Дело № 2-2410(2010)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края, в составе
председательствующего судьи Гудовой Н.В.,
с участием прокурора Коняшкина Л.А.,
представителя ответчика в лице Главы администрации Горного сельсовета Ачинского района Мельниченко С.М.,
представителя третьего лица Администрации Ачинского района, действующей по доверенности от 05 апреля 2010 года сроком до 31 декабря 2010 года, Орловой Г.И.,
при секретаре Хомченко И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Горного сельсовета Ачинского района о признании бездействия по неприятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов незаконными, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Горного сельсовета Ачинского района о признании бездействия по неприятию мер по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов незаконными, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведённой Ачинской межрайонной прокуратурой проверки установлены нарушения природоохранительного законодательства в деятельности администрации Горного сельсовета Ачинского района. На территории Горного сельсовета не оборудовано ни одной контейнерной площадки для сбора отходов и мусора, места для временного складирования бытовых отходов администрацией сельского поселения не определены и не согласованы с органами Роспотребнадзора. Ранее решением Ачинского городского суда была возложена обязанность на администрацию Горного сельсовета ликвидировать несанкционированную свалку. Однако администрацией на своей территории до настоящего времени не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов ( далее ТБО) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Исполнение указанных полномочий является обязанностью муниципальных образований, а неисполнение такого рода полномочий нарушает права неопределенного круга лиц, а именно, права граждан, проживающих на определенной территории, на благоприятную природную среду. Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения в части осуществления полномочий, возложенных федеральным законодательством, нарушает право граждан, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду л.д. 2-4).
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям, дополнительно суду пояснив, что на протяжении длительного периода времени организация вывоза мусора не производится. Существуют краткосрочные договоры на вывоз мусора с организацией, не имеющей на это лицензии. Отсутствуют контейнеры для складирования мусора.
В судебном заседании представитель ответчика глава администрации Горного сельсовета Ачинского района Мельниченко С.М. против иска возражал, пояснив, что меры по вывозу мусора принимаются. С ООО ПКП «РайонСервис» заключен договор на сбор, транспортировку и захоронение ТБО, так как там предложены выгодные для муниципального образования условия. В многоквартирных домах сбор и вывоз мусора осуществляет УК «Стройсервис». Имеется проблема в д. Карловка, поскольку в летнее время в деревне проживает более одной тысячи человек, а официально зарегистрировано 86 человек, заключить с гражданами договоры на вывоз мусора крайне сложно. В д. Орловка в ближайшее время будут установлены контейнеры, которые уже заказаны.
Представитель третьего лица Администрации Ачинского района, действующая по доверенности от 05 апреля 2010 года сроком до 31 декабря 2010 года л.д. 16), Орлова Г.И. по исковым требованиям возражала частично, пояснив, что сельские муниципальные образования пробовали заключать договора с МУП «Ачинский транспорт», однако последнему это не выгодно, много затрат и мало результатов. От Администрации г. Ачинска получен официальный отказ по вопросу размещения отходов сельских поселений на городском полигоне. Организовать свой полигон для отходов в настоящее время не представляется возможным из-за трудного финансового положения в районе. В настоящее время ведется работа по выявлению площадок для захоронения твердых бытовых отходов.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, ими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
При этом в силу п. 2 ст. 51 того же закона, сброс отходов на почву
запрещается.
На основании ч. 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (в редакции от 22 августа 2004 года) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Исходя из пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
В ст. 11 Земельного кодекса РФ указано, что к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.
Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Законом Красноярского края № 13-3134 от 25.02.2005г. «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Ачинский район и находящихся в его составе иных муниципальных образований», муниципальное образование Горный сельсовет Ачинского района наделён статусом сельского поселения.
Как следует из п. 18 ст. 7 Устава к вопросам местного значения Горного сельсовета относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора л.д. 9).
02 июня 2010 года между Администрацией Горного сельсовета и ООО ПКП «РайонСервис» заключен договор Номер обезличен, предметом которого является организация сбора и вывозу твердых бытовых отходов техникой специализированного предприятия (с правом деятельности по обращению с опасными отходами), с последующим размещением твердых бытовых отходов на полигоне ТБО МУП «Ачинский транспорт» л.д. 18-19).
Кроме того, по заказу Администрации Горного сельсовета в июне 2010 года изготовлено 15 контейнеров для сбора твердых бытовых отходов за счет средств бюджета Горного сельсовета. В августе 2010 года запланирована работу по устройству площадок для установки данных контейнеров, на строительство площадок предусмотрены бюджетные средства. Ачинский район не имеет в своем ведении собственного полигона для вывоза мусора. Размещать твердые бытовые отходы на полигоне г. Ачинска муниципальное образование Горный сельсовет не имеет возможности по причине отсутствия лимитов у администрации Ачинского района на выполнение данного вида работ.
Однако, вышеуказанные действия администрации Горного сельсовета Ачинского района не свидетельствуют о полном исполнении возложенных на ответчика обязанностей по организации на территории Горного сельсовета Ачинского района мероприятий по сбору и вывозу ТБО в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями. Из объяснений прокурора следует, что договор на вывоз ТБО заключен с организацией, не имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, на всей территории муниципального образования нет площадок для размещения контейнеров для сбора мусора.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости обязывании ответчика провести мероприятия по отводу земельных участков и строительству площадок по размещению контейнеров для сбора мусора и установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на всей территории муниципального образования Горного сельсовета Ачинского района, заключить договор по организации сбора и вывоза ТБО с организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя срок исполнения, судом принимаются во внимание, что мероприятия по организации сбора и вывоза ТБО требуют значительных временных и финансовых затрат, а поэтому считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Горного сельсовета Ачинского района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия по отводу земельных участков и строительству площадок по размещению контейнеров для сбора мусора, установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на всей территории муниципального образования Горного сельсовета Ачинского района в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, заключить договор по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов с организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Н.В.Гудова