Дело № 2 - 2673 (2010)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю.,
истца Янцан К.В.,
представителя ответчика - Администрации г. Ачинска, Тютиковой О.В.действующей на основании доверенности,
при секретаре Костенко Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янцан К.В. к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Ачинска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Янцан К.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Красноярского края и Администрации г.Ачинска о предоставлении ей на условиях социального найма изолированного жилого помещения в г.Ачинске, соответствующего санитарным и техническим нормам.
Исковые требования мотивированы тем, что Янцан К.В. является сиротой, так как её мать умерла в 1996 году, отец вписан в свидетельство о рождении истицы со слов матери. Постановлением Администрации г. Ачинска от 19.08.1997 г. над несовершеннолетней Янцан К.В. установлена опека и закреплено жилое помещение по адресу: г.Ачинск, ул.2-я Кирпичная, д.3 кв.2. В дальнейшем жилой дом, где проживала истица и члены её семьи, был снесен, однако, взамен никакое иное жилье не было предоставлено. Просит обеспечить её жилым помещением в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
В судебном заседании истица поддержала заявленные ею требования, суду пояснила, что в возрасте 5 лет она осталась без попечения родителей, воспитанием её занималась её двоюродная сестра Титова О.Н., которая была назначена опекуном. Опекуну пояснили, что жилье за несовершеннолетней будет закреплено. Несколько лет назад истице стало известно, что дома, где она была прописана, больше нет, более ничего не известно. Никакого иного жилья у неё нет.
Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Тютикова О.В., действующая на основании доверенности № 01-17-050 от 29.12.2009 г. сроком действия по 31 декабря 2010 г.(л.д.61), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам возложена на субъект РФ. В соответствии с действующим жилищным законодательством отсутствуют правовые основания для возложения этой обязанности на орган местного самоуправления. При закреплении жилья за истицей никакие акты обследования не составлялись, данный дом был в ветхом состоянии, однако, после смерти матери истицы в нем оставались проживать другие взрослые родственники истицы, но ни её бабушки, ни её опекун никаких мер по сохранности данного жилья не принимали.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, представил письменный отзыв, согласно которого исковые требования не признал, указав, что согласно ч.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 ФЗ жилыми помещениями обеспечиваются вне очереди дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения. За истицей закреплено жилое помещение, которое в настоящее время числится в реестре муниципальной собственности. Решение о сносе дома принималось органами местного самоуправления, в связи с чем в соответствии со ст.86 ЖК РФ орган местного самоуправления обязан предоставить истице иное жилое помещение.
Выслушав истицу, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Частью 2 ст.57 ЖК РФ также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства)
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Согласно ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилым помещением.
В соответствии с требованиями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года №25-уг, с последующими изменениями и дополнениями на 05.03.2010 г., утверждено Положение о порядке приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения (далее - Положение), согласно которого указанной категории граждан жилое помещение приобретается органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с п. 3, 4 Приложения 4 данного Указа Губернатора края, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Жилое помещение детям-сиротам должно быть предоставлено жилой площадью не ниже нормы предоставления жилой площади, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору найма.
Согласно ст. 17 ФЗ «О защите прав ребенка» предоставляемое жилое помещение должно быть размером не ниже установленных социальных норм.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица Янцан К. В., родившаяся 01 декабря 1991 года (л.д. 13), в 1996 году осталась без попечения родителей, поскольку ее мать умерла(л.д.15), а отец в ее свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 13).
Постановлением администрации города Ачинска № 786-п от 19.08.97 г. над несовершеннолетней Янцан К.В. установлена опека, опекуном назначена Титова Оксана Николаевна, кроме того, пунктом 3 вышеназванного постановления за несовершеннолетней сохранена жилая площадь по адресу: г.Ачинск, ул. 2-я Кирпичная, д.3, квартира 2 (л.д.5). Согласно выписки из домовой книги Янцан Кристина Валерьевна зарегистрирована по месту жительства по вышеназванному адресу (л.д.6,8).
