о признании незаконным бездействия



Дело № 2-3493(2010)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

с участием представителя заявителя – помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

представителя заинтересованного лица администрации Ачинского района Ключеня О.Н., действующей на основании доверенности от 06.10.2010 года сроком до 31.12.2010 года,

представителя заинтересованного лица администрации Лапшихинского сельсовета Байковой В.Г., действующей на основании решения избирательной комиссии муниципального образования Ачинского района от 17.03.2010 года о регистрации Главой Лапшихинского сельсовета,

при секретаре Петренко Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Лапшихинский сельский совет» по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, возложении обязанности о постановке на учет, организации проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Лапшихинский сельский совет» в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении пруда на ручье без названия в <адрес>, возложении обязанности на администрацию МО «Лапшихинский сельский совет» осуществить постановку на учет в Ачинском отделе Управления федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю бесхозяйное недвижимое имущество – гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия в <адрес>, организовать проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на ручье без названия в <адрес>. Требования мотивированы тем, что в ходе проводимой проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, Ачинской межрайонной прокуратурой было выявлено, что на территории МО «Лапшихинский сельский совет» на ручье без названия в <адрес> расположено гидротехническое сооружение - пруд, который является бесхозяйным. До настоящего времени вопрос о постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, вышеуказанного гидротехнического сооружения пруда на ручье администрацией МО «Лапшихинский сельский совет» не решен. Своим бездействием по неисполнению требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрацией МО «Лапшихинский сельский совет» нарушаются права граждан, которые могут оказаться в зоне чрезвычайной ситуации в случае аварии на гидротехническом сооружении пруда, в связи с чем Ачинский межрайонный прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеуказанным заявлением в защиту неопределенного круга лиц (л.д. 2-4).

Представитель заявителя – помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании заявление поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении, пояснила, что в ходе проверки было установлено, что на восточной окраине <адрес> расположено гидротехническое сооружение класса № 4, не исключается, что данное сооружение может привести к чрезвычайным ситуациям.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Лапшихинский сельский совет» в лице Главы администрации Лапшихинского сельского совета Байкалова В.Г. в судебном заседании по заявленным требованиям не возражала, подтвердив, что на территории <адрес> находится пруд, которым пользуются жители села, однако на балансовом учете он не состоит.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ачинского района Ключеня О.Н. в судебном заседании по заявленным требованиям возражала, пояснив, что для того, чтобы установить приведет ли авария на гидротехническом сооружении к чрезвычайной ситуации, необходима разработка расчета вероятного вреда и проведение преддекларированного обследования. Кроме того, в своем письменном отзыве указала, что соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.07.1997 года № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений», органы исполнительной власти решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации, либо не имущего собственника», орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Статьей 7, 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. №68-ФЗ предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 22.1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ, права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно предоставленной Администрацией Ачинского района информации, в границах территории сельского поселения <адрес> расположено гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия.

Согласно перечня ГТС, расположенных на территории Ачинского района, гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия в <адрес>, является бесхозяйным (л.д. 7-9).

На момент обращения Ачинского межрайонного прокурора в суд администрацией МО «Лапшихинский сельсовет» мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях пруда не проводятся.

Также администрацией МО «Лапшихинский сельсовет» не решен вопрос о постановке гидротехнических сооружений пруда как бесхозяйного имущества на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, что подтверждается ответами на запросы прокурора Ачинского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю, Ачинского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д. 5, 11).

Как видно из уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Красноярскому краю от 16.09.2010 года, сведения о земельном участке - пруд на ручье без названия <адрес>, отсутствуют (л.д. 6).

Согласно Акта № 119/ГТС-10 от 28.10.2010 года Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, необходимо решить вопрос об обеспечении безопасности гидротехнического сооружения пруда на ручье без названия (в том числе определении собственника, разработке документации, проведении ремонта либо в случае отсутствия необходимости существования данного объекта – его ликвидации в соответствии с законодательством). Гидротехническое сооружение пруда, расположенного на восточной окраине <адрес> на территории Лапшихинского сельсовета Ачинского района имеет пониженный уровень безопасности. Для определения возможности возникновения аварии на гидротехническом сооружении необходимо разработать расчет вероятного вреда и согласовать его в установленном законодательством порядке в срок до 01.06.2011 года, провести преддекларационное обследование в срок до 01.08.2011 года, и Администрации Ачинского района обеспечить безопасность гидротехнического сооружения – постоянно (л.д. 35-37).

По ГОСТу 19179 - 73 «Гидрология суши. Термины и определения» в пунктах 117, 178, указано, что водохранилище – это искусственный водоем, образованный, водоподпорным сооружением на водотоке, пруд - мелководное водохранилище площадью не более 1 км.м..

