2-3338/2010



Дело № 2- 3338 (2010)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2010 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи ЮШИНОЙ И.П.,

с участием представителя истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске Березиной Т.Ю., действующей на основании доверенности от 27 марта 2009 года № АЕ-5324,

представителя ответчика Кралининой Т.В., действующей на основании доверенности от 22 сентября 2010 года сроком на три года

при секретаре Алешиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске к ИП Арутюнян ФИО12, Крестьянское (фермерское) хозяйство ИП Арутюнян ФИО13 о возложении обязанности устранить нарушение требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальной отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске (далее по тексту- Территориальный отдел в г.Ачинске), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ИП Арутюнян К.И., Крестьянскому (фермерскому) хозяйству ИП Арутюнян К.И. о признание бездействие по непринятию мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженных в неисполнении пунктов п.п. 2,3,4,6,8 предписания дожностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 509 от 30.07.2009 года, незаконным, о возложении обязанности исполнить ст. 34 52-ФЗ (далее по тексту- 52-ФЗ), п. 7.2, п. 7.6 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» - обеспечить прохождение профи­лактических медицинских осмотров сотрудниками крестьянского (фермерско­го) хозяйства, иметь личные медицинские книжки на работников фермы, в ко­торые внесены сведения о прохождении периодических медицинских осмот­ров; исполнить ч. 1. ст. 29 52-ФЗ, абз. 4 п. 3.11. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болез­ней на территории Российской Федерации» - не допускать до работы сотруд­ников крестьянского (фермерского) хозяйства без результатов планового про­филактического обследования на гельминтозы; исполнить ч. 1. ст. 29 52-ФЗ, п. 2.3, п. 2.4 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требо­вания к проведению дератизации» - проводить ежемесячные дератизационные мероприятия на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение (наличие акта-приемки выполненных работ); исполнить ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п.п. 18.1, 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфек­ционных и паразитарных болезней» - не допускать до работы сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства, относящихся к профессиональным группам риска, без профилактических прививок против клещевого вирусного энцефалита; исполнить ч. 1 ст. 29 52-ФЗ, п. 2.1, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий про­ тив синантропных членистоногих» - проводить сезонные дезинсекционные мероприятия в крестьянском (фермерском) хозяйстве. В соответствии со ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедлен­ному исполнению, поскольку вследствие указанных выше обстоятельств за­медление исполнения решения может повлечь причинение значительного ущерба жизни и здоровью граждан. В случае удовлетворения иска обязать Ответчика в установленный срок довести через средства массовой информации решение суда.

Свои требования Территориальный отдел в г.Ачинске мотивировал тем, что поводом для обращения в суд с иском в защиту интересов неопределен­ного круга лиц является невыполнение предписания об устранении выявлен­ных нарушений санитарного законодательства. 20 июля 2009 года главным государственным санитарным врачом по го­родам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам ФИО14 выне­сено постановление по делу об административном правонарушении № 366, в соответствии с которым ИП Арутюнян К.И. привлечен к административной ответственности по ст. 6.3. КоАП РФ за нарушения Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммуно­профилактике инфекционных болезней», СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требова­ния по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению де­ратизации», СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требова­ния к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против си-нантропных членистоногих», СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитар­ных болезней на территории Российской Федерации», СП 3.5.1378-03 «Сани­тарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению де­зинфекционной деятельности»

По нарушениям санитарного законодательства, выявленным в крестьян­ском (фермерском) хозяйстве, которые могут способствовать возникновению и распространению инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных за­болеваний (отравлений) людей, 30.07.2009 года главным государственным са­нитарным врачом по городам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсско-му, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам ФИО15 выдано предписание № 509 об устранении выявленных нару­шений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на ИП Арутюнян К.И. В соответствии с указанным предписанием Ответчику предпи­сывалось в срок до 1 июля 2010 года устранить нарушения абз. 7 ст. П., ч. 1. ст. 29, ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болез­ней»; п. 7.2, п. 7.6, п.п. 18.1, 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; абз. 4 п. 3.11., п. 4.2.1. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на террито­рии Российской Федерации»; п. 2.3, п. 2.4 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»; п. 2.20. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осу­ществлению дезинфекционной деятельности»; п. 2.1, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членисто­ногих».

