2-3198\2010



Дело № 2-3198 /2010

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

29 ноября 2010 года г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Мальсаговой ФИО9 о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автозаправочной станции,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мальсаговой Л.А. о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной на автомобильной дороге федерального значения М-53 «Байкал» км.634+000м. (слева), а именно, в полном объеме установить стационарное электрическое освещение, привести в соответствие длину переходно-скоростных полос, установить в полном объеме дорожные знаки. Исковое заявление мотивировано тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с выездной комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» проведена проверка объектов дорожного сервиса, в том числе автозаправочной станции, расположенной на 634+000м. Автодороги «Байкал», принадлежащей индивидуальному предпринимателю Мальсаговой Л.А. При осмотре данной АЗС был выявлен ряд нарушений, а именно, стационарное электрическое освещение на АЗС установлено не в полном объеме, не соответствует длина переходно-скоростных полос, не в полном объеме установлена дорожная знаковая информация, имеется гравийная подсыпка на дорожном полотне. 22 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» в адрес ИП Мальсаговой Л.А. вынесено предписание № 506 об устранении нарушений, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса. Поскольку до настоящего времени указанные нарушения ИП Мальсагова Л.А. не устранены, в связи с чем, принимая во внимание, что тем самым нарушаются права граждан на соблюдение владельцами автозаправочных станций законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации АЗС, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.2-4).

28 октября 2010 года от истца поступило уточненное исковое заявление, согласно которому Ачинский межрайонный прокурор просит разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения», установить в полном объеме стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно – скоростных полос и на въездах к объекту дорожного сервиса в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, установить привести в соответствии переходно – скоростные полосы в соответствии с п.5.23, 5.25 СНиП 2.05.02-85, установить в полном объеме дорожные знаки и дорожную разметку, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004, привести в соответствие покрытие проезжей части в соответствии с п.п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 (л.д.50-53).

Представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.

Ответчик Мальсагова Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена.

Представитель третьего лица ФГУ «Байкалуправтодор» Городецкая И.А. просила дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательством РФ «О безопасности дорожного движения» установлено, что особый режим использования земель в пределах придорожных полос Федеральных автомобильных дорог предусматривает ряд ограничений и требований при размещении объектов дорожного сервиса в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Так, в силу ст.22 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закона), размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

При этом, согласно ст.22 Закона, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам

Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.8 ст.26 Закона, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.

В соответствии с п.п.10,11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998г. №1420, размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.

В соответствии с п.4 Правил, контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог", согласно которого, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги размещение объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно материалам дела, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» км 634+000 (участок второй технической категории, ширина придорожной полосы которого составляет 75 метров), располагается АЗС и кафе. Расстояние от осевой линии дороги до лицевой части АЗС и кафе составляет 75 м., расстояние от кромки асфальта до лицевой части – 65,6 метров (л.д.10-11). Таким образом, данная АЗС является объектом придорожного сервиса, расположенным в пределах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, к размещению которой законодатель предусматривает ряд ограничений и требований.

Собственником АЗС и кафе, расположенных по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 634 км. автодороги «Байкал», является Мальсагова Л.А., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним. (л.д.43-44). Сооружение АЗС на 2 ТРК и кафе состоят из: основного строения литер В, основного строения литер В1, навеса литер Г, 4 подземных резервуаров, подземного резервуара, двух пожарных резервуаров, аварийного резервуара, двух пожарных резервуаров, двух заправочных колонок (л.д. 20).

21 мая 2002 года технические условия на согласование размещения АЗС на 634 км. Автомобильной дороги «Байкал» М-53 согласован с ГУ Управлением автомобильных дорог по Красноярскому краю (л.д.16).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу Ачинский район, в районе 634 км. Автодороги «Байкал» М-53 с левой стороны дорожного полотна на расстоянии 50 м., использование данного земельного участка разрешено под строительство автозаправочной станции (л.д. 18).

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним по состоянию на 21.10.2010 года, указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Мальсаговой Л.А. (л.д. 43-44).

14 мая 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» - Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ проведено обследование объекта дорожного сервиса - АЗС, расположенной на 634 км. автодороги М-53 «Байкал», в результате которого выявлены нарушения Правил использования придорожных полос федеральной автомобильной дороги общего пользования при эксплуатации АЗС, по результатам которых комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» составлен акт, согласно которого, на АЗС не соответствует длина переходно – скоростных полос, опоры освещения установлены не в полном объеме, дорожная знаковая информация и разметка имеются не в полном объеме; конструкция дорожной одежды переходно – скоростных полос не соответствует требованиям ГОСТа, имеется гравийная подсыпка на дорожной одежде, что затрудняет движение транспортных средств. Прилегающая территория к объекту дорожного сервиса находится в неудовлетворительном состоянии (л.д.10-11).

22 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» вынесено предписание № 506 ИП Мальсаговой Л.А., согласно которому в срок не позднее 7 дней ответчику предписано предоставить график устранения нарушений, в соответствии с нормами и требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса (л.д.8-9).

