ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 августа 2012 года п. Ачит Ачитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Садрихановой С.В. при секретаре Шистеровой М.С., с участием представителя истца помощника прокурора Ачитского района Байкина И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ачитского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Ачитского городского округа «Ключевская основная общеобразовательная школа», администрации Ачитского городского округа, Министерству финансов Свердловской области о возложении обязанности по организации двухразового горячего питания в образовательном учреждении У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ачитского района обратился в суд с заявлением о возложении на МКОУ Ачитского городского округа «Ключевская основная общеобразовательная школа» обязанности с 01 января 2013 года организовать двухразовое горячее питание учащихся образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарно–эпидемиологического законодательства, указывая, что согласно п. 6.8 Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 45 от 23.07.2008, установлена необходимость организации двухразового горячего питания (завтрак и обед) для обучающихся общеобразовательных учреждений. Кроме этого, просил обязать администрацию Ачитского городского округа и Министерство финансов Свердловской области при недостаточности денежных средств у образовательного учреждения профинансировать организацию двухразового горячего питания. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков, которые о дне и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия. В судебном заседании истец поддержал исковые требования и просил их удовлетворить Ответчик администрация Ачитского городского округа с исковыми требованиями согласен. В письменных возражениях Министерство финансов с исковыми требованиями не согласны, считают, что ответственность по организации двухразового питания возлагается на образовательное учреждение. Органы государственной власти субъекта имеют право дополнительно финансировать мероприятия по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, при этом заявленные требования не подпадают под положения ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, когда Министерство финансов может выступать в качестве ответчика по делу. Заслушав объяснение истца, изучив доводы возражений и представленные материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. Из положений ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях и в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных организациях. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (СанПиН 2.4.5 2409-08). Согласно п.6.8 СанПиН 2.4.5 2409-08 указано на необходимость организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) для обучающихся образовательных учреждений. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2011 № 1796-ПП утверждён Порядок предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях в 2012-2014 годах. Согласно акту проверки санитарно-эпидемиологического законодательства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32), в МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа» не организовано двухразовое питание учащихся со 2-го по 9 – ый классы. Из расписания уроков (л.д.33-36) следует, что ежедневно в классах проводится до семи уроков. Согласно пояснительной записке к годовому календарному учебному графику (л.д.37-41), начало учебных занятий в образовательном учреждении с 9.00, окончание в 15.40. Постановлением администрации Ачитского городского округа № 743 от 31 августа 2011 года «Об организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений Ачитского городского округа в 2011 – 2012 годах» установлена стоимость бесплатного одноразового горячего питания и бесплатного двухразового горячего питания в образовательных учреждениях Ачитского городского округа. Согласно Уставу образовательного учреждения, его учредителем является Ачитский городской округ, права учредителя осуществляет администрация Ачитского городского округа. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам несёт муниципальное образование Ачитский городской округ. Согласно Положению об администрации Ачитского городского округа, утверждённого решением Думы Ачитского городского округа от 01 марта 2012 года №5/15, администрация Ачитского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделённым полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно Положению о Министерстве финансов Свердловской области Министерство финансов является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере бюджета и налогов Свердловской области, а также осуществляющим реализацию в этих сферах государственной политики Свердловской области и (или) единой государственной политики Российской Федерации. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд принимает исследованные письменные документы как допустимые и относимые доказательства, считая их достоверными. У суда не имеется оснований не доверять исследованным доказательствам. В судебном заседании стороной истца необходимость организации двухразового горячего питания для учащихся в образовательном учреждении обоснована требованиями СанПиН 2.4.5 2409-08, который в соответствии с требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязателен для исполнения учреждениями и организациями. Исходя из этого, требования прокурора Ачитского района в интересах неопределённого круга лиц к образовательному учреждению об организации двухразового питания для учащихся образовательного учреждения обоснованны и подлежат удовлетворению. Администрация Ачитского городского округа, исполняющая обязанности учредителя образовательного учреждения, несёт субсидиарную ответственность по обязательствам образовательного учреждения, поэтому в случае недостаточности средств администрация Ачитского городского округа обязана произвести финансирование. В то же время суд не может согласиться с доводами иска об обязанности Министерства финансов Свердловской области в случае недостаточности средств финансировать организацию горячего питания, т.к. в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это право, а не обязанность органов исполнительной власти субъекта. Порядок субсидирования из областного бюджета местным бюджетам разработан и действует. При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ачитского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению Ачитского городского округа «Ключевская основная общеобразовательная школа», администрации Ачитского городского округа удовлетворить. Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Ключевская основная общеобразовательная школа» организовать для учащихся учреждения двухразовое горячее питание с 01 января 2013 года. Обязать администрацию Ачитского городского округа при недостаточности средств на устранение нарушений требований действующего законодательства профинансировать организацию двухразового горячего питания. В исковых требованиях к Министерству финансов Свердловской области отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате. Председательствующий С.В. Садриханова