Согласно ГОСТу 19185- 73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» пунктов 40, 41, 52, к гидротехническим сооружениям относятся сооружения для создания подпора и регулирования стока в составе плотина - водоподпорное сооружение, перегораживающее водоток и его долину для подъема уровня воды и водосброс – гидротехническое сооружение для пропуска воды, сбрасываемой из пруда во избежание его переполнения.

При этом, как следует их вышеуказанного акта, тип сооружения – водохранилища – каменно – земляная плотина, класс 4..

Таким образом, в ходе проверки, результаты которой изложены в акте № 120/ГТС-10 от 28.10.2010 года, было установлено, что сооружение пруда на ручье без названия <адрес>, является гидротехническим сооружением.

В соответствии со ст.ст.3, 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997г. №117-ФЗ, под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Однако, несмотря на то, что МО «Лапшихинский сельский совет» не является собственником гидротехнического сооружения пруда без названия <адрес>, тем не менее, исходя из смысла ст. 225 ГК РФ, именно МО «Лапшихинский сельский совет» должно принимать меры для постановки гидротехнического сооружения на соответствующий учет, в связи с чем, доводы представителя Администрации Ачинского района о том, что администрация Ачинского района и МО «Лапшихинский сельский совет» не являются надлежащими заинтересованными лицами, судом признаны несостоятельными.

Кроме того, из вышеуказанных норм закона следует, что администрацией поселения, на территории которого расположен гидротехнический объект, должен проводиться ряд мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, вместе с тем, указанные мероприятия не могут быть реализованы администрацией МО «Лапшихинский сельский совет» по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что в бюджете отсутствует необходимые средства для осуществления мероприятий по постановке гидротехнического сооружения на учет, поскольку бюджет Ачинского района на 2011 года уже утвержден, суд считает несостоятельными, поскольку гидротехническое сооружение пруда на ручье уже достаточно длительное время является бесхозяйным, что противоречит требованиям действующего законодательства РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера и нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории <адрес>, влияет на благоприятную среду обитания и создает реальную угрозу их жизни и здоровью.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия расположено в границах территории МО «Лапшихинский сельский совет» Ачинского района Красноярского края, исходя из вышеуказанных норм закона, суд считает законными, и обоснованными требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Лапшихинский сельский совет» в части непринятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, возложении обязанности на администрацию МО «Лапшихинский сельский совет» осуществить постановку на учет бесхозяйное недвижимое имущество – гидротехническое сооружение пруда на ручье, организовать проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении.

Также суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц о том, что в настоящее время невозможно установить приведет ли авария на ГТС к чрезвычайным ситуациям, для уточнения которых необходима разработка расчета вероятного вреда, поскольку в судебное заседание ими расчетов соответствующих не представлено, тогда как поскольку согласно ст.3 Федерального закона « О безопасности гидротехнических сооружений», безопасность гидротехнических сооружений представляет собой свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйствующих субъектов.

Между тем, согласно акта от 28 октября 2010 года, видно, что уровень безопасности данного гидротехнического сооружения пониженный, но на момент проверки, невозможно установить приведет ли авария на ГТС к чрезвычайным ситуациям. (л.д.38). При этом, доказательств того, что данный объект подконтролен и в случае возникновения определенных природных явлений, его переполнение, не приведет к чрезвычайным ситуациям, заинтересованными лицами, суду не представлено. Необходимо также учесть, что чрезвычайные ситуации не планируется. А происходят внезапно. Наоборот, в данном случае необходимо учесть, что гидротехническое сооружение, является источником - объектом повышенной экологической опасности, на который может эксплуатироваться с выполнением определенных мероприятий, исключающих возможность возникновения опасности для жизни и здоровья человека.

При этом, суд принимает во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что для оформление соответствующих документов, для постановки гидротехнического сооружения пруда на соответствующий учет, а также для проведения мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, необходим длительный период времени, в том числе весеннее – летний период, поскольку проведение ряда мероприятий в зимний период времени невозможно.

В связи с чем, суд полагает необходимым, установить срок для постановки гидротехнического сооружения на учет в Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю как бесхозяйного недвижимого имущества – до 30 ноября 2011 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «Лапшихинский сельский совет» Ачинского района по непринятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении пруда на ручье без названия <адрес> (площадь зеркала 0,024 кв.км).

Обязать администрацию Муниципального образования «Лапшихинский сельский совет» Ачинского района осуществить постановку на учет в Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю как бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение пруда на ручье без названия с. Лапшиха Ачинского района Красноярского края (площадь зеркала 0,024 кв.км) в срок до 30 ноября 2011 года.

Обязать администрацию Муниципального образования «Лапшихинский сельский совет» Ачинского района организовать проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении на ручье без названия <адрес> Красноярского края (площадь зеркала 0,024 кв.км).

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья: Лучина Н.Б.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200