Дело № 2-2622 (2010)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2010 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:
председательствующего судьи ЮШИНОЙ И.П.,
с участием истца Терешина А.И.
представителя ответчика администрации города Ачинска в лица Ефимовой Т.Г., действующей на основании доверенности от 16 августа 2010 года сроком до 31 декабря 2011 года,
при секретаре Дубовик Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терешина ФИО7 к администрации города Ачинска об отмене протокола жилищной комиссии от 27 марта 2008 года, о признании малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
Терешин А.И. обратился в суд с иском к администрации города Ачинска об отмене протокола жилищной комиссии от 27 марта 2008 года в части признания его малоимущим, просил обязать администрацию города Ачинска признать его малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по состоянию на 2008 год, мотивируя свои требования тем, что на основании распоряжения главы города Ачинска от 27 марта 2008 года за № 0778-р ему было отказано в признании его малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по той причине, что им не были предоставлены справки из банковских учреждений и о доходах за расчетный период равный одному календарному году. По мнению истца, администрация города Ачинска не вправе требовать от него справок из банковских учреждений.л.д. 3-4)
В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям, дополнительно суду пояснив, что возникшие правоотношения между сторонами не вытекают из публичных, в данном случае нарушены его жилищные права, о нарушении которых он узнал в июле 2010 года, когда пошел в библиотеку и ознакомился в законодательством Красноярского края.
Представитель ответчика против заявленных исковых требований возражал в полном объеме, пояснив, что Терешиным А.И. пропущен срок на обращение в суд с данными требованиями. Ему было отказано в признании его малоимущим по причине не предоставления полного пакета документов, предусмотренного законом. Кроме того, в силу ст. 2 Закона Красноярского края от 20 июня 2006 года № 19-4833 расчет совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов за календарный год, предшествующий дате подачи заявления о признании малоимущим. л.д. 8,38)
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска Терешина А.И. необходимо отказать по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:
соблюдение срока обращения с заявлением в суд;
законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно протоколу заседания № 3 от 25 марта 2008 года жилищной комиссией при администрации города Ачинска (далее по тектсу-ЖК) было решено отказать Терешину А.И. в признании малоимущим, поскольку им не представлена справка о доходах за расчетный период, равный одному календарному году, а также не представлены справки из банковских учреждений и других кредитных учреждений л.д. 10-11)
Распоряжением главы города Ачинска от 27 марта 2008 года за № 0778-р данный протокол был утвержден л.д. 9)
Не согласившись с данным протоколом, 19 июля 2010 года Терешиным А.И. подано в суд исковое заявление о признании его незаконным, поскольку непредоставление справки о доходах за расчетный период, равный одному календарному году, а также справки из банковских учреждений и других кредитных учреждений не могут являться основанием для отказа в признании его малоимущим. Просил обязать администрацию города Ачинска признать его малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по состоянию на 30 апреля 2008 года
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
06.07.2006 Губернатором Красноярского края подписан Закон Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833 (ред. от 08.11.2007, с изм. от 10.07.2008) "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края", который устанавливает порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими:
для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в крае;
для освобождения от внесения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) муниципального жилищного фонда, занимаемыми по договору социального найма.
На основании данного закона порядок признания граждан малоимущими осуществляет орган местного самоуправления по месту жительства гражданина (его опекуна или попечителя).
20 декабря 2002 года, а позднее 24 мая 2007 года на основании постановления главы города Ачинска утвержден состав жилищной комиссии при администрации города Ачинска и Положение о жилищной комиссии при администрации города Ачинска, согласно которому ЖК на своих заседаниях рассматривает вопросы о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. л.д. 24-29)
Граждане, обратившиеся с заявлением о признании их малоимущими, представляют паспорт (в случае его отсутствия - иной документ, удостоверяющий личность), документы, подтверждающие состав семьи, а также доходы и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению. В заявлении должно быть изложено согласие гражданина на проверку органом местного самоуправления представленных сведений.
21 февраля 2008 года истцом в администрацию города Ачинска было подано заявление о признании его малоимущим с документами, которые были приняты, заявление зарегистрировано в книге регистрации заявлений с выдачей истцу расписки в получении документов с указанием их перечня, даты получения, порядкового номера, под которым зарегистрировано его заявление в Книге регистрации заявлений, даты, времени и места рассмотрения вопроса о признании его малоимущим. (5, 12-22, 30-34)
31 марта 2008 года Терешиным А.И. было получено сообщение о том, что в признании его малоимущим отказано л.д. 23)
Судом оценены доводы представителя ответчика о том, что Терешиным А.И. пропущен срок на обращение в суд с данными требованиями в силу ст.256 ГПК РФ, а также для признания гражданина малоимущим расчет совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов за календарный год, предшествующий дате подачи заявления о признании малоимущим. На 2010 год по истечению двух лет невозможно Терешина признать малоимущим по документам, предоставленным им в 2008 году. Данные доводы не лишены оснований, и принимаются судом во внимание.
В силу ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, как указано в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Исходя из ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Поскольку в данном случае имеется спор о праве Терешина А.И. о признании его малоимущим, им были верны заявленные требования в порядке искового производства. То обстоятельство, что о своем нарушенном праве истец узнал в июле 2010 года после посещения библиотеки и ознакомления с законодательством Красноярского края, в частности, по своему вопросу, не является уважительной причиной пропуска срока обращения в суд, поскольку не представлены доказательства, препятствующие ему ранее посетить библиотеку, а также связанные с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.).
Кроме того, согласно ст. 5 Закона Красноярского края от 20.06.2006 N 19-4833 (ред. от 08.11.2007, с изм. от 10.07.2008) "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края" в целях признания граждан малоимущими при расчете совокупного дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в натуральной, так и денежной форме заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам; др., а также к иным доходам семьи или одиноко проживающего гражданина относятся проценты по банковским вкладам.
В целях признания граждан малоимущими учитывается стоимость следующих видов имущества, в том числе, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях. (ст. 8 Закона)
В силу ст. 11 данного закона граждане, подавшие сведения о доходах и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, несут предусмотренную законом ответственность за достоверность сведений, а также документов, в которых они содержатся. Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе проверить сведения, представленные гражданами в целях признания их малоимущими, в частности, о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое решение местного самоуправления принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права гражданина не были нарушены.
Также суд отказывает в удовлетворении искового заявления Терешина А.И. в части возложения обязанности на администрацию города Ачинска признать его малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку ст. 2 закона от 20 июня 2006 года граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим Законом, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 процентов.
При чем, в соответствии с Решение Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 24.11.2006 N 20-119р (ред. от 17.11.2008) "Об утверждении Положения о пороговом значении дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, на территории города Ачинска, определяемом с целью постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам социального найма" пороговое значение дохода (расчетный показатель в целях признания граждан малоимущими) утверждается актом Главы города Ачинска и подлежит ежегодному пересмотру.
Поскольку, как указывалось выше, с момента вынесения решения об отказе в признании Терешина А.И. малоимущим прошло более двух лет, материальное положение истца за указанный период изменилось, в связи с чем, понудить администрацию города Ачинска признать истца малоимущим по документам 2008 года невозможно.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Терешина ФИО8 к администрации города Ачинска об отмене протокола жилищной комиссии от 27 марта 2008 года, о признании малоимущим для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья И.П. Юшина