06.07.2010 г. в отношении Ответ­чика проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от 30.07.2009 г. № 509. В ходе проведения данной проверки, обнаружено невыполнение в установленный срок до 01.07.2010 г. пунктов 2, 3, 4, 6, 8 выданного предписания, а именно:

Пункт предписания № 2 - ст. 34 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 7.2, п. 7.6 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части наличия личных медицинских книжек на ра­ботников фермы, в которые внесены сведения о прохождении периодических медицинских осмотров.

Пункт предписания № 3 - ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абз. 4 п. 3.11. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на террито­рии Российской Федерации» в части прохождения планового обследования декретированных контингентов на гельминтозы.

Пункт предписания № 4 - ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.3, п. 2.4 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведе­нию дератизации» в части осуществления ежемесячных дератизационных ме­роприятий на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение.

Пункт предписания № 6 - ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п.п. 18.1, 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части представления сведений о наличии профи­лактических прививок у сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Арутюнян К.И. в соответствии с национальным календарем профилакти­ческих прививок.

Пункт предписания № 8 - ч. 1 ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантроп-ных членистоногих» в части осуществления дезинсекционных мероприятий в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № 668 от 06.07.2010 г. в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодек­са РФ об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 145 в городе Ачинске и Ачинском районе Красноярского края от 30 июля 2010 года дело № 5-640 (10) индивидуальный предприниматель Арутюнян К.И. признан винов­ным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок п.п. 2, 3, 4, 6, 8 предписания от 30.07.2009 года №509.

На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных на­рушений санитарного законодательства в полном объеме не представлено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению инфекционных заболева­ний у потребителей, сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства, иных лиц, которые пользуются продукцией крестьянского (фермерского) хо­зяйства.

Таким образом, несоблюдение ИП Арутюнян К.И. вышеуказанных тре­бований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц и создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населе­ния. Нарушения, допущенные Ответчиком, создают реальную угрозу возник­новения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекци­онных заболеваний (отравлений).

В частности, отсутствие планового прохождения работниками крестьян­ского (фермерского) хозяйства периодических медицинских осмотров, обсле­дования на гельминтозы с целью своевременного выявления среди людей больных (носителей) инфекционными и паразитарными болезнями, может привести к инфицированию животноводческой продукции (молока, мяса) и распространению заболеваний общих для человека и животных (тениидозами, туберкулезом).

Непроведение систематических профилактических мероприятий в кре­стьянском (фермерском) хозяйстве по недопущению и истреблению грызунов и насекомых, способных переносить либо быть резервуаром инфекционных болезней, влечет угрозу распространения инфекционных заболеваний среди людей и животных (чума, туляремия, иерсиниоз).

Допущение до работы сотрудников крестьянского (фермерского) хозяй­ства, относящихся к профессиональным группам риска, без профилактических прививок (против клещевого вирусного энцефалита) влечет угрозу заражения людей опасным инфекционным заболеванием - клещевым вирусным энцефали­том.

Ответчик осуществляет деятельность, связанную с выращиванием круп­норогатого скота, свиней, первичной переработкой молока. Требования выше указанных санитарных правил направлены на недопущение заражения людей и животных инфекционными и паразитарными болезнями, возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения дальнейшего распространения инфекционных болезней.

Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. (л.д.2-9)

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал частично, просил исключить из просительной части иска пункты 1 и 8, а именно: о признании бездействия по непринятию мер для устранения нарушений требований санитарного законодательства, выраженных в неисполнении пунктов п.п. 2,3,4,6,8 предписания дожностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 509 от 30.07.2009 года, незаконным; и в случае удовлетворения иска обязать Ответчика в установленный срок довести через средства массовой информации решение суда. Остальные требования поддерживали в полном объеме, в том числе и требования о заведении каждому из работников санитарной книжки. Пояснил, что на момент подачи заявления в суд, по штатному расписанию у ответчика трудилось три работника- ФИО16. Пункт второй предписания ко второй проверке исправлен. Согласно пункту третьего предписания - не допускать работников хозяйства до работы без результатов планового профилактического обследования на гельминтозы - это обязательное требование на будущее, факт допуска к работе этих работников был установлен согласно первому акту. Согласно четвертому пункту - дератизация должна проводиться ежемесячно, 06 июля 2010 г. зафиксировано неисполнение предписания. Оценивается при составлении протокола весь год, но фиксируются нарушения за последние два месяца. В соответствии с санитарными правилами сведения о прививках хранятся в личных делах, на тот момент данные отметки отсутствовали. Прививки данные ставятся по схеме, на тот момент не было никаких сведений о наличии прививок. Под сезонностью предполагается проведение дезинсекционных мероприятий в опасный период, если это сделано в конце июля - августе, то можно считать это требование выполненным. Гератизазия проводится один раз месяц, дезинфекция-два раза в месяц, нет сведений о том, с такой периодичностью ответчик его проводит.

