2-3486(2010)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
14 октября 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя заявителя Щигоревой Н.М.,
представителя заинтересованного лица Орловой Г.И.,
при секретаре Зависновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Ястребовский сельсовет» Ачинского района по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, обязании осуществить постановку на учет, организовать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, суд
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования «Ястребовский сельсовет» Ачинского района по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, обязании осуществить постановку на учет, организовать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Требования мотивированы тем, что в ходе проводимой проверки исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций было выявлено, что на территории МО «Ястребовский сельсовет» на реке Большой Улуй в с. Ястребово расположено гидротехническое сооружение пруда, которое является бесхозяйным, однако в нарушение ст. 225 ГК РФ администрацией МО «Ястребовский сельсовет» не решен вопрос о постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения пруда на реке Б.Улуй в с. Ястребово. Бездействие органа местного самоуправления администрации МО «Ястребовский сельсовет» в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на реке Большой Улуй в с. Ястребово является незаконным, противоречит требованиям ст. 14 п.8, 23 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 4.7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 8 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», и нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут оказаться в зоне чрезвычайной ситуации в случае аварии на гидротехническом сооружении пруда на реке Большой Улуй в с. Ястребово.
В судебном заседании представитель заявителя помощник Ачинского межрайонного прокурора Н.М. Щигорева заявленные требования подержала в полном объеме по аналогичным основаниям, полагала возможным обязать Администрацию Ястребовского сельсовета осуществить постановку на учет, организовать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в отношении гидротехнических сооружений пруда на реке Б.Улуй с. Ястребово.
Представитель лица, чьи действия обжалуются Администрации Ястребовского сельсовета, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в зал суда не явился. В поступившем отзыве Глава Администрации Ястребовского сельсовета Е.Н. Тимошенко, действующая на основании Устава и решения Ястребовского сельского Совета депутатов от 31.05.2010 г., дело просила рассмотреть в ее отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражает, указывая при этом, что пруд на реке Большой Улуй в с. Ястребово был создан и эксплуатировался в период деятельности совхоза «Ястребовский», ТОО «Ястребовское» и использовался для водопоя крупнорогатого скота, после ликвидации хозяйств организация пользующая данным прудом отсутствует. При этом согласно действующим ГОСТам сам пруд является искусственным водоемом, для создания которого построены гидротехнические сооружения.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ачинского района Г.И. Орлова, действующая на основании доверенности от 06.10.2010 г., против удовлетворения требований прокурора не возражала, подтвердив, что на реке Б.Улуй имеется неиспользуемый пруд с гидротехническими сооружениями, которые подлежат постановке на учет в регистрирующих органах как сложные сооружения, и должны содержаться в исправном состоянии для предотвращения чрезвычайных ситуаций, при этом в данном случае гидротехническими сооружениями следует считать переезд, земляную насыпь (плотину), водосброс на пруде.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии с ч. 2 ст. 15, ст. 46 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, а также присуждение исполнения обязанностей в натуре.
Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечению года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п.п. 8, 23 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.4.7 Федерального закона от 21.12.94г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в полномочия органов местного самоуправления, в том числе, входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических
сооружений» установлено, что обеспечение безопасности гидротехнических
сооружений осуществляется посредством принятия мер по обеспечению
безопасности гидротехнических сооружений, включающих в себя, в том числе,
заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимальному
уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Как следует из материалов дела, Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрациями сельских поселений Ачинского района исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки было выявлено, что на территории муниципального образования «Ястребовский сельсовет» на реке Большой Улуй в с. Ястребово расположен пруд с гидротехническими сооружениями, которые являются бесхозяйными л.д.7-9).
Данный пруд был создан и эксплуатировался в период деятельности сельхозпредприятий совхоза «Ястребовский», ТОО «Ястребовское», после ликвидации данных хозяйств в настоящее время организация, пользующая данным прудом, отсутствует.
Данные факты не оспаривались заинтересованными лицами и подтверждены показаниями свидетеля В.К. – заместителя Главы Ачинского района по ГО И ЧС, проводившего проверки водного бассейна на территории Ачинского района, который сообщил суду, что на пруде на реке Б.Улуй Ачинского района имеются гидротехнические сооружения, отнесенные к 3 группе опасности, в том числе водосброс, плотина, которой необходима подсыпка щебнем.
На момент обращения Ачинского межрайонного прокурора в суд администрацией МО «Ястребовский сельсовет» мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях пруда не проводятся.
Также администрацией МО «Ястребовский сельсовет» не решен вопрос о постановке гидротехнических сооружений пруда как бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, что подтверждается ответами на запросы прокурора Ачинского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю, Ачинского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю л.д. 5-6, 10-11).
Согласно ГОСТу 19179 - 73 «Гидрология суши 'Термины и определения» пунктам 117, 178, водохранилище - искусственный водоем, образованный, водоподпорным сооружением на водотоке, пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км2.
По ГОСТу 19185- 73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» пункты 40, 41, 52, к гидротехническим сооружениям относятся сооружения для создания подпора и регулирования стока в составе плотина - водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды и водосброс – гидротехническое сооружение для пропуска воды, сбрасываемой из пруда во избежание его переполнения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что бездействие администрации Ястребовского сельсовета в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на реке Большой Улуй в с. Ястребово является незаконным, нарушает требования федерального законодательства и нарушает права неопределенного круга граждан, в связи с этим, требования Ачинского межрайонного прокурора необходимо удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Ястребовский сельсовет» Ачинского района по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на реке Большой Улуй в с. Ястребово, Ачинского района, Красноярского края.
Обязать администрацию Муниципального образования «Ястребовский сельсовет» Ачинского района осуществить постановку на учет в Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю как бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение пруда на реке Большой Улуй в с. Ястребово, Ачинского района, Красноярского края в срок до 01 ноября 2011 года.
Обязать администрацию Муниципального образования «Ястребовский сельсовет» Ачинского района организовать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на реке Большой Улуй в с. Ястребово, Ачинского района, Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко