№2-3234(2010)



Дело № 2-3234/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

21 октября 2010 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А.,

представителя ответчиков адвоката Леоновича А.П., действующего на основании ордера от 08.10.2010 года,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Александровской Ж.В., Кныш Я.Ф. о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Александровской Ж.В. о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, а именно, в полном объеме установить стационарное электрическое освещение на АГЗС, установить переходно-скоростные полосы, горизонтальную разметку, в полном объеме установить дорожные знаки и водопропускные трубы. Исковое заявление мотивировано тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с выездной комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» проведена проверка объектов дорожного сервиса, в том числе автомобильной газозаправочной станции, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Александровской Ж.В. При осмотре данной АГЗС был выявлен ряд нарушений, а именно, стационарное электрическое освещение имеется не в полном объеме, отсутствуют переходно-скоростные полосы, организация движения на объекте ведется с нарушением, горизонтальная разметка отсутствует, дорожные знаки установлены не в полном объеме, отсутствуют водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги. 16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» в адрес ИП Александровской Ж.В. вынесено предписание об устранении нарушений, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса. Поскольку до настоящего времени указанные нарушения ИП Александровской не устранены, в связи с чем, принимая во внимание, что тем самым нарушаются права граждан на соблюдение владельцами автозаправочных станций законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации АГЗС, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.4-5).

08 октября 2010 года от истца поступило уточненное исковое заявление, согласно которому Ачинский межрайонный прокурор просит разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения», установить в полном объеме стационарное электрическое освещение в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, установить переходно-скоростные полосы в соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, установить в полном объеме дорожные знаки и дорожную разметку, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-2004, установить водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги в соответствии с п.5.5.14 ГОСТ Р 52766-2007 (л.д.46-48).

21 октября 2010г. производство по делу в части требований разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения» прекращено, в связи с частичным отказом от исковых требований.

Определением от 08.10.2010г., в качестве соответчика по делу привлечен собственник ? доли АГЗС Кныш Я.Ф. (л.д.16,50).

Представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.

Ответчики Александровская Ж.В., Кныш Я.Ф., извещенные о дате рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления, просили рассмотреть дело в их отсутствие с участием представителя адвоката Леоновича А.П. (л.д.54,55).

Представитель ответчиков адвокат Леонович А.П., действующий на основании ордера от 08.10.2010г. (л.д.45), в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель третьего лица ФГУ «Байкалуправтодор» Городецкая И.А. просила дело рассмотреть в их отсутствие. Исковые требования поддержала, предоставила отзыв на иск, в котором уточнила, что выполнение дорожно-строительных работ возможно только на основании проектной документации, согласованной в установленном порядке и технических условий (л.д.42).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательством РФ «О безопасности дорожного движения» установлено, что особый режим использования земель в пределах придорожных полос Федеральных автомобильных дорог предусматривает ряд ограничений и требований при размещении объектов дорожного сервиса в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Так, в силу ст.22 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»(далее – Закона), размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

При этом, согласно ст.22 Закона, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам

Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.8 ст.26 Закона, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В соответствии с п.п.10,11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998г. №1420, размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

В соответствии с п.4 Правил, контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог", согласно которого, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги размещение объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно материалам дела, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения (участок второй технической категории, ширина придорожной полосы которого составляет 75 метров), располагается АГЗС. Расстояние от осевой линии дороги до лицевой части АГЗС составляет 76,4 м., расстояние от кромки асфальта до лицевой части – 71,9 метров (л.д.10-11). Таким образом, данная АГЗС является объектом придорожного сервиса, расположенным в пределах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, к размещению которой законодатель предусматривает ряд ограничений и требований.

Собственниками данной АГЗС являются в равных долях Александровская Ж.В. и Кныш Я.Ф., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2005г. (л.д.16). Незавершенный строительством объект был приобретен Александровской Ж.В. по договору купли-продажи от 17.04.2002г. (л.д.17-18).

21 февраля 2002 года Постановлением Администрации Ачинского района утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта - автомобильной газозаправочной станции (л.д.26,27,24-25). Общая площадь объекта, согласно выписке из Реестра, составляет 23,6 кв.м. (л.д.31-34).

19.12.2001г. рабочий проект АГЗС согласован с ГУ Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю (л.д.21), 21.06.2004г. с ГИБДД ГУВД Красноярского края (л.д.22).

На основании комиссионного Акта выбора и обследования земельного участка от 03.04.2001 года, земельный участок на территории автодороги с западной стороны дорожного полотна по санитарным и пожарным условиям пригоден для размещения автомобильной газозаправочной станции (л.д.20). 01.03.2004г. отвод земельного участка под строительство АГЗС согласован Управлением ГИБДД ГУВД Края (л.д.23).

На основании договора аренды от 22.03.2005г., земельный участок общей площадью 1146,24 кв.м. для эксплуатации автомобильной газозаправочной станции находится на праве аренды у Александровской Ж.В. и Кныш Я.Ф. (л.д.28-29,30,35-36).

14 мая 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» - Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ проведено обследование объекта дорожного сервиса - АГЗС, в результате которого выявлены нарушения Правил использования придорожных полос федеральной автомобильной дороги общего пользования при эксплуатации АГЗС, по результатам которых комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» составлен акт, согласно которого, на АГЗС отсутствуют переходно-скоростные полосы, опоры освещения установлены не в полном объеме, конструкция дорожной одежды имеет выбоины и трещины; дорожная знаковая информация установлена не в полном объеме, горизонтальная разметка отсутствует; схема организации движения ведется с нарушениями, кроме этого, дорожные знаки и дорожная разметка в рабочем проекте выполнены по старым нормам ГОСТ, отсутствуют водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги. Установленные нарушения создают угрозу безопасности движения на автомобильной дороге, а также приводят к разрушению основания автомобильной дороги и порче федеральной собственности (л.д.10-11).

16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» вынесено предписание ИП Александровской Ж.В., согласно которому в срок не позднее 7 дней ответчику предписано предоставить график, а впоследствии отчет об устранении нарушений, в соответствии с нормами и требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса (л.д.7-8).

Из повторного акта обследования от 19.03.2010 года следует, что установленные ФГУ «Байкалуправтодор» на АГЗС нарушения, в соответствии с предписанием от 16.07.2009г., ответчиками не устранены (л.д.6).

Размещение объекта дорожного сервиса должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на АГЗС имеется ряд нарушений норм и требований дорожного движения при эксплуатации объекта дорожного сервиса, которые до сегодняшнего момента ответчиками не устранены, что не отрицалось их представителем адвокатом Леоновичем А.П. в судебном заседании.

При строительстве АГЗС проектная документация выполнена КГХ «Красноярсккрайгаз» в 2001 году и согласована письмом от 19.12.2001г. КГУ «Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю». В настоящее время установлены новые требования к дорожным знакам и дорожной разметке, установленные ГОСТ Р 51256-2004, ГОСТ Р 52289-2004.

В соответствии с проектной документацией и необходимыми стандартами и техническими нормами безопасности дорожного движения, поскольку допущенные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, Ачинский межрайонным прокурором, на основании обращения ФГУ «Байкалуправтодор», заявлены исковые требования о понуждении ответчиков установить в полном объеме на АГЗС стационарное электрическое освещение в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, переходно-скоростные полосы в соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, установить в полном объеме дорожные знаки и дорожную разметку, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-2004, установить водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги в соответствии с п.5.5.14 ГОСТ Р 52766-2007 (л.д.4-5, 46-48).

ГОСТ Р 52766-2007–Национальный стандарт РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток.

Согласно п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями.

Вместе с тем, согласно Технических характеристик объекта по проектной документации, указанных в Приложении 1 к акту от 14.05.2009г., на АГЗС стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток, в полном объеме отсутствует: 3 опоры вместо 5 на полосе торможения и 2 опоры освещения вместо 6 на полосе разгона переходно-скоростных полос (л.д.12).

В соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами длина и ширина которых определена исходя из расчета, согласно п.п.5.23,5.25 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Расстояние между концом и началом соседних переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, а также расстояние между соседними съездами, имеющими общую переходно-скоростную полосу, должно составлять не менее 50 м.

Согласно СНиП 2.05.02-85 и проектной документации АГЗС, полоса торможения переходно-скоростных полос должна быть длиной 180м., шириной 3,75 м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004 1.18,1.8,1.2.1,1.7; полоса разгона длиной 45 м., шириной 3,75м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой 1.19,1.8,1.2.1,1.7 (л.д.12).

В соответствии с ГОСТ Р 51256-2004, для обеспечения безопасности движения должна быть выполнена горизонтальная разметка 1.7,1.8,1.13,1.16.2,1.16.3,1.18,1.19,1.20,1.2.1.

Вместе с тем, горизонтальная разметка, переходно-скоростные полосы на АГЗС, как на въезде, так и на выезде отсутствуют ( Приложение 1 к Акту от 14.05.2009г. л.д.12).

В соответствии с п.5.5.14 ГОСТ Р 52766-2007, для обеспечения продольного водоотвода съездами должны быть уложены водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги.

Водопропускные трубы на АГЗС загрязнены, с системой водоотвода дороги не увязаны(л.д.8).

ГОСТ Р 52289-2004- Национальный стандарт РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения.

Согласно Техническим характеристикам объекта, указанных в Приложении 1 к акту от 14.05.2009г., на АГЗС расположено только два знака 2.4 «Уступи дорогу».

Вместе с тем, согласно проектной документацией АГЗС, выполненной КГХ «Красноярсккрайгаз» в 2001 году и согласованной письмом от 19.12.2001г. КГУ «Управления автомобильных дорог по Красноярскому краю» и стандартам ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 51256-2004, дорожно-знаковая информация на АГЗС должна быть представлена:

- дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» - 3 знака (установлено 2);

- дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо»-2 знака;

- дорожный знак 4.1.2 «Движение направо»;

- дорожный знак 5.15.3 «Начало полосы»;

- дорожный знак 5.15.5 «Конец полосы».

При таких обстоятельствах, поскольку вышеуказанные нарушения владельцами АГЗС до настоящего времени не устранены, вместе с тем, установленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, исходя из вышеуказанных норм закона, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать Александровскую Ж.В., Кныш Я.Ф. устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на АГЗС. При определении срока для выполнения работ суд учитывает то обстоятельство, что выполнение работ по установлению переходно-скоростных полос и горизонтальной разметки в зимний период затруднительно в связи с температурными условиями, считает целесообразным предоставить для этого срок до 01.06.2011 года, для работ по установке знаков – до 01.01.2011 года, для остальных видов работ - до 30.06.2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Александровской Ж.В., Кныш Я.Ф. о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции удовлетворить.

Обязать Александровскую Ж.В., Кныш Я.Ф. устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции:

установить на АГЗС стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 30.06.2011 года;

установить на АГЗС переходно-скоростные полосы в соответствии с требованиями п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 01.06.2011 года;

установить на АГЗС горизонтальную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2004 в срок до 01.06.2011 года;

установить на АГЗС дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2004 в срок до 01.01.2011 года;

установить на АГЗС водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги в соответствии с требованиями п.5.5.14 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 30.06.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200