В судебное заседание ответчик Арутюнян К.И. не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежаще извещен, причины неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика против заявленных исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что в крестьянском хозяйстве ИП Арутюнян К.И. числится ФИО17 в качестве водителя, ФИО18 - оператор, ФИО19 - разнорабочая, которая не имеет отношения к ферме, она убирает в конторе и гостинице. Со скотом – это 81 голова контактировала только ФИО20, в настоящее время уволена с 31.08.2010 года, все остальное производство механизировано. На 06 июля 2010 года у ФИО21 имелась личная медицинская книжка. Имеются договор на проведении профилактического осмотра и договор коллективного добровольного страхования. На работников составлены сертификаты о профилактических прививках - на ФИО22 и ФИО23 Имеется справка о том, что в июле 2010 года ФИО24 и ФИО25 прошли осмотр. На их имя составлены паспорта здоровья, в которых имеются все отметки об осмотрах, прививках, они хранятся в конторе. Пункты 2 и 4 предписания выполнены полностью, кроме того работниками пройден рентген. Имеются два приказа о проведении различных мероприятиях, о прохождении прививок. Что касается прививок от клеща, прививки - ведь это дело каждого, связано с его состоянием здоровья, у ФИО26 имеются противопоказания к данной прививке, но он ее поставил. Прошли анализ на гельминтоз в мае 2010 г. Ответчик личные денежные средства заплатил, чтобы работники прошли профосмотр, что доказывает о его беспокойстве о персонале, о помещениях и о животных. Имеется договор на проведении профилактического обследования от 02.07.2010 г., акты о проведении данных мероприятий, эта работа проводится ежемесячно. На основании заключенных с Ачинским отделом ветеринарии проводятся дезинсекционные мероприятия, по схеме ежеквартально обрабатывается скот, помещения. На момент проверки данные документы у Арутюнян были, однако, недооценивал их наличие. У ответчика имеется план и от 2010 и от 2009 г. Планирует развивать хозяйство, построил гостиницу высокого уровня для работников. Не отрицает, что имела место вина ИП Арутюнян, поскольку он не придавал должного значения для предоставления проверяющим необходимых документов.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

"Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека" (заключена в Минске 26.05.1995) (вместе с "Положением о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств", утв. 24.09.1993, ратифицирована Федеральным законом от 04.11.1995 N 163-ФЗ) в ст. 15 гласит, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Договаривающиеся Стороны обязуются, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, предпринимать соответствующие меры, направленные, в частности, устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья и обеспечение санитарно - гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических, эндемических и других заболеваний.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием нормальных экологических, экономических и эстетических усло­вий его жизни.

Данные положение Конституции развиваются в ст. 8 «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, согласно Указу Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", предусматриваются следующие основные направления деятельности, в частности, создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях.

Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено следующее.

На основании Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Приказа Роспотребнад-зора от 06.09.2006 № 308 «Об утверждении Положения об Управлении Феде­ральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю» Управление Роспотребнадзора по Красно­ярскому краю является территориальным органом уполномоченного федераль­ного органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В соответствии с Положением о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека по Красноярскому краю в г. Ачинске, утвержденного руко­водителем Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю 23.10.2006 г., территориальный отдел является территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека. (л.д. 22-42)

В соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) в случаях, предусмотренных зако­ном, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который не­возможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каж­дого из них при разрешении дела, что отражено в обзоре Судебной практики ВС РФ за первый квартал 2004 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.06.2004 г. и 30.06.2004 г.

В соответствии со ст. 51 ФЗ Закона главные государственные сани­тарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Ответчик Арутюнян К.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Красноярскому краю 24 апреля 2006 года, основной вид деятельности - крестьянское (фермерское) хозяйство, разведение скота по ад­ресу: Красноярский край, Ачинский район, поселок Горный, Промзона 2, строение №

20 июля 2009 года главным государственным санитарным врачом по го­родам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам ФИО27 выне­сено постановление по делу об административном правонарушении № 366, в соответствии с которым ИП Арутюнян К.И. привлечен к административной ответственности по ст. 6.3. КоАП РФ за нарушения Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммуно­профилактике инфекционных болезней», СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требова­ния по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению де­ратизации», СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требова­ния к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитар­ных болезней на территории Российской Федерации», СП 3.5.1378-03 «Сани­тарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению де­зинфекционной деятельности» в крестьянском (фермерском) хозяйстве по ад­ресу: Красноярский край, Ачинский район, поселок Горный, Промзона 2, строение 1.(л.д.11-15)

21 июля 2009 года с данным постановлением Арутюнян К.И. ознакомлен, о чем имеется его подпись.

30 июля 2009года по нарушениям санитарного законодательства, выявленным в крестьян­ском (фермерском) хозяйстве, ФИО28 выдано предписание № 509 об устранении нару­шений, а именно: Пункт предписания № 2 - ст. 34 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 7.2, п. 7.6 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части наличия личных медицинских книжек на ра­ботников фермы, в которые внесены сведения о прохождении периодических медицинских осмотров.

Пункт предписания № 3 - ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абз. 4 п. 3.11. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на террито­рии Российской Федерации» в части прохождения планового обследования декретированных контингентов на гельминтозы.

Пункт предписания № 4 - ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.3, п. 2.4 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведе­нию дератизации» в части осуществления ежемесячных дератизационных ме­роприятий на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение.

Пункт предписания № 6 - ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», п.п. 18.1, 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части представления сведений о наличии профи­лактических прививок у сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Арутюнян К.И. в соответствии с национальным календарем профилакти­ческих прививок.

Пункт предписания № 8 - ч. 1 ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.1, п. 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантроп-ных членистоногих» в части осуществления дезинсекционных мероприятий в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Ответственность за выполнение данного предписания возложена на ИП Арутюнян К.И. в срок до 1 июля 2010 года (л.д. 16-19)

В силу абз. 1. ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ внеплановой проверке, основанием которой является истечение срока выданного предписа­ния об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридиче­ского или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

06 июля 2010 года в отношении ответчика был оформлен протокол об административном правонарушении № 668 при проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 19-21),30 июля 2010 года и.о.мирового судьи судебного участка № 145 в г.Ачинске и Ачинском районе мировой судья судебного участка № 3 в г.Ачинске и Ачинском районе вынесла постановление по делу об административном правонарушении, признав Арутюнян К.И. виновным в бездействии по выполнению предписания № 509 от 30 июля 2009 года и назначив ему штраф. (л.д. 10, 94)

Согласно пояснениям представителя истца на момент подачи иска Арутюнян К.И. игнорирует предписание главного государственного санитарного врача по го­родам Ачинску, Боготолу, Ачинскому, Бирилюсскому, Боготольскому, Болыпеулуйскому, Козульскому, Тюхтетскому районам ФИО29 от 30 июля 2009 года, более года бездействует. Документы в подтверждение исполнения предписания также не предоставляет.

Между тем, в соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписа­ний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государ­ственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На основании ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил явля­ется обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юриди­ческих лиц.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предпри­ниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятель­ностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Как указано в ст. 34 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

Индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В силу приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (ред. от 16.05.2005) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.09.2004 N 6015) работы в агропромышленном комплексе, связанные с переработкой молока и изготовлением молочных продуктов относятся к работам, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Из п.п. 3.3., 7.-10. Порядка проведения этих осмотров (обследований) следует, что частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за 2 месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований). Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

На основании п. 7.2, п. 7.6 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» периодическим и при поступлении на работу предварительным профилактическим медицинским осмотрам подлежат граждане, деятельность которых связана с повышенным риском заражения инфекционными болезнями, а также лица, представляющие опасность для населения в случае возникновения у них инфекционной болезни. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Из представленных представителем ответчика в суд документов: трудовых договоров, заключенных ИП Арутюнян К.И. с работниками, медицинских справок, паспортов здоровья работников (л.д. 54-68,101-104,107) видно, что на момент внеплановой проверки 06 июля 2010 года в крестьянском (фермерском) хозяйстве работало три человека: ФИО30 в должности оператора машинного доения в подразделении производства КРС (л.д. 54), ФИО31 в должности водителя в подразделении производства молока (л.д. 55) и ФИО32 - разнорабочая, по словам представителя ответчика, не имеющая никакого отношения к ферме, она убирает в конторе и гостинице, которую Арутюнян К.И. построил для работников. (фототаблица на л.д. 95)

