Дело № 2-3508 (2010)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2010 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края,
в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием представителя заявителя – помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,
представителя заинтересованного лица администрации МО «Преображенский сельский совет» - Главы администрации Преображенского сельского совета Кривова Н.П.,
представителя заинтересованного лица администрации Ачинского района Шарапова А.И., действующего на основании доверенности, выданной 10.11.2010 года на срок до 31.12.2010 г.,
при секретаре Карельской Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Преображенский сельский совет» Ачинского района по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, обязании осуществить постановку на учет, организовать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Преображенский сельский совет» в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка, площадью зеркала 0,0105 кв.км., возложении обязанности на администрацию МО «Преображенский сельский совет» осуществить постановку на учет в Ачинском отделе Управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю бесхозяйное недвижимое имущество – гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка, организовать проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка. Заявление мотивировано тем, что в ходе проводимой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, Ачинской межрайонной прокуратурой было выявлено, что на территории МО «Преображенский сельский совет» расположено гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка, которое является бесхозяйным. До настоящего времени вопрос о постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, вышеуказанного гидротехнического сооружения пруда на реке Игинка администрацией МО «Преображенский сельский совет» не решен. Тем самым своим бездействием по неисполнению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрацией МО «Преображенский сельский совет» нарушаются права граждан, которые могут оказаться в зоне чрезвычайной ситуации в случае аварии на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка, в связи с чем Ачинский межрайонный прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеуказанным заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
Представитель заявителя – помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании заявление поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, просила обязать МО «Преображенский сельский совет» организовать проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка, в соответствии с требованиями Закона «О безопасности гидротехнических сооружений».
Представитель заинтересованного лица администрации МО «Преображенский сельский совет» в лице Главы администрации Преображенского сельского совета Кривова Н.П., в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал в полном объеме. Суду пояснил, что 28.10.2010 года проведена проверка в отношении гидротехнического сооружения пруда на реке Игинка, по результатам которой, в связи с тем, что авария на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка не приведет к чрезвычайным ситуациям, данное сооружение не попадает под действие ФЗ № 117 от 21.07.2010 года «О безопасности гидротехнических сооружений». Однако не оспаривал, что сооружение на реке Игинка является гидротехническим сооружением, которое никакой опасности не представляет. Данный пруд используется жителями села для перегона скота. По просьбе жителей села, данный пруд ежегодно подсыпался. Если пруд подсыпаться не будет, это сооружение размоет и оно будет ликвидировано. Кроме того, для оформления соответствующих документов, необходимых для постановки гидротехнического сооружения пруда на соответствующий учет, а также для проведения мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, необходимо длительное время, поскольку все работы целесообразно проводить в весеннее – летний период и осенью.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ачинского района Шарапов А.И., действующий на основании доверенности от 10.11.2010 года, в судебном заседании пояснил, что 28.10.2010 года проведена проверка в отношении гидротехнического сооружения пруда на реке Игинка. По результатам проверки было установлено, что, в связи с тем, что авария на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка не приведет к чрезвычайным ситуациям, данное сооружение не попадает под действие ФЗ № 117 от 21.07.2010 года «О безопасности гидротехнических сооружений». Таким образом, сооружение на реке Игинка не является гидротехническим сооружением. Кроме того, считает, что администрация Ачинского района и МО «Преображенский сельский совет» не являются надлежащими заинтересованными лицами, поскольку в соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.07.1997 года № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений», органы исполнительной власти решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а настоящее гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка не является муниципальной собственностью. В соответствии с п.6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации, либо не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. Кроме того, пояснил, что для оформления соответствующих документов, необходимых для постановки гидротехнического сооружения пруда на соответствующий учет, а также для проведения мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, необходимо длительное время, поскольку все работы целесообразно проводить в весеннее – летний период и осенью. Бюджет Ачинского района на 2011 год уже утвержден, и затраты на получение соответствующих документов для постановки гидротехнического сооружения на учет, в него не заложены. Если суд придет к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора, просит предоставить реальный срок для исполнения решения суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Статьей 7, 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 22.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ, права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно предоставленной Администрацией Ачинского района информации, в границах территории сельского поселения с.Преображенка расположено гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка, (л.д. 5,6, 7-9, 11).
Согласно перечня ГТС, расположенных на территории Ачинского района, гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка в границах с.Преображенка, является бесхозяйным (л.д. 7-9).
На момент обращения Ачинского межрайонного прокурора в суд администрацией МО «Преображенский сельсовет» мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях пруда не проводятся.
Также администрацией МО «Преображенский сельсовет» не решен вопрос о постановке гидротехнического сооружения пруда как бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, что подтверждается ответами на запросы прокурора Ачинского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю, Ачинского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю..
