дело № 2-175 по иску прокурора района в интересах Щелконоговой М.М.



РЕШЕНИЕ 2-175

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 августа 2012 года. п.Ачит.

Ачитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Зиновьевой И.М.

при секретаре Швецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ачитского района в интересах Щелконоговой М. М. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, к администрации Ачитского городского округа о приобретении и предоставлении жилого помещения по договору социального найма

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ачитского района в интересах Щелконоговой обратился в суд с иском об обязании Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести благоустроенное жилое помещение не ниже установленной социальной нормы, применительно к Ачитскому городскому округу, для последующего предоставления по договору социального найма жилого помещения Щелконоговой, обязании администрацию Ачитского городского округа после безвозмездной передачи в муниципальную собственность приобретенного жилого помещения, предоставить Щелконоговой благоустроенное жилое помещение, не ниже установленной социальной нормы, применительно к населенному пункту п.Ачит, с заключением договора социального найма, утверждая, что Щелконогова относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем она имеет право на получение жилья во внеочередном порядке в соответствии с п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец Щелконогова в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ она проживала в приемной семье. Относится к категории детей-сирот, нуждается в улучшении жилищных условий в связи, с чем состоит в списках администрации Ачитского городского округа с 2002 года. Собственного жилья не имеет.

В судебном заседании представитель истца Орехова исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что Щелконогова относится к категории детей-сирот. Истец включена в список получения жилья, однако она имеет право на внеочередное получение жилого помещения, как гражданин, имеющий статус ребенка-сироты. Закрепленного за ней жилого помещения не имеется. Истец с 2002 года состоит в администрации Ачитского городского округа на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения.

Представитель ответчика Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Ранее предоставлен отзыв, в котором указано, что из ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08 февраля 2011 года, где в п. 12 предусмотрено, что орган местного самоуправления направляет в Министерство сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений, на основании которых Министерством осуществляется подготовка приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений. Требование о возложении судом обязанности по обеспечению Щелконоговой жилым помещением повлечет нарушение прав других детей-сирот. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель администрации Ачитского городского округа, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд находит, возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» в суд не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В представленном отзыве указывают, что фонд размещает заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по Ачитскому району в судебное заседание представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснение истца Щелконоговой, представителя истцаОреховой и изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантируется, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пункт 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011, главным распорядителем средств является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Из Постановлений Правительства Свердловской области от 26 апреля 2012 года № 417-ПП и от 04 июля 2012 года № 723-ПП следует, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области реорганизовано в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст.31 Устава Ачитского городского округа к полномочиям администрации Ачитского городского округа относится предоставление в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке малоимущим гражданам, признанным таковыми в установленном законом Свердловской области порядке, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Из свидетельства о рождении следует, что матерью истца является ФИО6, отцом – ФИО7.

Согласно свидетельствам о смерти (л.д. 22) ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления Главы администрации Муниципального образования «Ачитский район» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21) над несовершеннолетней Щелконоговой назначена опека.

Согласно списку (л.д. 38-39) Щелконогова состоит во внеочередном списке на получение жилья по программе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ.

Из диплома (л.д. 25-26) следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец окончила ГОУНПО Свердловской области «<данные изъяты>».

В соответствии с ответом отдела «Ачитское БТИ» (л.д. 27, 28), с ответом Красноуфимского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 14, 18, 29, 30), в собственности Щелконоговой объектов недвижимости не имеется.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд принимает исследованные письменные документы как допустимые и относимые доказательства, считая их достоверными. У суда не имеется оснований не доверять указанным доказательствам.

В судебном заседании установлено, что Щелконогова относится к категории лиц, на которых распространяется действие Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, до настоящего времени истец находится в списках лиц, которым жилые помещения должны предоставляться вне очереди. С учета Щелконогова не снята, законность ее постановки на очередь не оспаривается. Истец не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Следовательно, Щелконогова имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди.

Суд находит, что оба ответчика являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку субъектом Российской Федерации обязанность по финансированию затрат на приобретение жилья для данной категории лиц возложена на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, а администрация Ачитского городского округа в силу закона обязано предоставить жилое помещение вне очереди Щелконоговой по договору социального найма.

Доводы ответчика Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области суд признает несостоятельными, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

При таких обстоятельствах, с учетом представленных суду доказательств, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ачитского района Свердловской области в интересах Щелконоговой М. М. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и к администрации Ачитского городского округа, удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести благоустроенное жилое помещение не ниже установленной социальной нормы, применительно к Ачитскому городскому округу Свердловской области, для последующего предоставления по договору социального найма жилого помещения Щелконоговой М. М..

Обязать администрацию Ачитского городского округа Свердловской области после безвозмездной передачи в муниципальную собственность приобретенного жилого помещения, предоставить Щелконоговой М. М. благоустроенное жилое помещение, не ниже установленной социальной нормы, применительно к населенному пункту п.Ачит Свердловской области, с заключением договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Ачитский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение набрано на компьютере и отпечатано на принтере в совещательной комнате.

Председательствующий И.М.Зиновьева