Дело № 2-158 по иску Пенсионного фонда к Козловой А.Н.



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ 2-158

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2012 года п. Ачит

Ачитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Садрихановой С.В.

при секретаре Шистеровой М.С.,

с участием представителя истца специалиста управления Пенсионного фонда в Ачитском районе Торгашовой Н.А. действующей на основании доверенности - от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ачитском районе Свердловской области к Козловой А.Н. о взыскании излишне полученной социальной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ачитском районе Свердловской области (далее УПФР) обратилось в суд с иском к Козловой о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии и социальной доплаты к пенсии, а также процентов за пользование чужыми денежными средствами, указав, что Козлова на основании распоряжения Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , являлась получателем социальной пенсии в соответствии п.п.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - как ребёнок, потерявший одного или обоих родителей, старше 18 лет, обучающийся очно в образовательном учреждении до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет. Ответчица обучалась в УГЛТУ на факультете экономики и управления по очной форме обучения, со сроком обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, Козловой установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума на основании решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки выявлен факт прекращения учебы Козловой с ДД.ММ.ГГГГ. Выплата прекращена ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Козловой излишне выплачено 54415 рублей. Кроме того, в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации просят взыскать проценты за пользование чужыми денежными средствами в сумме 3973 рубля 11 копеек.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства и вынесения заочного решения. О дне и месте рассмотрения ответчик извещена надлежаще. Уважительность причин неявки не представила. Ходатайств об отложении не заявила и не просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объёме, дополнив, что Козловой при оформлении пенсии и доплаты разъяснялось о том, что она при отчислении из учебного заведения должна сообщить об этом в Пенсионный Фонд, но этого не сделала. После выявления отчисления УПФР направляло ей письмо с просьбой явиться для урегулирования вопроса, Козлова приходила в УПФ РФ, ей разъяснялось, что необходимо вернуть излишне полученную сумму, но она, согласившись с переплатой, пояснила, что сразу заплатить не может. Козлова обучение нигде больше не продолжила.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее Закон) право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сёстры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При полном отсутствии у умершего застрахованного лица страхового стажа, а также в случае совершения лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Ст. 23 Закона установила обязанность пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пении или прекращение её выплат.

В соответствии со ст. 25 Закона физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии.

В случае если несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч.4 ст. 23 Закона, повлекло перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному Фонду Российской Федерации причинённый ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Согласно решению Управления Пенсионного фонда (л.д.12-13) Козловой назначена социальная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по случаю потери кормильца (матери) на период учёбы (л.д.11).

При оформлении заявления на получении пенсии ответчик обязалась извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пении или прекращение её выплат (л.д.8-10).

Согласно решению Управления (л.д.14) Козловой установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величин прожиточного минимума.

Из справки (л.д.15) следует, что Козлова отчислена из учебного заведения с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ст. от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно распоряжениям от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-18) Козловой прекращены выплаты пенсии и социальной доплаты к пенсии в связи с утратой права.

Из представленного расчёта (л.д.23) следует, что Козловой излишне выплачено с момента отчисления из учебного заведения 54415 рублей 00 копеек.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд принимает исследованные письменные документы как допустимые и относимые доказательства, считая их достоверными. У суда не имеется оснований не доверять указанным доказательствам.

В судебном заседании установлено, что Козлова являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца и получателем федеральной социальной доплаты к пенсии по ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ Козлова отчислена из учебного заведения, в связи с чем утратила право на получении пенсии и социальной доплаты к пенсии.

При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании ущерба в размере 54415 рублей 00 копеек причинённого ответчиком получением пенсии и федеральной доплаты без законных оснований подлежат удовлетворению.

В то же время требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужыми денежными средствами удовлетворению не подлежат, т.к. по смыслу ст. 25 Закона взысканию подлежит только реальный ущерб, а проценты таковыми не являются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ачитском районе Свердловской области удовлетворить частично.

Взыскать с Козловой А.Н. в пользу Пенсионного Фонда Российской Федерации 54415 (пятьдесят четыре тысячи четыреста пятнадцать) рублей 00 копеек в счёт возмещения ущерба и расходы на уплату госпошлины в сумме 1832 (одна тысяча восемьсот тридцать два) рубля 45 копеек.

В остальной части иска отказать.

Разъяснить ответчику Козловой А.Н., что она вправе подать в Ачитский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи суток со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае если такое заявлении будет подано – то в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 июля 2012 года.

Председательствующий С.В. Садриханова