Как видно из уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю от 16.09.2010 года, сведения о земельном участке - пруд на реке Игинка с.Преображенка, носившего временный характер, аннулированы 27.07.2010 года в связи с отсутствием сведений о государственной регистрации прав в течении двух лет с момента постановки его на учет 24.07.2008 года (л.д. 10).
Согласно Акта № от 28.10.2010 года Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в связи с тем, что авария на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка не приведет к чрезвычайным ситуациям, данное сооружение не попадает под действие ФЗ № 117 от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений». Однако, проверкой было установлено, что гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка северо – восточнее с.Преображенка на территории Преображенского сельсовета Ачинского района, имеет класс гидротехнического сооружения – 4, при этом, уровень безопасности гидротехнического сооружения – неудовлетворительный.
По ГОСТу 19179 - 73 «Гидрология суши "Термины и определения», в пунктах 117, 178 указано, что водохранилище – это искусственный водоем, образованный, водоподпорным сооружением на водотоке, пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км.м.
Согласно ГОСТу 19185- 73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» пунктов 40, 41, 52, к гидротехническим сооружениям относятся сооружения для создания подпора и регулирования стока в составе плотина - водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды и водосброс – гидротехническое сооружение для пропуска воды, сбрасываемой из пруда во избежание его переполнения.
При этом, как следует их вышеуказанного акта, тип сооружения – водохранилища – плотина однородная насыпная из суглинка, имеет водосбросное сооружение – трубчатый железобетонный водосброс.
Таким образом, в ходе проверки, результаты которой изложены в акте № от 28.10.2010 года, было установлено, что сооружение пруда на реке Игинка с.Преображенка, является гидротехническим сооружением.
В соответствии со ст.ст.3, 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г. №117-ФЗ, под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Однако, не смотря на то, что МО «Преображенский сельский совет» не является собственником гидротехнического сооружения пруда на реке Игинка п.Преображенский, тем не менее, исходя из смысла ст. 225 ГК РФ, именно МО «Преображенский сельский совет» должно принимать меры для постановки гидротехнического сооружения на соответствующий учет, в связи с чем, доводы представителя Администрации Ачинского района о том, что администрация Ачинского района и МО «Преображенский сельский совет» не являются надлежащими заинтересованными лицами, судом признаны несостоятельными.
Кроме того, из вышеуказанных норм закона следует, что администрацией поселения, на территории которого расположен гидротехнический объект, должен проводиться ряд мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, вместе с тем, указанные мероприятия не могут быть реализованы администрацией МО «Преображенский сельский совет» по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что в бюджете отсутствует необходимое средства для осуществления мероприятий по постановке гидротехнического сооружения на учет, поскольку бюджет Ачинского района на 2011 года уже утвержден, суд считает несостоятельными, поскольку гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка уже достаточно длительное время является бесхозяйным, что противоречит требованиям действующего законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера и нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории с.Преображенка Ачинского района, влияет на благоприятную среду обитания и создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что гидротехническое сооружение пруда на р.Игинка расположено в границах территории МО «Преображенский сельский совет» Ачинского района Красноярского края, исходя из вышеуказанных норм закона, суд считает законными, обоснованными и обоснованными требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Преображенский сельский совет» в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возложении обязанности на администрацию МО «Преображенский сельский совет» осуществить постановку на учет бесхозяйное недвижимое имущество – гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка, организовать проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении.
При этом, суд принимает во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что для оформления соответствующих документов, для постановки гидротехнического сооружения пруда на соответствующий учет, а также для проведения мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, необходим длительный период времени, в том числе весеннее – летний период, поскольку проведение ряда мероприятий в зимний период времени невозможно.
В связи с чем, суд полагает необходимым, установить срок для постановки гидротехнического сооружения на учет в Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю как бесхозяйного недвижимого имущества – до 20 ноября 2010 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Преображенский сельский совет» Ачинского района по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на реке Игинка, расположенного северо-восточнее с. Преображенка Ачинского района Красноярского края (площадь зеркала 0,0105 кв.км).
Обязать администрацию Муниципального образования «Преображенский сельский совет» Ачинского района осуществить постановку на учет в Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю как бесхозяйное недвижимое имущество- гидротехническое сооружение пруда на реке Игинка, расположенного северо-восточнее с. Преображенка Ачинского района Красноярского края (площадь зеркала 0,0105 кв.км), в срок до 20 ноября 2011 года.
Обязать администрацию Муниципального образования «Преображенксий сельский совет» Ачинского района организовать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении на реке Игинка, расположенного северо-восточнее с. Преображенка Ачинского района Красноярского края (площадь зеркала 0,0105 кв.км).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья: Дорофеева Н.А.