№2-2922(2010)



Дело № 2-2922 (2010)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2010 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием истца Ровской Н.М.,

представителя ответчика ГУ УПФ в г. Ачинске и Ачинском районе Чуприс Т.В., действующей по доверенности от 06.07.2009 года,

при секретаре Усковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ровской Н.М. к ГУ Управления пенсионного фонда в г.Ачинске и Ачинском районе о включении периодов работы в стаж и понуждении назначить пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Истица Ровская Н.М. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе о включении периодов работы в стаж и понуждении назначить пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью, мотивируя свои требования тем, что она 11.05.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, поскольку полагала, что выработала предусмотренный законом стаж. Однако решением от 08.06.2010 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что следующие периоды работы не были зачтены в льготный стаж:

- с 08.05.1980 года по 31.03.1983 года - старшая мед.сестра в детском саду службы детских дошкольных учреждений Ачинского глиноземного комбината – 2 года 10 месяцев 23 дня,

- с 01.04.1983 года по 31.08.1996 года - мед.сестра ортоптистка в детском саду службы детских дошкольных учреждений Ачинского глиноземного комбината – 13 лет 05 месяцев 01 дней,

- с 02.09.1996 года по 31.03.2010 года - мед.сестра ортоптистка в МДОУ «Детский сад комбинированного вида» 13 лет 07 месяцев 01 день, в том числе

- с 02.04.1998 года по 29.04.1998 года - курсы повышения квалификации с отрывом от основного места работы.

Полагает, что указанные периоды следует включить в льготный стаж для назначения пенсии ей как медицинскому работнику, поскольку с учетом этих периодов ее стаж работы составляет 30 лет. Она всегда выполняла функции медицинского работника (л.д.2-4).

В судебном заседании истица уточнила исковые требования, дополнительно просила обязать ответчика назначить пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью. При этом пояснила, что все время работала медицинской сестрой, занималась медицинской деятельностью. С 1983 года работает в детском саду, который является детским садом комбинированного вида, т.к. в нем наряду со здоровыми детьми находятся дети с проблемами зрения. Она все время выполняла работу по лечению таких детей, лечила их на аппаратах, выполняла назначения врача. Работая старшей медицинской сестрой, она также занималась медицинской деятельностью. С апреля 2010 года она переведена в штат детской больницы, хотя ее рабочее место осталось в детском саду и трудовые функции не изменились.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе, действующей по доверенности Чуприс Т.В. по иску возражала, пояснив, что при вынесении решения они указывают два варианта исчисления стажа: в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с ранее действующим законодательством. По действующему законодательству периоды работы, указанные истицей, не могут быть включены в льготный стаж медицинской деятельности, т.к. в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, наименование ее должности и учреждения отсутствуют. По второму варианту периоды работы до 01.10.1993 года могут быть включены в стаж, т.к. в это время не существовало разделения по месту работы медицинских сестер. Периоды с 01.10.1993 года не могут быть включены в льготный стаж, т.к. наименование учреждения – детский сад не предусмотрено Списками. Также не может быть засчитан период прохождения курсов повышения квалификации, т.к. это не предусмотрено разъяснением №5 от 22.05.1996 года.

Соответствующий письменный отзыв по иску стороной ответчика представлен в материалы дела л.д.16-17).

Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

С учетом положений Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П; разъяснений Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17 октября 2003 г. N 70 при определении права на указанные досрочные пенсии может применяться два порядка исчисления стажа (по выбору пенсионера):

в порядке, непосредственно вытекающем из норм действующих законов и иных нормативных правовых актов на момент назначения пенсии;

в порядке, который был предусмотрен законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы.

Причем они могут применяться комбинированно, т.е. к одному периоду работы - прежний порядок подсчета стажа, а к другому - новый.

