Дело № 2-2853(2010)
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2010 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,
с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Голубковой Ю.А.,
представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 23 декабря 2009г. сроком по 31 декабря 2010г.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида 2 группы Мордвинова А.А. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности выдать направление на получение технических средств реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида второй группы Мордвинова А.А. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации незаконными и понуждении выдать инвалиду второй группы Мордвинову А.А. направление на получение технических средств реабилитации в виде кресла-коляски комнатной для взрослых 1 изделие. Исковые требования мотивированы тем, что Мордвинов А.А., 21 октября 1923 года рождения является инвалидом второй группы, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации, а именно, кресле-коляски комнатной для взрослых 1 изделие. Мордвинов А.А. 05 апреля 2010 года обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, однако, до настоящего времени средствами реабилитации инвалид не обеспечен. Мордвинов А.А. обратился в Ачинскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении проверки по вопросу необеспечения техническими средствами реабилитации, после чего прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Истец Ачинский межрайонный прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Истец Мордвинов А.А., надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие л.д.14).
Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 23 декабря 2009г. сроком по 31 декабря 2010г. л.д.10), в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, поскольку в настоящее время отсутствуют контракты на поставку кресел-колясок, в связи с чем выдать направление на их получение не представляется возможным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска с электроприводом (п. 7).
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по выдаче инвалиду направления на получение технических средств реабилитации.
Как установлено по делу, Мордвинов А.А. на основании справки МСЭ является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно л.д.8, оборот).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 04 марта 2010 года, выданной 25.03.2010г., Мордвинов А.А. нуждается в техническом средстве реабилитации кресле-коляске с ручным приводом комнатной л.д. 6-7).
Истец Мордвинов А.А., согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получил с 04 марта 2010 года право на обеспечение его техническими средствами реабилитации, в том числе и креслом-коляской. С этой целью Мордвинов А.А. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации л.д.5, оборот). Согласно уведомлению от 05 апреля 2010 года, документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации л.д. 5). Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм закона направление на получение ТСР Мордвинову А.А. до настоящего времени не выдано.
Непредставление Мордвинову А.А. технического средства реабилитации не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы по обслуживанию инвалидов ТСР и создается угроза их жизни и здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Мордвинова А.А. техническим средством реабилитации креслом-коляской с ручным приводом комнатной следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем понуждения ответчика выдать инвалиду направление на получение указанного технического средства реабилитации.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида второй группы Мордвинова А.А. техническим средством реабилитации, незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение пятнадцати дней с момента вступления решения в законную силу выдать Мордвинову А.А. направление на получение технического средства реабилитации - кресла-коляски комнатной для взрослых 1 изделие.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская