прекращение права на получение материнского капитала



Дело № 2-2383 (2010)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе

Федерального судьи Гудовой Н.В.,

с участием представителя истца Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кежемском районе Красноярского края, действующей по доверенности от 09 июня 2010 года сроком по 31 декабря 2010 года Маслак С.А.,

ответчицы Григорьевой Т.А.,

представителя органа опеки и попечительства Управления образования Администрации города Ачинска, действующей по доверенности от 31 марта 2010 года сроком по 31 марта 2011 года, Ореховской О.В.,

при секретаре Хомченко И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кежемском районе Красноярского края к Григорьевой Татьяне Анатольевне об аннулировании и признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и взыскании единовременной выплаты за счет материнского (семейного) капитала,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кежемском районе Красноярского края (далее УПФР в Кежемском районе) обратилось в Ачинский городской суд с исковым заявлением к Григорьевой Т.А. с требованиями об аннулировании и признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (Номер обезличен Номер обезличен от 29 декабря 2009 года), выданный Григорьевой Т.А., взыскании незаконно перечисленных средств федерального бюджета в размере 12 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что в декабре 2009 года было принято решение о выдаче ответчице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в сумме 312 162,50 рубля в связи с рождением четвертого ребенка. Кроме того, Григорьевой Т.А. предоставлена единовременная выплата за счет средств материнского (семейного капитала) в размере 12 000 рублей. Однако при обращении в УПФР в Кежемском районе ответчица скрыла факт совершения преступления, относящегося к преступлениям против личности в отношении малолетних детей, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением л.д. 3-6).

В ходе рассмотрения дела истцом дополнены первоначальные исковые требования, предоставлены реквизиты для перечисления возврата единовременной выплаты из средств материнского (семейного) капитала в размере 12 000 рублей л.д. 58).

25 августа 2010 года истцом уточнены исковые требования, где УПФР в Кежемском районе просит признать государственный сертификат недействительным и прекратить право Григорьевой Т.А. на материнский (семейный) капитал л.д. 90-91).

27 августа 2010 года представителем истца представлена уточненная редакция искового заявления, в котором УПФР в Кежемском районе просит аннулировать и признать недействительным государственный сертификат на материнский ( семейный) капитал, выданный ответчице. Просят взыскать с ответчицы полученные средства федерального бюджета в размере 12 000 рублей согласно указанным реквизитам (л.д. 97)

В судебном заседании представитель истца Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кежемском районе Красноярского края, действующая по доверенности от 09 июня 2010 года сроком по 31 декабря 2010 года л.д. 96), Маслак С.А. поддержала исковые требования в полном объеме в последней уточненной редакции искового заявления.

Ответчик Григорьева Т.А. в судебном заседании по исковым требованиям возражала, ссылаясь на то, что при оформлении сертификата не скрывала сведений о судимости, об указанных обстоятельствах ее никто не спрашивал. Относительно судимости в 2001 году считает, что судимость погашена и не может повлечь никаких негативных последствий в связи с полученным сертификатом на материнский капитал.

Представитель третьего лица Органа опеки и попечительства Управления образования Администрации г. Ачинска, действующая по доверенности от 31 марта 21010 года сроком по 31 марта 2011 года л.д. 73), Ореховская О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в части аннулирования и признания недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (серия Номер обезличен Номер обезличен от 29 декабря 2009 года), выданного Григорьевой Т.А. в части взыскания единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного капитала) в размере 12 000 рублей возражала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в части признания недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Федеральным Законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государст­венной поддержки семей, имеющих детей», гарантирована семьям дополнительная поддержка путем выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при условии соответствия родителя требованиям, установленным ука­занным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 вышеназванного закона право на дополнительные меры государст­венной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего граж­данство Российской Федерации, у следующих граждан РФ независимо от места их жительст­ва:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года,

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры го­сударственной поддержки,

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государ­ственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

В соответствии с п. 2 Закона № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитывают­ся дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отноше­нии которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Согласно п. 3 ст. 3 Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ (ред. от 28.07.2010) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

Как видно из материалов дела 08 мая 2008 года у Григорьевой Т.А. родился четвертый ребенок ФИО6. В свидетельстве о рождении и в актовой записи о рождении ребенка в графе отец стоит прочерк (л.д. 13)

30 ноября 2009 года Григорьева Т.А. обратилась с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в УПФР в Кежемском районе). В заявлении Григорьева Т.А. собственноручно внесла сведения о том, что родительских прав в отношении ребенка ( детей) не лишалась, умышленных преступлений, относящихся к преступлениям против личности, в отношении своих детей не совершала (л.д. 10)

29.12.2009 года было принято решение Номер обезличен о выдаче государственного сертификата на материнский ( семейный) капитал в сумме 312 162, 50 рублей в связи с рождением четвертого ребенка ФИО6 Дата обезличена года рождения (л.д. 9, 25)

29.12.2009 года Григорьева Т.А. через доверенное лицо ФИО7, действующую по доверенности от Дата обезличена года (л.д. 24) подала заявление Номер обезличен о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского ( семейного ) капитала в размере 12 000 рублей (л.д. 18-20).

