о признании жилищной комиссии незаконным



№2 - 3304 (2010)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

с участием представителя заявителя - адвоката Трубиной О.В., действующей на основании ордера № 30 от 17 сентября 2010 года.,

представителя заинтересованного лица - представителя Администрации г.Ачинска - Тютиковой О.В., действующей на основании доверенности от 29 декабря 2009 года.,

при секретаре Петренко Э.В. ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Харитоновой В.И. об оспаривании решения жилищной комиссии Администрации г.Ачинска , суд

У С Т А Н О В И Л:

Харитонова В.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии Администрации г.Ачинска от 13 августа 2010 года по отказу в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя свое заявление тем, что она является участником Великой Отечественной войны. В связи с чем, на основании Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года " О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", она обратилась в Администрацию г.Ачинска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, в конце августа 2010 года из полученного ответа из Администрации г.Ачинска, стало известно о том, что ей отказано в удовлетворении ее заявления, с мотивами того, что два года назад она продала свое жилье, тем самым якобы намеренно ухудшила свои жилищные условия. Однако, с данными доводами заявитель не согласна, поскольку квартиру, расположенную по адресу - ..., она получала ранее с умершим супругом по сносу. После смерти супруга, который также являлся участником Великой Отечественной войны, она прожила одна в данной квартире около десяти лет. Однако, в связи с тем, что она сильно болела и ей необходимы были денежные средства, а также посторонний уход, в 2008 году заявитель вынуждена была продать вышеуказанную квартиру и проживать совместно с сыном В. и его семьей. При этом, просит обратить внимание на то, что продала она квартиру 18 ноября 2008 года, т.е. еще до принятия Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года " О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", а потому нельзя считать то, что она намеренно до издания закона ухудшала свои жилищные условия. В настоящее время ее здоровье еще более ухудшилось, потерян слух, за ней требуется посторонний уход. Однако, условия, где она в настоящее время проживает с семьей сына В., не позволяют пригласить постороннего человека для осуществления за ней ежедневного ухода, поскольку квартира однокомнатная. Просит при рассмотрении вопроса учесть тот факт, что ранее она льготами по обеспечению жильем как ветеран Великой Отечественной войны не пользовалась, также она является ветераном Красноярского края, пенсионером по старости, жертвой политический репрессий, а также вдовой участника Великой Отечественной войны. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, заявитель данный отказ жилищной комиссии Администрации г.Ачинска считает незаконным. л.д. 3-4).

В судебном заседании заявитель Харитонова В.И., будучи извещенной надлежащим образом, в суд не явилась, согласно ранее представленного заявления, просила рассмотреть дело в ее отсутствие - л.д. 22-46).

Представитель заявителя - адвокат Трубина О.В., действующая на основании ордера, заявление Харитоновой В.И. поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, указанным в заявлении, при этом просила обратить вновь внимание на то, что продано жилье заявителем было до принятия Закона Красноярского края об обеспечении жильем ветеранов войны. Кроме того, продажу жилья нельзя однозначно считать умышленными действиями Харитоновой В.И., которая после его отчуждения и не пыталась вставать в Администрацию г.Ачинска на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, полагая, что переехав к сыну для проживания, ей будут созданы соответствующие условия. Денежные средства от проданной квартиры, она израсходовала на прохождение лечения, ездила на Родину к родственникам. Согласно представленной справке в суд, Харитонова В.И. нуждается в постороннем уходе и с ней нужно находиться рядом целый день, чего ей не может обеспечить сын в силу занятости. Совместное проживание в одной квартире с сыном и его семьей также делает невозможным нанять постороннего человека для осуществления ежедневного ухода за заявителем. В связи с данными обстоятельствами, просила обязать Администрацию г.Ачинска поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Харитонову В.И.

Представитель Администрации г.Ачинска - Тютикова О.В., действующая на основании доверенности, не отрицающая факт наличия у заявителя нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием у нее иного жилья, против заявления Харитоновой В.И. возражала полностью по основаниям, изложенным в письменных отзывах л.д. 24, 41), поскольку считает, что жилищной комиссией Администрации г.Ачинска было принято совершенно законное решение в отношении Харитоновой В.И. на основании ст. 53 ЖК РФ, а также п.3 ст.2 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года " О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", поскольку совершив в 2008 году отчуждение своей двухкомнатной квартиры и получив денежные средства, заявитель однозначно намеренно ухудшила свои жилищные условия, а потому не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых – нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст.1, ч.1 ст.2 Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года " О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов",участники Великой Отечественной войны обладают правом на меры социальной поддержки по обеспечению жильем. При этом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.51 ЖК РФ и относятся к категории ветеранов, указанных в ст.1 настоящего закона.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как установлено по делу, Харитонова В.И. является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой, пенсионеркой по возрасту, реабилитированной жертвой политический репрессий, ветераном Красноярского края. л.д. 14-18).

Харитонова В.И. состояла ранее в зарегистрированном браке с Х. который умер Дата обезличена л.д.48-49).

Дата обезличена года, Харитонова В.И. продала по договору купли-продажи квартиру, расположенную по адресу - ..., 33-58. л.д. 19).

