Уг. дело № 1-832/ 2010
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Ачинск«16» сентября 2010 года
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кудро Е.В.,
с участием государственного обвинителя - старшего помощника Ачинского межрайонного прокурора Голодаевой Т.Н.,
подсудимого Шиманова А.Г.,
адвоката Стась Т.М., представившей удостоверение и ордер от 16 сентября 2010 года коллегии адвокатов,
при секретаре Полозове Д.В.,
а также потерпевшей Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Шиманова А.Г., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.117, ч.4 ст.111 УК РФ, суд,
УСТАНОВИЛ:
10 марта 2010 года, в период времени с 04 часов ночи до 06 часов 30 минут утра, Шиманов А.Г., находясь в состоянии алкогольного опьянения в квартире, расположенной по адресу:. ..,. .., село Б.Я.,. ..,. .., квартира 2, где проживал с Ш.А., зашел в комнату, в которой спала его сожительница Ш.А., и, обнаружив, что последняя спит обнаженная, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к Ш.А., подумав, что последняя изменила ему, умышленно, с применением достаточной силы, нанёс не менее трёх ударов кулаком в область головы лежащей на диване Ш.А., причинив тяжкий вред здоровью, опасный для жизни Ш.А., в виде: закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся ссадиной в лобной области слева, кровоподтеком на нижнем веке левого глаза, кровоподтеком в заушной области справа, кровоподтеком в затылочной области слева, находящегося в причинной связи с наступлением смерти Ш.А. на месте происшествия.
Подсудимый Шиманов А.Г. виновным себя в предъявленном обвинении не признал, пояснив суду, что никаких ударов он Ш.А. не наносил, когда вернулся домой, около часа ночи, увидел, что Ш.А. лежит на полу возле дивана, он её положил на диван и сразу вызвал скорую помощь. Отчего умерла Ш.А. ему не известно, отрицал, что давал какие-либо показания в ходе следствия.
Виновность Шиманова А.Г. в совершении преступления подтверждается следующими доказательствами, исследованными по настоящему делу.
Потерпевшая Е.В. пояснила суду, что Шиманов А.Г. часто избивал её сестру Ш.А., которая прожила с Шимановым А.Г. около 12 лет. Последнее время Ш.А. вместе с Шимановым А.Г. злоупотребляла спиртными напитками. Они были лишены родительских прав. Сестра была вынуждена проживать с Ш.А., так как последний от неё не уходил, а дом принадлежал Ш.А.. Сестра часто жаловалась, что Шиманов А.Г. её избивает, она неоднократно видела сестру с синяками на лице и теле и сестра говорила, что её избивает Шиманов А.Г.. Сестра не обращалась к участковому, так как боялась Шиманова, также не обращалась и за медицинской помощью. В последний год Шиманов А.Г. часто избивал сестру. Ш.А. к ней приезжала практически раз в месяц и рассказывала, что Шиманов А.Г. её избивает, говорила, что боится его. У сестры она видела телесные повреждения в виде кровоподтеков на лице и руках. 10 марта 2010 года её супругу позвонил М.С.. , и сообщил, что её сестра умерла. Она стала звонить в село Б.Я.. .. и узнала, что её сестра Ш.А. действительно умерла. М.С. ей позже рассказал, что был очевидцем того, как Шиманов А.Г. ударил сестру головой о стену.
Свидетель обвинения А.В. пояснила суду, что является родной сестрой Ш.А., которая длительное время была замужем за Шимановым А.Г., затем они развелись, но продолжали жить вместе. Шиманов А.Г. злоупотребляет спиртными напитками, и когда находился в состоянии алкогольного опьянения, избивал сестру. Она (А.В.) проживала вместе с ними в одном доме до 2004 года, но так как Шиманов А.Г. избивал не только сестру, но и её, то она ушла от них. С 2004 года видела сестру изредка, так как поступила в техникум и живёт в общежитии техникума в городе Ачинске. Создала свою семью. Сестра иногда приезжала к ней в гости и рассказывала, что Шиманов А.Г. продолжает её избивать, видела на лице, руках синяки. Об обстоятельствах гибели сестры ей ничего не известно, со слов М.С. знает, что это сделал Шиманов А.Г.. Кроме Шиманова этого никто другой сделать не мог. Шиманов А.Г., когда был в состоянии опьянения, мог без всяких причин ударить сестру. 07 марта 2010 года ей в роддом звонила сестра Ш.А. и поздравила с рождением ребёнка, но при этом разговор у них был непродолжительный, так как сестра находилась в состоянии алкогольного опьянения.
Свидетель обвинения М.С. пояснил суду, что сожительствует с А.В., которая, приходится родной сестрой Ш.А.. Подтвердил, что иногда, когда к А.В. приезжала её сестра Ш.А., то видел у последней синяки на лице, а также ожог на шее, со слов Ш.А. ему известно, что Ш.А. избивал Шиманов А.Г.. Об обстоятельствах смерти Ш.А., ему ничего не известно. Со слов своей сожительницы знает, что это сделал Шиманов А.Г..
Свидетель обвинения С.В. показал суду, что с Ш.А. и Шимановым А.Г. знаком давно. Ш.А. злоупотребляют спиртными напитками, иногда видел у Ш.А. синяки. Шиманов А.Г. не работает. 09 марта 2010 года в дневное время он вместе с С.И. и А.М. пришел в гости к Ш.А., так как у него (М.С.) родилась внучка, а Ш.А. была сестрой сожительницы его сына. Шиманов А.Г. и Ш.А. уже находились в состоянии алкогольного опьянения. На тот момент телесных повреждений у Ш.А. он не видел. Они стали распивать спиртные напитки, которые они принесли с собой. С.И. и А.М. ушли около восемнадцати часов вечера, он (М.С.) ушел позже. На момент его ухода Ш.А. лежала на диване, она не спала, а Шиманов А.Г. спал. Подтвердил, что Шиманов А.Г., в процессе употребления спиртного, стал его (М.С.) ревновать к Ш.А.. Но этот скандал быстро прекратился. Утром 10 марта 2010 года около полвосьмого, он снова пришел к Ш.А., чтобы «похмелиться». Дверь входная была открыта, Шиманов А.Г. спал отдельно от Ш.А., в другой комнате. У Ш.А. он телесных повреждений не видел. Ш.А. пожаловалась ему, что у неё сильно болит голова, что она плохо видит, интересовалась, можно ли ослепнуть от самогона. Также пожаловалась, что до его (М.С.) прихода, Шиманов А.Г. её избил. Он принёс для Ш.А. воды. Ш.А. лежала на диване под одеялом, в его присутствии не вставала, была ли она раздета или нет, он не видел. Перед обедом, от своей супруги, пришедшей из магазина, узнал, что Ш.А. умерла. Подтвердил, что был очевидцем того, как Шиманов А.Г. в его присутствии 06 марта 2010 года ударил Ш.А. кулаком по лицу, а затем головой о стену.
Свидетели обвинения С.И. и А.М. пояснили суду, что 09 марта 2010 года они в дневное время с М.С. пришли в гости к Ш.А.. Они принесли самогон и стали все вместе распивать его, при этом М.С. общался с Ш.А.. Шиманов А.Г. приревновал супругу к М.С. и стал затевать скандал, потом все успокоились. Когда на улице стемнело, они пошли домой, Ш.А. и Шиманов оставались дома вдвоем. Ш.А. на период их ухода спала в кресле. Кроме этого С.И. дополнил, что учился в одной школе с Шимановым А.Г., который в 1996 году женился на Ш.А.. Видел несколько раз у Ш.А. синяки на лице. Ш.А. употребляли спиртное. Причина, по которой Шиманов А.Г. избивал супругу, ему не известна. Шиманов А.Г. в состоянии алкогольного опьянения очень агрессивный, особенно после прохождения военной службы в Чеченской республике. Шиманов А.Г. и на него (С.И.) не раз кидался в драку.
Из протокола осмотра места происшествия, усматривается, что при осмотре 10 марта 2010 квартиры Номер обезличен, расположенной в. .., по. .. в селе Б.Я.. .. Красноярского края в комнате на диване находится труп Ш.А. со следами насилия на лице, при этом в ходе осмотра не обнаружено следов проникновения в жилище (т.1л.д.42-48).
Заключением судебно-медицинской экспертизы Номер обезличен от Дата обезличена г., установлено, что смерть Ш.А. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся ссадиной в лобной области слева, кровоподтеком в затылочной области слева, кровоподтеком в заушной области слева, кровоизлияниями в мягкие ткани головы, субдуральным кровоизлиянием в затылочной области слева, субдуральным кровоизлиянием на базальной поверхности в задней и средней черепных ямках. Повреждение в виде закрытой черепно-мозговой травмы возникло от не менее 3х воздействий с достаточной силой твердого тупого предмета (предметов) с точками приложения в лобной области слева, в затылочной области слева, в заушной области справа, состоит в прямой причинной связи со смертью, согласно приказу МЗи СР от 24.04.2008г., пункты 6.1.3 отнесено к критериям, характеризующим квалифицирующий признак вреда опасного для жизни человека. По указанному признаку, согласно правилам «Определения тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (постановление правительства РФ №522 от 17.08.2007 года), закрытая черепно-мозговая травма квалифицируется как ТЯЖКИЙ вред здоровью (т.1л.д.85-88).
