№2-3232(2010)



Дело № 2-3232/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

22 октября 2010 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А.

представителя третьего лица ФГУ «Байкалуправтодор» Игнатьевой Е.М.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Коротченко Л.И. о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автозаправочной станции,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Коротченко Л.И. о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автозаправочной станции, а именно, в полном объеме установить стационарное электрическое освещение на АЗС, привести в соответствие длину переходно-скоростных полос, установить в полном объеме горизонтальную разметку и дорожные знаки. Исковое заявление мотивировано тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с выездной комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» проведена проверка объектов дорожного сервиса, в том числе автозаправочной станции, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Коротченко Л.И. При осмотре данной АЗС был выявлен ряд нарушений, а именно, стационарное электрическое освещение на АЗС установлено не в полном объеме, не соответствует длина переходно-скоростных полос, горизонтальная разметка выполнена не в полном объеме, также не в полном объеме установлена дорожная знаковая информация. 16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» в адрес ИП Коротченко Л.И. вынесено предписание об устранении нарушений, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса. Поскольку до настоящего времени указанные нарушения ИП Коротченко не устранены, в связи с чем, принимая во внимание, что тем самым нарушаются права граждан на соблюдение владельцами автозаправочных станций законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации АЗС, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.4-5).

08 октября 2010 года от истца поступило уточненное исковое заявление, согласно которого Ачинский межрайонный прокурор просит разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения», установить дополнительные дорожные знаки в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, установить в полном объеме стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, установить переходно-скоростные полосы в соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, установить дорожную разметку, соответствующие ГОСТ Р 51256-2004 (л.д.71-73).

21 октября 2010г. производство по делу в части требований Ачинского межрайонного прокурора разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения», установить дополнительные дорожные знаки в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, установить дорожную разметку в соответствии с ГОСТ 51256-2004, установить переходно-скоростные полосы в соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007 прекращено, в связи с частичным отказом от исковых требований.

Представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по аналогичным основаниям.

Ответчик Коротченко Л.И., представитель ответчика по доверенности Кисельман О.В. (л.д.51), надлежащим образом извещенные о дате рассмотрения дела (л.д.78,83), в судебное заседание не явились, Коротченко Л.И. представила заявление, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.81).

Представитель третьего лица ФГУ «Байкалуправтодор» Игнатьева Е.М. в судебном заседании пояснила, что ею 22.10.2010 года проведена проверка исполнения предписания на автозаправочной станции, принадлежащей ответчице Коротченко Л.И. В ходе проверки установлено, что в основном все работы, указанные ранее в акте обследования от 19.03.2010 года, за исключением установления стационарного освещения, выполнены. Стационарное электрическое освещение установлено в полном объеме, однако, освещение расположено на обочине на расстоянии 0,5 м. от кромки проезжей части. Согласно п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями. Указанное требование не выполнено. Для исполнения данного требования необходимо установить срок- не позднее 30.06.2011 года.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательством РФ «О безопасности дорожного движения» установлено, что особый режим использования земель в пределах придорожных полос Федеральных автомобильных дорог предусматривает ряд ограничений и требований при размещении объектов дорожного сервиса в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Так, в силу ст.22 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.8 ст.26 Закона, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В соответствии с п.п.10,11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998г. №1420, размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

В соответствии с п.4 Правил, контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог", согласно которого, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги размещение объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно материалам дела, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения (участок второй технической категории, ширина придорожной полосы которого составляет 75 метров), располагается АЗС. Расстояние от осевой линии дороги до лицевой части АГЗС составляет 28 м., расстояние от кромки асфальта до лицевой части – 24 метра (л.д.6-7). Таким образом, данная АЗС является объектом придорожного сервиса, расположенным в пределах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, к размещению которой законодатель предусматривает ряд ограничений и требований.

Собственником АЗС является Коротченко Л.И., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.05.2005г. и от 04.12.2008г. (л.д.29,49).

21 января 2005 года Распоряжением Главы г.Ачинска утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - автомобильной заправочной станции с правой стороны автодорожного полотна (л.д.26-28).

10.03.2004г. рабочий проект АЗС согласован с ГУ Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю (л.д.24), 10.06.2004г. с ГИБДД ГУВД Красноярского края (л.д.25).