Согласно выписки из домовой книги на квартиру, расположенную по адресу - ... и договора мены от Дата обезличена года, собственником данного жилья в виде однокомнатной квартиры, является О.В.., где прописана по месту жительства с 01 декабря 2008 года заявитель Харитонова В.И. л.д. 10 -11).

Согласно справок БТИ и регистрационной палаты, за Харитоновой В.И. что-либо в собственности не числится л.д. 8-9).

На основании решения жилищной комиссии Администрации г.Ачинска от 12 августа 2010 года, протокол которой был утвержден распоряжением главы Администрации г.Ачинска, Харитоновой В.И., несмотря на то, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, было отказано в постановке на таковой учет только на основании подп.3 п.1 ст.54, 53 ЖК РФ, о чем 16 августа 2010 года было направлено письмо заявителю л.д.7, 26-28).

Согласно справки врачебной комиссии от Дата обезличена года, Харитонова В.И. нуждается в постоянном постороннем уходе. л.д. 47).

На основании справки КУМИ от 29 сентября 2009 года, Харитонова В.И. в период с 18 ноября 2008 года по август 2010 года, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрацию г.Ачинска не обращалась. л.д.50).

Между тем, рассматривая требования Харитоновой В.И. по существу, суд не может согласиться с доводами представителя Администрации г.Ачинска о том, что сам факт отчуждения квартиры заявителем в 2008 году, является безусловным доказательством намеренного ухудшения ею жилищных условий, поскольку из смысла ст.53 ЖК РФ нельзя однозначно определить какие действия граждан могут послужить основанием для применения ее норм. C учетом положений ч.8 ст.57 ЖК РФ, речь может идти только о сознательном ухудшении жилищных условий. В связи с чем, в данном случае, суд полагает, что ст.53 ЖК РФ применима лишь при условии наличия доказательств именно намеренного ухудшения жилищных условий, с целью умысла в дальнейшем вновь состоять на учете для улучшения жилищных условий получения жилья по договору социального найма или по иным основаниям.

Следовательно, по смыслу ст.53 ЖК РФ, ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение ст.53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Согласно ст.4 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года " О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", действительно имеет место указание на то, что к действиям, указанным в п.1 настоящей статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий могут быть отнесены в том числе и действия по отчуждению имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения. Однако, опять же в данном положении имеет место указание о возможности, а не обязательности отнесения действий граждан по отчуждению принадлежащих им жилых помещений как однозначно к действиям, намеренно ухудшившим свои жилищные условия.

Между тем как было установлено по делу, Харитонова В.И., ... является ветераном Великой Отечественной войны, согласно заключению ВКК страдает рядом видов заболеваний, в основном возникших с 1995 года, что видно из медицинской карты, нуждается в постороннем постоянном уходе. л.д. 13, 47 ), в связи с чем, в 2008 году ею действительно было произведено отчуждение принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатной квартиры и совершен переезд в силу объективных обстоятельств для проживания к сыну В.. Однако, денежные средства, полученные ею от реализации жилья, были потрачены на лечение, поездку к родственникам. В настоящее время ее состояние здоровья более ухудшилось, она потеряла слух, а потому за ней необходим ежедневный уход, что недопустимо осуществлять в квартире сына с его членами семьи, с которыми она в настоящее время проживает, посторонним лицом. Согласно представленной справки КУМИ Администрации г.Ачинска, Харитонова В.И. с 2008 года по август 2010 года к ним не обращалась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. л.д. 50 ). Обращение заявителя в Администрацию г.Ачинска с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, последовало лишь после принятия Закона Красноярского края от 18 февраля 2010 года "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", о возможном принятии которого заявитель соответственно не могла предполагать при совершении сделки по отчуждению принадлежащей ей на праве собственности квартиры в 2008 году.

Вышеуказанные обстоятельства в судебном заседании подтвердил допрошенный свидетель В. - сын заявителя Харитоновой В.И.

При этом, факт того, что Харитонова В.И. как было установлено в судебном заседании проживает то в однокомнатной квартире, то периодически в трехкомнатной с сыном В., также не может влиять на суть поданного ею в суд заявления и существа его рассмотрения, поскольку основанием для отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, принятого жилищной комиссией Администрации г.Ачинска, явился именно факт отчуждения, произведенного в 2008 году жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности.

В связи с вышеизложенным, учитывая то, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилого помещения не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действия по отчуждению принадлежащего им жилья, является особой мерой лишения прав, предусмотренных жилищным законодательством, а также исходя из фактически установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что в действиях Харитоновой В.И. при отчуждении принадлежащей ей на праве собственности двухкомнатной квартиры в 2008 году, отсутствовал намеренный умысел по ухудшению жилищных условий, позволяющий ей в последующем иметь право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с целью получения жилья по договору социального найма, а потому полагает, что ее заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.254, 255, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Харитоновой В.И. об оспаривании решения жилищной комиссии Администрации г.Ачинска – удовлетворить.

Решение жилищной комиссии Администрации г.Ачинска от 12 августа 2010 года, принятого в отношении Харитоновой В.И. - отменить.

Обязать жилищную комиссию Администрации г.Ачинска поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Харитонову В.И. в течении десяти дней, с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.Б. Лучина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200