Квартира 2 в доме 3 по ул. 2-я Кирпичная в г.Ачинске в настоящее время числится в реестре муниципальной собственности и составляет муниципальную казну (л.д.12).
С 01.11.2007 года по 30 июня 2010 года истица обучалась в Ачинском профессиональном лицее № 46, находилась на государственном обеспечении, что подтверждается справкой данного учебного заведения (л.д. 18).
Как следует из пояснений истицы, в настоящее время дом, в котором за истицей закреплена жилая площадь, не сохранился, на месте дома построены гаражи.
Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей, а также представленными в судебное заседание документами.
Так, из показаний свидетеля Титовой О.Н. следует, что на момент закрепления жилья за опекаемой ею несовершеннолетней, дом находился в ветхом состоянии, в нем был пожар. Мать и бабушка несовершеннолетней, а также сама несовершеннолетняя на момент смерти матери уже не проживали в данном доме, жили в квартире родственников Титовых. В настоящее время дом отсутствует, на его месте построены гаражи.
Данное обстоятельство подтвердил также специалист Ачинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» Букалов А.В., пояснивший, что дом отсутствует, однако, инвентарное дело не погашено, решений о сносе дома не принималось, в инвентарном деле хранится постановление администрации о закреплении жилья за несовершеннолетней.
Согласно акта обследования земельного участка по адресу: ул.2-я Кирпичная, д.3 от 08.10.2001 г. жилой дом снесен, участок засыпан остатками битого кирпича и мусора (л.д.10). В ответ на запрос Титовой О.Н. главный архитектор города А.В. Семененко в письме от 30.03.2010 г. сообщил, что вышеназванный земельный участок на основании акта обследования был согласован под строительство гаражей, гражданам выданы разрешения на строительство (л.д.9).
Факт отсутствия данного дома, а также то обстоятельство, что решение о сносе данного дома органами местного самоуправления не принималось, сторонами не оспаривается.
Таким образом, судом установлено, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за истицей было закреплено, однако, в настоящее время дом по адресу ул.2-я Кирпичная, 3 отсутствует, хотя в установленном законом порядке непригодным для проживания он не признавался, решение о его сносе не принималось. В связи с изложенным, суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика – Министерства образования и науки Красноярского края о том, что право на получение жилья истица имеет на основании ст.86 ЖК РФ.
Учитывая, что в 2001 году, до наступления совершеннолетия истицы дом, где было закреплено жилье за истицей, уже отсутствовал, суд считает, что у истицы Янцан К.В. не имеется закрепленного за ней жилого помещения, поэтому в соответствии с требованиями ч.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей» истица должна быть обеспечена по месту жительства вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
Не могут быть приняты во внимание также доводы представителя ответчика – Администрации города Ачинска о том, что обязанность по сохранности жилого помещения лежит на опекуне и родственниках несовершеннолетней, проживавших в данном доме, поскольку в соответствии с требованиями ст.30 ЖК РФ именно собственник жилого помещения должен поддерживать помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйного обращения с ним.
У истицы Янцан К.В. другого жилья не имеется, что не отрицалось ответчиками. Недвижимого имущества в собственности у истицы нет, что подтверждается сообщением Ачинского отдела Управления федеральной регистрационной службы и справкой Ачинского отделения ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ» (л.д. 16, 20). Никаких жилых помещений по договорам найма истице ответчиками не предоставлялось.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства и, учитывая требования п. 2 и п. 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, согласно которого обязанность по приобретению жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края, кого попечения – суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, предъявленные к Администрации г.Ачинска, обязать администрацию г.Ачинска Красноярского края предоставить Янцан К.В. на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории г. Ачинска соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать, поскольку не имеется законных оснований для удовлетворения данных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Янцан К.В. удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.Ачинска Красноярского края предоставить Янцан К.В. на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории города Ачинска Красноярского края, соответствующую норме предоставления, а также санитарным и техническим нормам.
В удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 – дневный срок путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья: Г.Ю.Кушнарева