На 12 октября 2009 года после вынесения предписания № 509 на работника ФИО33 имелась медицинская справка о прохождении обследования необходимых врачей (л.д. 56)

Согласно справке Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница города Ачинска» ФИО34 и ФИО35 в июле 2010 года прошли обследования специалистов и сдали анализы, заведены паспорта здоровья (л.д. 63-68,69)

01 сентября 2010 года ФИО36 была уволена по собственному желанию (л.д. 74)

На ее должность принята ФИО37 из записи в ее медицинской книжке виден допуск к работе (л.д. 101,102-105)

05 октября 2010 года ФИО38 выдана медицинская книжка, в которой имеется запись о прохождении 04 октября 2010 года о прохождении медицинского осмотра (л.д. 106-107)

Таким образом, судом установлено исполнение пункта предписания № 2 в части наличия личных медицинских книжек на ра­ботников фермы, в которые внесены сведения о прохождении периодических медицинских осмотров, уже в ходе рассмотрения дела.

Суд подходит критически к утверждению представителя ответчика о том, что медицинские книжки с отметками имелись ранее, однако, Арутюнян не посчитал необходимым их предоставить, поскольку судом в силу ст. 56 и 57 ГПК РФ предлагалось возможность предоставить в подтверждение исполнения п. 2 предписания документы, датированные до июля 2010 года, в полном объеме.

Более того, 30 июля 2010 года мировым судьей судебного участка № 145 в городе Ачинске и Ачинском районе Красноярского края было вынесено постановление о признании ИП Арутюнян К.И. винов­ным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок п.п. 2, 3, 4, 6, 8 предписания от 30.07.2009 года № 509, которое им не обжаловалось.(л.д. 94)

А потому, суд считает требования Территориального отдела в г.Ачинске в части исполнения п. 2 предписания обоснованными, принимая во внимание наличие у работников крестьянского (фермерского) хозяйства личных медицинских книжек считает необходимым возложить на ИП Арутюнян К.И. обязанность вносить в личные медицинские книжки сведения о прохождении сотрудниками крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Арутюнян К.И.периодических медицинских осмот­ров.

Согласно ч. 1,3 ст. 29 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 Закона, который гласит о том, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с абз. 4 п. 3.11. СанПиН 3.2.1333-03 «Профилактика паразитарных болезней на террито­рии Российской Федерации» обследованию на гельминтозы и кишечные протозоозы подлежат, в частности, декретированные и приравненные к ним контингенты при диспансеризации и профилактических осмотрах.

Согласно приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 (ред. от 14.03.1996) "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" к декретированным лицам относятся работники молочных ферм, которые должны проходить исследования на гельмитозы при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год. Либо, как указано в письме Роспотребнадзора от 13.01.2005 N 0100/63-05-32 "О порядке применения Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83" периодические медицинские осмотры проводятся на основании перечней контингентов и полицевых списков работников, согласованных с территориальными органами Федеральной службы.

Кроме того, работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных входят в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

На основании п.п. 18.1, 18.3 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательными являются прививки клещевого энцефалита. Необходимость проведения вакцинации в отношении других инфекционных болезней определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению.

Согласно п. 6 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.03.2008 N 19

"Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3.2352-08" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами "Профилактика клещевого вирусного энцефалита" СП 3.1.3.2352-08")

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.2008 N 11446) профилактические прививки против КВЭ проводят всем лицам,выполняющим сельскохозяйственные работы и лицам, работающим с живыми культурами возбудителя клещевого вирусного энцефалита. Факт проведения профилактической прививки или отказа от нее фиксируется в медицинских документах постоянного хранения. Вакцинопрофилактику против КВЭ проводят круглогодично в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями разрешенными в установленном порядке в Российской Федерации вакцинами и в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям- через 1 год, далее через каждые 3 года.