После выдачи государственного сертификата и выплаты вышеуказанных денежных средств УПФР Кежемского района были запрошены из ГУ внутренних дел по Красноярскому краю сведения в отношении ответчицы, на что был получен ответ, в котором сообщалось, что Григорьева Т.А. осуждена 17.10.2001 года Кежемским районным судом Красноярского края по ст. 156 УК РФ ( неисполнение обязанностей по воспитанию малолетних детей, жестокого к ним обращения) к штрафу 8 000 рублей (л.д. 30). Указанная информация об осуждении ответчицы за вышеуказанные преступления объективно подтверждается копиями приговоров, представленными в материалы дела (л.д. 68, 75-76)

Истец считает, что в соответствии с вышеуказанными требованиями закона у Григорьевой Т.А. на момент обращения с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) отсутствовало право на его получение, так как ответчица скрыла факт совершения преступления, относящегося к преступлениям против личности в отношении малолетних детей. При этом, по мнению истца, не имеет правового значения совершила ли ответчица преступление после 01.01.2007 года, либо до указанной даты, а также факт погашения судимости до 01.01.2007 года.

С указанными доводами истца об отсутствии права ответчицы на получение государственного сертификата на момент обращения с заявлением, т.е. на 30.11.2009 года, суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года № 256- ФЗ настоящий федеральный закон вступает в силу с 01.01.2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением ребенка ( детей ) в период с 01.01.2007 года по 31.12.2016 г. Положения вышеуказанного закона предусматривают право на меры государственной поддержки женщин, родивших второго, третьего и последующих детей, начиная с 01.01.2007 года. Основанием для возникновения данного права будет являться не только рождение ребенка ( детей) после 01.01.2007 года, но и наличие других детей, рожденных, в том числе и до 01.01.2007 года.

Из материалов дела видно, что после осуждения по приговору Кежемского городского суда от 17.10.2001 года по ст. 156 УК РФ ( неисполнение обязанностей по воспитанию малолетнего сына Андрея), Григорьева Т.А. родила других детей ФИО9 ФИО10 24.07.2002 года рождения (л.д. 15) ФИО4 ФИО11 12.02.2006 года рождения (л.д. 14), ФИО6 08.05.2008 года рождения (л.д. 13). К моменту рождения дочери ФИО4 ФИО12 и сына ФИО6 мать детей считалась несудимой в связи с погашением судимости.

В соответствии со ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости. В силу п. 6 указанной нормы погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

С учетом вышеуказанной нормы закона, суд считает, что при погашении судимости за совершенное преступление, по которому ответчица привлечена к уголовной ответственности, Григорьева Т.А. считается несудимой, никаких негативных последствий, связанных с судимостью, для ответчицы возникать не может. На момент выдачи сертификата обстоятельств, препятствующих его выдаче не имелось, Григорьева Т.А. могла распорядиться средствами материнского капитала, в том числе, получить единовременную выплату за счет средств материнского ( семейного ) капитала в размере 12 000 рублей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ГУ УПФР Кежемского района об аннулировании государственного сертификата и взыскании с ответчицы единовременной выплаты в сумме 12 000 рублей не имеется, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Вместе с тем, суд считает, что исковые требования о признании недействительным государственного сертификата на получение материнского ( семейного ) капитала подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что Григорьевой Т.А. совершено преступление, квалифицированное по ст. 156 УК РФ как ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями. По приговору мирового судьи судебного участка в Кежемском районе от 02.03.2010 года, вступившим в законную силу 15.03.2010 года Григорьева Т.А. признана виновной в совершении преступления и подвергнута наказанию (л.д. 75-77)

Как отмечалось выше в мотивировочной части решения суда в силу ч.3 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается, в случае совершения в отношении своего ребенка ( детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности. Таким образом, исходя из вышеуказанных требований закона, право на дополнительные меры государственной поддержки у ответчицы прекратилось с момента вступления приговора суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (серия Номер обезличен Номер обезличен от 29 декабря 2009 года) выданный Григорьевой Татьяне Анатольевне, в остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Н.В. Гудова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200