Заключением судебно-медицинской экспертизы Номер обезличен от Дата обезличена г. трупа Ш.А. установлено, что в ходе исследования у Ш.А. были обнаружены повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся ссадиной в лобной области слева, кровоподтеком в затылочной области слева, кровоподтеком в заушной области справа, кровоизлияниями в мягкие ткани головы, субдуральным кровоизлиянием в затылочной области слева, субдуральным кровоизлиянием на базальной поверхности в задней и средней черепных ямках, осложнившееся развитием отеков и дислокацией головного мозга с вклинением стволовой его части, вторичными кровоизлияниями в ствол головного мозга. Повреждения в виде субдоральных кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку по литературным данным закономерно осложняются потерей сознания на различное по продолжительности время, после которого возможно восстановление сознания и совершение пострадавшим активных целенаправленных действий (светлый промежуток травмы), в промежуток времени, не превышающий 24 часа (по литературным данным). Каких-либо повреждений, исключающих возможность передвижения (первичные повреждения ствола головного мозга, повреждений опорных костей скелета) при экспертизе трупа не обнаружено. Каких-либо признаков травмы ускорения, а именно наличия признаков «ударов» и «противоудара», не обнаружено, поэтому маловероятно, что вышеуказанное повреждение в виде закрытой черепно-мозговой травмы могло возникнуть при падении с высоты собственного роста на плоскость и выступающие предметы (т.1л.д.100-101).
Заключением амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы Номер обезличен от Дата обезличена г., установлено, что у Шиманова А.Г. выявлены признаки эмоционально-неустойчивого расстройства личности. О чём свидетельствуют данные анамнеза о формировании в характере с детского возраста, повышенной раздражительности, вспыльчивости, проявляющихся конфликтностью, агрессивностью, наряду с неспособностью к длительным волевым усилиям, что усугубилось полученной в период военной службы контузией и привело к усилению личностных черт и алкоголизации, со склонностью к совершению асоциальных поступков с привлечением к административной и уголовной ответственности, а также данные исследования, при котором выявляется аффективная неустойчивость, раздражительность, низкий морально-этический уровень. Однако все вышеперечисленные расстройства носят легкий, невыраженный характер, о чем свидетельствует отсутствие каких-либо психотических и интеллектуально-мнестических расстройств, сохранение достаточно хороших адаптационных возможностей, способности правильно оценивать окружающую ситуацию, причинно-следственные связи и прогнозировать возможные последствия событий и своих действий. В периоды инкриминируемых деяний, Шиманов А.Г. осознавал фактический характер своих действий, их общественную опасность, находился в состоянии простого алкогольного опьянения, правильно ориентировался в окружающей обстановке, совершал последовательные, целенаправленные действия, поддерживал адекватный речевой контакт и сохранил о событиях ясные воспоминания. Поэтому в момент совершения преступления мог осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается. (т.1л.д. 110-112).
Заключением психо-физиологической экспертизы Номер обезличен ПФЭ от Дата обезличена года, проведённой с применением полиграфа были выявлен реакции, свидетельствующие о том, что Шиманов А.Г. располагает информацией относительно обстоятельств причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть Ш.А., которая Шимановым А.Г. была получена в связи с его участием в совершении преступления л.д.117-127 том 1).
Протоколом явки с повинной от Дата обезличена года, в которой Шиманов А.Г. указал, что 07 марта 2010 он распивал со своей супругой Ш.А. спиртные напитки, в гостях у них находились С.В., А.М. и С.И. Пили они в течение трех дней. 09 марта 2010 года гости ушли домой, они с супругой остались дома, спали. Проснувшись, он стал высказывать ей претензии на почве ревности к М.С. и несколько раз ударил ее по голове и телу, после чего супруга легла на диван. 10 марта 2010 года он проснулся, супруга оставалась лежать на диване. Затем он пошел в сельсовет и сообщил о случившемся, после чего к нему приехал участковый С., которому он рассказал о произошедшем (т.2л.д.29).
Признательными показаниями Шиманова А.Г., данных в ходе предварительного следствия в присутствии адвоката о том, что он с 07 марта отмечал свой день рождения, пил 07 и 08 марта, а 09 марта к нему в гости пришёл М.С. с А.М. и С.И.. Снова выпивали. В ночь на 10 марта он проснулся, увидел, что его жена Ш.А. спит на диване голая, он на почве ревности, предположив, что она ему изменила с М.С., несколько раз ударил Ш.А., куда бил не помнит, возможно и по голове, после чего снова лёг спать. Когда проснулся, увидел, что Ш.А. мертва, вызвал милицию и скорую» л.д.32-35, 37-40, 43-46 том 2).
