2-4487/10 о признании незаконными действий по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение



№2-4487 (2010)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Т.Н. Настенко, при секретаре Загребельной Н.В.,

с участием: прокурора Селянской Т.В.,

с участием представителя ответчика ГУ- Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Комаренко АВ, действующего по доверенности от 23.12.2009 года (л.д. 12),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Лопатиной Л.В. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 8 Ачинского о признании бездействия незаконными и возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Лопатиной Л.М. о признании действия ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала № 8 Ачинского по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение инвалида незаконным и нарушающим права инвалида, об обязывании выдать Лопатиной Л.М. путевку на санаторно-курортное лечение в место лечения, определенное врачом, и указанное в справе для получения путевки, мотивируя тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что Лопатина Л.М. является инвалидом 2 группы и в соответствии с медицинской справкой №193 от 29.11.2010 года нуждается в санаторно-курортном лечении. Лопатина Л.М. подала заявление на предоставление путевки 18.12.2008 г., в связи с чем, путевка должна была быть предоставлена в течение календарного года. Однако, на момент проверки 01.12.2010 г. установлено, что Лапатиной Л.М. путевка на санаторно-курортное лечение не выдана (л.д.2-4).

В судебном заседании прокурор Селянская Т.В. исковые требования поддержала по аналогичным основаниям.

В судебное заседание истец Лопатина Л.М. не явилась, извещена телефонограммой, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, поскольку находится на лечении в г. Красноярске (л.д.15 ).

В судебном заседании представитель ответчика Комаренко А.В. против иска возражал, пояснив, что 22.12.2008 года Лопатина Л.М. обратилась в филиал ФСС № 8 (Ачинский) с заявлением на выделение санаторно-курортной путевки, приложив справку от 18.12.2008 года. Только 21.12.2010 г. она подтвердила необходимость предоставления ей путевки, при этом от путевки в санаторий «Родник» с заездом 25.12.2010 г. отказалась. Справка медицинского учреждения для получения путевки действует в течение 6 месяцев, в связи с чем, Лопатина Л.М. должна была по истечении указанного срока, предоставить в Ачинское отделение ФСС справку повторно, чего ею сделано не было. Письменного уведомления о необходимости предоставления справок для получения путевки каждые полгода Лопатиной Л.М. не направлялось, однако разъяснялось в устной форме. В связи с этим, считает, что нарушения прав инвалида по обеспечению путевкой отсутствуют.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основные направления реабилитации инвалидов включают в себя санаторно-курортное лечение

Согласно ст. 11 указанного закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Согласно ст. 10 указанного закона, федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 12.11.2010) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» в состав реабилитационных мероприятий включено санаторно-курортное лечение.

Согласно п.п. 1 п. 1. ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг, включаются: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.

В соответствии со ст. 6.3 ФЗ указанного закона, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, пунктом 3.1 которого предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. п.п. 3.3, 3.6-3.9 Порядка Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256 (зарегистрирован в Минюсте России 14 января 2004 г., регистрационный N 6189).

Из материалов дела следует, что Лопатина Л.М. является инвалидом 2 группы (л.д.10).

18.12.2008 года МУЗ «ЦРБ г.Ачинска» Лопатиной Л.М. выдана справка № 154 для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у-0, согласно которой ей рекомендованы сезоны лечения зима, весна, лето, осень с предпочтительным местом лечения в местном санатории (л.д.9)

На основании указанной справки, 22.12.2008 года Лопатина Л.М. обратилась с заявлением в филиал № 8 (Ачинский) ГУ-КРО ФСС РФ о предоставлении ей в 2009 году санаторно-курортной путевки (л.д.7).

22.12.2008 года документы для санаторно-курортного лечения в 2009 году приняты филиалом № 8 (Ачинский) (л.д. 8) и Лопатина Л.М. уведомлена, что о сроках выдачи путевки и дате заезда в санаторно-курортное учреждение он будет уведомлен дополнительно (л.д.8).

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» обязанность ГУ- Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по предоставлению Лопатиной Л.М. путевки на санаторно-курортное лечение сохранялась до 2009 года. Между тем, в течение календарного 2009 года, а также в 2010 году путевка Лопатиной ЛМ предоставлена не была.

29.11.2010 года МУЗ «ЦРБ г.Ачинска» Лопатиной Л.М. выдана очередная справка № 193 для получения путевки на санаторно-курортное лечение по форме № 070/у-0, согласно которой ей рекомендованы сезоны лечения зима, весна, лето, осень без указания предпочтительных мест лечения (л.д.6).

24.11.2010 года Лопатина ЛМ обратилась к прокурору с заявлением о защите ее прав, указав, что путевкой она до настоящего времени не обеспечена (л.д.5).

После обращения прокурора в суд и предоставлении в Ачинское отделение ФСС обновленной справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, Лопатиной ЛМ предложена путевка в санатории «Родник» в г. Ачинске. Как следует, из заявления Лопатиной Л.М. от 21.1.22010 г. от данной путевки с заездом 25.12.2010 г. она отказалась в связи с нахождением на обследовании в г.Красноярск и просила путевку с марта 2011 г. (л.д.16).

На основании изложенного, суд считает установленным, что своевременно в течение календарного 2009 года в соответствии с требованиями закона, Лопатина ЛМ не была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение.

Доводы представителя ответчика о том, что путевка не была своевременно предоставлена Лопатиной Л.М. ввиду того, что по истечении полугода она не представила обновленную справку о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, суд считает несостоятельными, поскольку это не освобождает Ачинское отделение ФСС от выполнения предусмотренной законом обязанности и принятия соответствующих мер для ее выполнения. Между тем, доказательств того, что Лопатиной Л.М. разъяснялось о необходимости каждые полгода подтверждать право на санаторно-курортное лечение, суду не представлено. В настоящее время, отказ Лопатиной Л.М. от путевки в санаторий с заездом 25.12.2010 г. не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку отказ обусловлен уважительными причинами в связи с обследованием в медицинском учреждении г. Красноярска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора и Лопатиной Л.М. с требованиями о признании действий по необеспечению санаторно-курортным лечением незаконными и нарушающими права инвалида, об обязывании выдать Лопатиной Л.М. путевку на санаторно-курортное лечение подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское регионально отделение Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Лопатиной Л.М. путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным.

Обязать Государственного учреждения Красноярское регионально отделение Фонда социального страхования РФ выдать Лопатиной Л.М. путевку на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 22 декабря 2008 года с учетом рекомендаций лечащего врача о предпочтительном месте и сезоне лечения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Т.Н. Настенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200