О том, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов указывается в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

В судебном заседании установлено, что Ровская Н.М. с 05.08.1980 года работала медицинской сестрой в детском саду, 04.01.1983 года переведена медсестрой ортоптисткой в детский сад, с 09.02.1996 года по 31.03.2010 года работала в детском саду в должности старшей медицинской сестры. С 01.04.2010 года работает в том же детском саду в должности старшей медицинской сестры, однако состоит в штате МУЗ «Городская детская больница» л.д.8-11).

Детский сад комбинированного вида является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, имеет лицензию на осуществление деятельности по образовательным программам л.д.33-50).

Согласно штатных расписаний л.д.29-31) в детском саду имелись должности врача, медицинских сестер ортоптисток, старшей медицинской сестры. Должностные инструкции медицинской сестры ортоптистки, старшей медицинской сестры дошкольных образовательных учреждений содержат указание на выполнение медицинской деятельности по оказанию лечебно-профилактической помощи детям, выполнение назначений врача л.д.50-51, 56).

Должностные обязанности медицинской сестры детского сада и медицинской сестры по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях дошкольного отделения при МУЗ «ГДБ» л.д.52-55,57-59) содержат указание на выполнение ряда одинаковых функций медицинской деятельности.

С 01.04.2010 года медицинские работники детских садов уволены переводом в МУЗ «ГДБ», при этом их местом работы продолжает оставаться тот же детский сад.

В период с 02.04.1998 года по 29.04.1998 года Ровская Н.М. проходила повышение квалификации при училище повышения квалификации УЗ администрации Красноярского края л.д.67).

В силу ст. 12 Закона «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным относятся, в том числе, дошкольные учреждения.

К дошкольным образовательным учреждениям, согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года №666, относится детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа (смешанный стаж) либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность "медицинская сестра" и наименование учреждения "детский сад".

Таким образом, согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) работа в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения (детского сада) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения (детского сада) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры, в том числе старшей, в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах).

Следовательно, в Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, а являются общеобразовательными учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, дошкольные детские учреждения и школы также включены не были.

Согласно позиции Конституционного суда, нашедшей отражение в определении от 20 ноября 2008 года №868-О-О, после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 медицинским работникам, выполняющим свою деятельность не в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях, стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

В связи с изложенным, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы, тем самым, периоды работы истицы Ровской Н.М. в должности медицинской сестры в детском саду после 1 октября 1993 года включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не подлежат. Период до 01.10.1993 года в специальный стаж ответчиком включен, однако с учетом этого периода специальный стаж составил 15 лет 08 месяцев 19 дней, что недостаточно для назначения пенсии.

Таким образом, при установленных в судебном заседании обстоятельствах и требованиях закона, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Ровской Н.М., поскольку решение Управления пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе от 08 июня 2010 года об отказе Ровской Н.М. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих работах л.д.7), основанное на протоколе заседания Комиссии л.д. 5-6), является законным и обоснованным.

При этом, доводы истицы о том, что она в период ее работы с 01.10.1993 года по 31.03.2010 года занималась медицинской деятельностью, подтвержденные показаниями свидетелей Р., П., а также должностными инструкциями медицинской сестры ортоптистки и старшей медицинской сестры л.д. 50-51,52-55, 56,59) суд принять во внимание не может, поскольку указанные доводы не имеют юридического значения для рассматриваемого спора. Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Таким образом, само по себе то обстоятельство, что в спорный период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденных постановлениям Правительства РФ, существенным для разрешения данного спора не является. Указанная позиция изложена также в определениях Верховного Суда РФ, в том числе от 29 января 2009 г. N 80-В08-20.

Учитывая, что деятельность Ровской Н.М. в период после 01.10.1993 года не может быть включена в специальный стаж для назначения досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 02.04.1998 года по 29.04.1998 года также не может быть включен в специальный стаж.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Ровской Н.М. к ГУ Управления пенсионного фонда в г. Ачинске и Ачинском районе о включении периодов работы в стаж и понуждении назначить пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Матушевская Е.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200