В подтверждение исполнения п. 3 и 6 предписания в части прохождения планового обследования декретированных контингентов на гельминтозы и в части представления сведений о наличии профи­лактических прививок у сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Арутюнян К.И. в соответствии с национальным календарем профилакти­ческих прививок представителем ответчика в суд предоставлены: приказ № 4-П от 15 января 2010 года о проведении профилактических прививок (л.д. 73), сертификаты о профилактических прививках (л.д. 70,71), договор на проведение медицинского осмотра, заключенного с МУЗ «Центральная районная больница города Ачинска» 07 июля 2010 года (л.д. 79-80) и договор о коллективном добровольном медицинском страховании по программе «Антиклещ» от 24 сентября 2010 года (л.д. 75-78). Однако, сведения о наличии профилактических прививок у сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства, в частности, на обследование гельминтоз и против клещевого вирусного энцефалита не представлены. Между тем, отсутствие планового прохождения работниками крестьян­ского (фермерского) хозяйства периодических медицинских осмотров, обсле­дования на гельминтозы с целью своевременного выявления среди людей больных (носителей) инфекционными и паразитарными болезнями, может привести к инфицированию животноводческой продукции (молока, мяса) и распространению заболеваний общих для человека и животных (тениидозами, туберкулезом). Допущение до работы сотрудников крестьянского (фермерского) хозяй­ства, относящихся к профессиональным группам риска, без профилактических прививок (против клещевого вирусного энцефалита) влечет угрозу заражения людей опасным инфекционным заболеванием - клещевым вирусным энцефали­том.

А потому суд считает также необходимым обязать ответчика выполнить пункты 3 и 6 предписания № 509 от 30 июля 2010 года своевременно в полном объеме.

Также суд удовлетворяет исковые требования Территориального отдела в г.Ачинске в части осуществления ежемесячных дератизационных ме­роприятий на объектах, имеющих особое эпидемиологическое значение, предусмотренных п. 2.3, п. 2.4 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведе­нию дератизации», поскольку на основании договора № 256/10 на проведение работ по профилактической дезинфекции от 02 июля 2010 года данные мероприятия на ферме стали проводиться с июля 2010 года, о чем свидетельствуют акты выполненных работ за июль, август, октябрь, сентябрь текущего года (л.д.82-83,108-115). В дальнейшем в случае нарушения периодичности дератизационных ме­роприятий на объекте, имеющем особое эпидемиологическое значение, могут привести к возникновению инфекционных заболева­ний у потребителей, сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства, иных лиц, которые пользуются продукцией крестьянского (фермерского) хо­зяйства, а также создать реальную угрозу возник­новения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекци­онных заболеваний (отравлений).

Ответчик осуществляет деятельность, связанную с выращиванием круп­норогатого скота, свиней, первичной переработкой молока. Требования выше указанных санитарных правил направлены на недопущение заражения людей и животных инфекционными и паразитарными болезнями, возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения дальнейшего распространения инфекционных болезней.

Что же касается в части исполнения пункта предписания № 8 в части осуществления ИП Арутюнян К.И. дезинсекционных мероприятий в крестьянском (фермерском) хозяйстве согласно п. 2.1 и 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» в данной части иска суд пришел к выводу об отказе в удовлетвории, поскольку предоставлены договоры, в частности, об оказании платных ветеринарных услуг по проведению лабораторно-диагностических работ от 01 февраля 2008 года со схемой противоэпизоотических мероприятий на 2009, 2010 года, и об оказании ветеринарных лечебных и профилактических услуг от 01 февраля 2008 года (л.д. 84-85,86-92)

Кроме того, в соответствии ст. 103 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 25.11.2008 N 223-ФЗ), указывающей на то, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, и ч.1 ст. 333.19 НК РФ, взыскивает с ответчика в бюджет города Ачинска Красноярского края госпошлину в сумме 4000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя Арутюнян ФИО39 вносить в личные медицинские книжки сведения о прохождении сотрудниками крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Арутюнян К.И. периодических медицинских осмот­ров.

Обязать индивидуального предпринимателя Арутюнян ФИО40 предоставлять сведения о наличии профилактических прививок у сотрудников крестьянского (фермерского) хозяйства на обследование гельминтоз и против клещевого вирусного энцефалита.

Обязать индивидуального предпринимателя Арутюнян ФИО41 проводить ежемесячные дератизационные ме­роприятия на объекте, имеющее особое эпидемиологическое значение, в крестьянском (фермерском) хозяйстве по ад­ресу: Красноярский край, Ачинский район, поселок Горный, Промзона 2, строение №

Взыскать с индивидуального предпринимателя Арутюнян ФИО42 в бюджет города Ачинска Красноярского края государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья И.П. Юшина

Мотивированное решение изготовлено «14» октября 2010 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200