Оценив, представленные сторонами доказательства, которые судом признаны достоверными и допустимыми, суд, не считает убедительными доводы подсудимого Шиманова А.Г. и его адвоката о недоказанности вины Шиманова А.Г. в части причинения тяжкого вреда здоровью Ш.А., так как доводы подсудимого и его адвоката в этой части опровергаются показаниями свидетеля обвинения С.В. о том, что утром 10 марта ему потерпевшая жаловалась о том, что её избил Шиманов А.Г. и она плохо видит, а также показаниями обвинения: Е.В., А.В., М.С., С.В., С.И. пояснявших, что они видели неоднократно на лице у потерпевшей Ш.А. телесные повреждения и со слов Ш.А. знают, что потерпевшую избивал Шиманов А.Г., а также заключениями экспертиз.
При таких обстоятельствах, суд, считает необходимым квалифицировать действия Шиманова А.Г. по ч.4 ст.111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Также органом следствия Шиманов А.Г. обвиняется в том, что период времени с мая 2009 года по март 2010 года Шиманов А.Г. систематически наносил своей сожительнице Ш.А. побои, чем причинял ей физические страдания, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.1 чт.117 УК РФ как истязание, то есть причинение физических страданий путем систематического нанесения побоев и иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 УК РФ. В ходе судебного следствия данная часть предъявленного обвинения не нашла своего подтверждения, так как обвинительное заключение, предъявленное в этой части Шиманову А.Г. обвинение не конкретизировано и не подкреплено доказательствами и строиться на предположениях, так как в ходе предварительного следствия и в судебном заседании не были установлены точные даты совершения преступления, в обвинительном заключении использованы расплывчатые формулировки «в начале мая, конец июня 2009 года, середина января и середина февраля 2010 года», при этом указано, что более точное время совершения преступления, установить не представилось возможным. Допрошенные в судебном заседании в этой части предъявленного обвинения свидетели: Е.В., А.В., М.С., С.В., С.И., А.М., поясняли, что видели потерпевшую с синяками и со слов последней знают, что её избивал Шиманов А.Г., иных доказательств вины Шиманова А.Г. в этой части предъявленного обвинения также не представлено. В материалах уголовного дела нет актов медицинского освидетельствования Ш.А., подтверждающих наличие у неё телесных повреждений в указанные временные периоды, не представлено заявлений потерпевшей в которых она просила привлечь Шиманова к уголовной ответственности, из акта судебно-медицинской экспертизы трупа Ш.А. усматривается, что у потерпевшей Ш.А. не обнаружено телесных повреждений, относящихся по времени к причинении в период февраля, либо начале марта 2010 года. Сам Шиманов А.Г. в этой части предъявленного обвинения показаний не давал. При таких обстоятельствах, учитывая требования ч.1 ст.117 УК РФ оправдать в связи с недоказанностью совершения преступления.
При назначении наказания Шиманову А.Г. судом учитываются характер и степень общественной опасности совершённого преступления, относящегося к категории особо тяжких преступлений, обстоятельства совершения преступления, а также личность подсудимого Шиманова А.Г., который по месту жительства УУМ ОУУМ МУВД «Ачинское» характеризуется удовлетворительно, мнения потерпевшей Е.В., настаивающей на строгом наказании, суд, не находит оснований для назначения наказания Шиманову А.Г. с применением ст.64 и ст.73 УК РФ, однако, считает возможным не назначать ему дополнительного наказания в виде ограничения свободы.
Обстоятельством, смягчающим наказание Шиманову А.Г., судом признана явка с повинной.
Обстоятельств, отягчающих наказание Шиманову А.Г., судом не установлено.
Процессуальные издержки – расходы по оплате труда адвоката Стась Т.М. за участие в судебном заседании 16 сентября 2010 года в сумме 447 рублей 56 копеек в соответствии со ст. ст. 131, 132 УПК РФ, подлежат взысканию с Шиманова А.Г. в доход Федерального бюджета РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307, 308 и 309 УПК РФ, суд,
ПРИГОВОРИЛ:
Оправдать Шиманова А.Г. по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.117 УК РФ в связи с недоказанностью в совершении преступления.
Признать Шиманова А.Г. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ, и назначить ему наказание 9 (девять) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Шиманову А.Г. подписку о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражей, с содержанием, до вступления приговора в законную силу, в СИЗО 24/3. ... Срок отбывания наказания Шиманову А.Г. исчислять с 16 сентября 2010 года.
Взыскать с Шиманова А.Г. в доход федерального бюджета процессуальные расходы по оплате труда адвоката Стась Т.М. в сумме 447 (четыреста сорок семь) рублей 56 копеек.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Шимановым А.Г., содержащимся под стражей в тот же срок, со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный Шиманов А.Г. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции с подачей такого ходатайства в течение 10 суток со дня провозглашения приговора либо получения им копий кассационных жалоб или представления, затрагивающих его интересы.
Председательствующий: Е.В. Кудро