из областного бюджета на приобретение квартир по договорам социального найма являются обоснованными, законными, в отношении семьи Батмаевой каких-либо умышленных действий, затягивания сроков по поиску квартир не было, так как указанные действия и сроки строго регламентированы законодательством РФ, и их нарушение не могло быть допущено. Причинами непредставления жилья явились поздний срок обращения Батмаевой Н.П. для постановки на учет, а также сроки получения инвалидности ее супругом и сообщения о них в администрацию, которые возложены на заинтересованное лицо, то есть, на семью Батмаевых, этому способствовали и строго определенная законами процедура приобретения жилья по договорам социального найма.
Из определения Адамовского районного суда от 29.10.2010г. следует, что Батмаева Н.П. обращалась в суд с иском к администрации МО Адамовский район о признании незаконным бездействие администрации МО Адамовский район по непредставлению жилого помещения по договору социального найма, в судебном заседании Батмаева Н.П. отказалась от иска, так как в связи со смертью мужа ее семья утратила право первоочередности на предоставление жилья по договору социального найма, вместе с тем, семья продолжает состоять на очереди, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, полагала, что ее права администрацией МО Адамовский район не были нарушены. Производство по делу было прекращено в связи с отказом истца от иска.
Данное определение подтверждает вывод суда о том, что вины администрации в непредставлении жилья по договору социального найма семье Батмаевой Н.П. нет, так как Батмаева Н.П. отказалась от иска к администрации, не видя ее вины в непредставлении жилья. Таким образом, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Батмаевой Н.П. к администрации МО Адамовский район Оренбургской области о компенсации морального вреда, выразившегося в незаконных действиях по непредставлению жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургском областном суде через Адамовский районный суд Оренбургской области путем подачи кассационной жалобы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения суда оглашена 31.01.2011г., мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 04.02.2011г.
Судья Решение вступило в законную силу 16.03.2011 г.