Из повторного акта обследования от 08 октября 2010 года следует, что установленные ФГУ «Байкалуправтодор» на АЗС нарушения, в соответствии с предписанием от 22.07.2009г., ответчиком не устранено (л.д.35).

Размещение объекта дорожного сервиса должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на АЗС, расположенной на 634 км. автодороги М-53 «Байкал» имеется ряд нарушений норм и требований дорожного движения при эксплуатации объекта дорожного сервиса, которые до сегодняшнего момента ответчиком не устранено.

В соответствии с проектной документацией и необходимыми стандартами и техническими нормами безопасности дорожного движения, поскольку допущенные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, Ачинский межрайонным прокурором, на основании обращения ФГУ «Байкалуправтодор», заявлены исковые требования о понуждении ответчиков установить в полном объеме на АЗС стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно – скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса в соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, привести в соответствии переходно – скоростные полосы в соответствии с п.5.23, 5.25 СНиП 2.05.02-85, установить в полном объеме дорожные знаки, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004, привести в соответствие покрытие проезжей части в соответствии с п.п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93

ГОСТ Р 52766-2007–Национальный стандарт РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток.

Согласно п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями.

Вместе с тем, согласно Технических характеристик объекта по проектной документации, указанных в Приложении 1 к акту от 14.05.2009г., на АЗС стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток, в полном объеме отсутствует: 4 опоры вместо 7 на полосе торможения и 4 опоры освещения вместо 9 на полосе разгона переходно-скоростных полос (л.д.12).

В соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами длина и ширина которых определена исходя из расчета, согласно п.п.5.23,5.25 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Согласно СНиП 2.05.02-85 и проектной документации АГЗС, полоса торможения переходно-скоростных полос должна быть длиной 185м., шириной 3,75 м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004 1.18,1.8,1.2.1,1.7; полоса разгона длиной 240 м., шириной 3,75м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой 1.19,1.8,1.2.1,1.7 (л.д.12).

Вместе с тем, полоса торможения переходно-скоростных полос имеет длину 121,5 м., а длина полосы разгона переходно – скоростных полос составляет 160,0 м. (Приложение 1 к Акту от 14.05.2009г. л.д.12).

В соответствии с п.п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.

Согласно технических характеристик объекта, конструкция дорожной одежды переходно – скоростных полос не соответствует требования ГОСТа, поскольку имеется гравийная подсыпка на дорожной одежде (л.д. 12).

ГОСТ Р 52289-2004- Национальный стандарт РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения.

Согласно Техническим характеристикам объекта, указанных в Приложении 1 к акту от 14.05.2009г., на АЗС расположено два знака 2.4., 3.1., два знака 4.1.1., один знак 4.1.2. и один знак 5.15.3.

Вместе с тем, согласно проектной документацией АЗС, дорожно-знаковая информация на АГЗС должна быть представлена:

- дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» - 2 знака (установлено 2);

- дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо»-2 знака;

- дорожный знак 4.1.2 «Движение направо»;

- дорожный знак 5.15.3 «Начало полосы»;

- дорожный знак 5.15.5 «Конец полосы».

- дорожный знак 3.1. «Въезд запрещен» - 2 знака

При таких обстоятельствах, поскольку вышеуказанные нарушения владельцем АЗС до настоящего времени не устранены, вместе с тем, установленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, исходя из вышеуказанных норм закона, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать Мальсагову Л.А. разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного жвижения» с ФГУ «Байкалуправтодор» и Управлением ГИБДД УВД по Красноярскому краю, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на АЗС, расположенной на 634 км. автодороги М-53 «Байкал». При определении срока для выполнения работ суд учитывает то обстоятельство, что выполнение работ по приведении в соответствие переходно – скоростных полос в зимний период затруднительно в связи с температурными условиями, считает целесообразным предоставить для этого срок до 01.06.2011 года, для работ по установке знаков – до 01.02.2011 года, для остальных видов работ - до 30.06.2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мальсаговой ФИО10 о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции удовлетворить.

Обязать Мальсагову ФИО11 разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного жвижения» с ФГУ «Байкалуправтодор» и Управлением ГИБДД УВД по Красноярскому краю.

Обязать Мальсагову ФИО12 устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции расположенной на 634+000 км. автодороги М-53 «Байкал» Ачинского района Красноярского края:

установить на АЗС стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно – скоростных полос и на съезде к объекту дорожного сервиса в соответствии с требованиями п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 30.06.2011 года;

привести в соответствие на АГЗС переходно-скоростные полосы в соответствии с требованиями 5.23., 5.25., СНиП 2.05.02.-85 в срок до 01.06.2011 года;

установить на АЗС дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004-2004 в срок до 01.02.2011 года;

привести в соответствии покрытие проезжей части в соответствии с требованиями п.а. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 в срок до 30.06.2011 года.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья Н.А. Дорофеева

Копия верна

Решение в законную силу не вступило

Федеральный судья Н.А. Дорофеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200