11-219/2011



№ 11-219 (2011)

Мировой судья Рагулина О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 декабря 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю.,

при секретаре: Костенко Н.Г.,

с участием представителя истца УСЗН Администрации г.Ачинска Красноярского края Вакарева С.И., действующего на основании доверенности,

ответчика Малинова А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения в г.Ачинске и Ачинском районе на решение мирового судьи судебного участка № 4 в г.Ачинске и Ачинском районе от 06.10.2011 г., которым постановлено:

Исковые требования Управления социальной защиты населения Администрации г. Ачинска удовлетворить частично.

Взыскать с Малинова АА в пользу Управления социальной защиты населения администрации города Ачинска - 1 192,13 рубля (одна тысяча сто девяносто два руб., 13 коп.), в остальной части отказать.

Взыскать с Малинова АА государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Ачинска в размере 400 (четыреста) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление социальной защиты населения администрации города Ачинска (далее по тексту - УСЗН) обратилось в суд с иском к Малинову А.А. о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мотивируя свои требования тем, что 13 октября 2009 года на основании заявления Малинова А.А. тому была назначена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг на период с октября 2009 года по март 2010 года. По результатам совместной проверки, проведенной МО МВД РФ «Ачинский» и УСЗН, было установлено, что за указанный период он получил незаконно субсидию на общую сумму 15 524.99 рубля, предоставив неполные сведения, подтверждающие доход заявителя в период с 01 апреля 2009 года по 31 сентября 2009 года, причинив тем самым ущерб УСЗН на указанную сумму. Ущерб, причиненный УСЗН действиями Малинова А.А. до настоящего времени не возмещен. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика сумму незаконно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 15 524,99 рубля (л.д.3-6).

06 октября 2011 года мировым судьей судебного участка № 4 в г.Ачинске и Ачинском районе постановлено вышеприведенное решение.

Представитель Управления социальной защиты населения в г.Ачинске и Ачинском районе Вакарев С.И. действующий на основании доверенности от 03 декабря 2011г. (л.д.52), не согласившись с решением мирового судьи, обратился с апелляционной жалобой.

Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что судом неправильно оценены обстоятельства, имеющие значение для дела. УСЗН обосновывало свои требования к Малинову А. А. отсутствием при его обращении с заявлением от 13.10.2009 правовых оснований для получения субсидии, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - Правила). Основополагающей нормой Правил (пункт 14) является ответственность заявителя за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Подпунктом «в» пункта 60 Правил предусматривается, что предоставление субсидии прекращается при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. Пункт 61 Правил предусматривает, что возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из комплексного толкования положений пунктов 28, 29, 48, 60-63 Правил, статьи 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» перерасчет размера субсидий, в случае предоставления неполных сведений о доходах, не производится.

Мировым судом неверно квалифицирована в качестве вреда необоснованно полученная Малиновым А. А. субсидия, также, исходя из положений части 1 ст. 1064 ГК РФ, не усматривается условие причинения вреда в наличии или отсутствии у причинителя вреда правовых оснований для использования в установленном законом порядке объекта причинения вреда. Основания для реализации права на получение субсидии установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Следовательно, возможность получения Малиновым А.А. субсидии в период с 01.10.2009 по 31.03.2010 предполагает в качестве обязательного условия определение наличия или отсутствия установленных законом оснований для получения государственной социальной помощи в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Малинов А. А. предоставил неполные сведения о своём совокупном доходе при обращении в УСЗН с заявлением от 13.10.2009. Следовательно, УСЗН не был осуществлён расчёт совокупного дохода Малинова А. А. в установленном законом порядке и субсидия Малинову А. А. была предоставлена на основании неполных сведений о доходе заявителя. Пунктом 14 указанных выше Правил определено отсутствие установленных законом оснований для предоставления субсидии (отказ) в случае представления заявителем неполных сведений.

Таким образом, в отношении квалификации получения Малиновым А. А. субсидии в период с 01.10.2009 по 31.03.2010 необходимо применение нормы, предусмотренной ст. 1102 ГК РФ, так как условием применения неосновательного обогащения является определение отсутствия установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения или сбережения (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего) (л.д.48-51).В судебном заседании представитель истца Вакарев С.И. (полномочия проверены) поддержал доводы своей апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в самой жалобе.

Ответчик Малинов А.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, с решением мирового судьи согласен. Пояснила, что в 2009 г. от службы занятости населения направлялся на общественные работы в школу № 14, не знал о том, что нужно данный доход указывать при подаче заявления о назначении субсидии. Считает, что мировым судьей правильно взыскана с него сумма, превышающая размер субсидии, которую он получил бы, если бы предоставил достоверную информацию.

Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, суд считает, что апелляционную жалобу истца следует оставить без удовлетворения, а решение мирового судьи оставить без изменения по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Во исполнение требований ст. 159 Жилищного кодекса РФ, были разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно указанным Правилам, право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно­-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Для получения субсидии граждане и члены семей граждан, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законом, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением пакета документов, который включает в себя, в том числе, документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Согласно п.п. 60 и 61 Правил, предоставление субсидии может быть прекращено по решению уполномоченного органа, в том числе, и в случае представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 1 статьи 1064 ГК Российской Федерации определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1082 ГК Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации).

Исходя из положений ст. 15 (п. 1) ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, 13 октября 2009 года Малинов А.А. обратился в УСЗН администрации г. Ачинска с заявлением о предоставлении ему жилищной субсидии (л.д.9), при этом предоставив сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи (л.д. 8).

На основании представленных документов ответчику протоколом от 29 октября 2009 года установлена жилищная субсидия в размере 2 501,76 руб., на период с 01.10.2009 года по 31.03.2010 года (л.д. 10).

Средства субсидии перечислялись на личный банковский счет Малинова А.А.

Всего за указанный период Малиновым А.А. была получена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в общей сумме 15 524,99 рублей (л.д. 18), что не оспаривается сторонами.

В ходе проверки достоверности предоставленных получателями субсидий сведений о доходах, было установлено, что Малиновым А.А. представлены сведения о доходах не в полном объеме, а именно не предоставлены сведения о доходах, полученных в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», что подтверждается справкой МИФНС № 4 о доходах физического лица за 2009 год № 62 от 03.03.2010 года (л.д. 7).

В связи с чем, протоколом от 18.10.2010 года выплата субсидии Малинову А.А. была закрыта. В соответствии с проколом о переплате субсидии от 07.06.2011 года Малинову А.А. в период с 01 октября 2009 года по 31 марта 2010 года была выплачена субсидия в размере 15 524,99 руб. (л.д. 15).

08.06.2011 года и 29.06.2011 года ответчику направлено извещение с просьбой вернуть необоснованно полученную субсидию (л.д. 19). Однако, в добровольном порядке сумма необоснованной полученной субсидии ответчиком не возвращена.

Данные обстоятельства установлены также приговором суда от 26 июля 2011г., из которого следует, что Малинов А.А. незаконно получил денежные средства в размере 2170 рублей за период с 01.10.2009г. по 30.09.2010г., из которых в период с 13.10.2009г. по 31.03.2010 г. (период, заявленный истцом) – 1192,13 рублей. (л.д.29-30).

Мировой судья, рассматривая требования УСЗН Администрации г.Ачинска, правильно исходил из того, что возмещению подлежат необоснованно полученные суммы субсидий. Учитывая то обстоятельство, ответчик с учетом дохода, который не был указан Малиновым А.А., имел право на получение субсидии, но в меньшем размере, мировым судьей удовлетворены требования истца лишь в части необоснованно полученной субсидии в сумме 1192,13 рублей, исходя из расчета выполненного специалистами Управления социальной защиты населения Администрации г.Ачинска Красноярского края (л.д.40).

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами представителя истца о том, что истец имеет право требовать всю предоставленную субсидию, а не ту её часть, которая была предоставлено необоснованно по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.10 ФЗ « О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах принадлежащем ему имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более, чем на период, в течение которого указанная помощь оказывалась.

Из текста приведенной нормы следует, что при установлении факта недостоверности представленных заявителем сведений о доходах, орган социальной защиты вправе прекратить предоставление помощи на будущий период с учетом временных пределов, установленных настоящим законом. Данная норма не предоставляет органу социальной защиты права требовать возврата всей суммы выплаченной субсидии, в том числе и той её части, которая полагась получателю на законном основании.

Таким образом, мировым судьей при рассмотрении искового заявления УСЗН Администрации г.Ачинска Красноярского края были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценка представленным доказательствам дана по правилам ст.67 ГПК РФ..

Каких-либо существенных нарушений норм процессуального права, могущих влечь отмену решения суда, при рассмотрении данного дело не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ :

Апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Администрации г.Ачинска на решение мирового судьи судебного участка № 4 в г.Ачинске и Ачинском районе от 06.10.2011 г. по иску Управления социальной защиты населения Администрации г.Ачинска к Малинову АА о взыскании необоснованно полученной субсидии оставить без удовлетворения.

Решение мирового судьи судебного участка № 4 в г. Ачинске и Ачинском районе от 06.10.2011 г. оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и обжалованию не подлежит.

Судья подпись Г.Ю.Кушнарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200