На основании Актов выбора и обследования земельного участка от 30.07.2003г., от 26.07.2005г., земельный участок под АЗС пригоден и предварительно согласован для проектирования и строительства объекта придорожного сервиса (л.д.15-18,19,35-38).

01.03.2004г. отвод земельного участка под строительство АЗС согласован Управлением ГИБДД ГУВД Края (л.д.20-21,22-23).

На основании договора купли-продажи земельного участка от 10.10.2005г., земельный участок под АЗС с правой стороны автодорожного полотна общей площадью 2005 кв.м. находится на праве собственности у Коротченко Л.И. (л.д.30,32-34).

14 мая 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» - Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ проведено обследование объекта дорожного сервиса - АЗС, в результате которого выявлены нарушения Правил использования придорожных полос федеральной автомобильной дороги общего пользования при эксплуатации АЗС, по результатам которых комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» составлен акт, согласно которого, на АЗС опоры освещения установлены не в полном объеме, не соответствует длина переходно-скоростных полос, горизонтальная разметка выполнена не в полном объеме, дорожно-знаковая информация установлена не в полном объеме, конструкция дорожной одежды переходно-скоростных полос и примыканий должна быть равнопрочной с основой дороги, кроме того, установлен факт строительства в придорожной полосе шиномонтажной мастерской без согласования проектной документации (л.д.6-11).

Установленные нарушения создают угрозу безопасности движения на автомобильной дороге.

16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» вынесено предписание ИП Коротченко Л.И., согласно которого, в срок не позднее 7 дней ответчику предписано предоставить график, а впоследствии отчет об устранении нарушений, в соответствии с нормами и требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса (л.д.12-13).

Из повторного акта обследования от 19.03.2010 года следует, что установленные ФГУ «Байкалуправтодор» на АЗС нарушения, в соответствии с предписанием от 16.07.2009г., ответчиком устранены частично, нарушения не устранены в части: стационарное электрическое освещение имеется не в полном объеме, не соответствует длина переходно-скоростных полос, горизонтальная разметка выполнена не в полном объеме, дорожные знаки установлены не в полном объеме (л.д.14).

По результатам проверки от 22.10.2010 года установлено, что нарушения ответчиком устранены частично, нарушения не устранены в части: стационарное электрическое освещение выполнено не в соответствии с требованиями проекта и ГОСТ Р 52766-2007.

Размещение объекта дорожного сервиса должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на АЗС имелся ряд нарушений норм и требований дорожного движения при эксплуатации объекта дорожного сервиса, которые на настоящее время частично устранены, что подтверждается представленными в материалы дела доказательства производства ответчиком работ по устранению указанных нарушений, а именно приведена в соответствие длина переходно-скоростных полос, выполнена горизонтальная разметка, в полном объеме установлены дорожные знаки (л.д. 59-62.64,65,65-69), в части указанных нарушений производство по делу прекращено.

При строительстве АЗС проектная документация выполнена ФГУП Красноярский институт «Гипрогеолстрой» в 2004 году и согласована письмом от 10.03.2004г. КГУ «Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю».

В соответствии с проектной документацией и необходимыми стандартами и техническими нормами безопасности дорожного движения, поскольку допущенные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, Ачинским межрайонным прокурором заявлено требование о понуждении ответчика установить на АГЗС стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями проекта и ГОСТ Р 52766-2007 (л.д.71-73).

Согласно отзыва ФГУ «Байкалуправтодор», стационарное электрическое освещение вдоль переходно-скоростных полос должно быть расположено в 4м. от кромки проезжей части, фактически освещение на АЗС расположено на обочине на расстоянии 0,5м. от кромки проезжей части (л.д.80) без устройства дорожного ограждения, что также подтверждается фотографиями.

ГОСТ Р 52766-2007–Национальный стандарт РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток.

Согласно п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями.

При таких обстоятельствах, поскольку вышеуказанное нарушение ответчиком до настоящего времени не устранено, вместе с тем, установленное нарушение создает угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, исходя из вышеприведенных норм закона, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать Коротченко Л.И. устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на АЗС.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Коротченко Л.И. о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной заправочной станции удовлетворить.

Обязать Коротченко Л.И. в срок до 30.06.2011 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной заправочной станции: установить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями проекта и ГОСТ Р 52766-2007.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200