Дело № 2-3247/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации09 декабря 2010 года г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Л.В. Сисюра,
с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,
представителя ответчика ОАО «Красноярскнефтепродукт» Щекочихина Е.В., действующего на основании доверенности № 4 от 13.01.2010 г. (л.д.28),
при секретаре Саюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Красноярскнефтепродукт» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной заправочной станции,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Красноярскнефтепродукт» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной заправочной станции, расположенной на автомобильной дороге федерального значения М-53 «Байкал» км.654+630 (справа), а именно, в полном объеме установить стационарное электрическое освещение на АЗС, установить переходно-скоростные полосы, дорожную разметку, в полном объеме установить дорожные знаки и водопропускные трубы. Исковое заявление мотивировано тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с выездной комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» проведена проверка объектов дорожного сервиса, в том числе автомобильной заправочной станции, расположенной на 654 км Автодороги «Байкал», принадлежащей Открытому акционерному обществу «Красноярскнефтепродукт» (далее ОАО «Красноярскнефтепродукт»). При осмотре данной АЗС был выявлен ряд нарушений, а именно, отсутствует стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростной полосы и на съездах к сооружению, отсутствуют переходно-скоростные полосы, отсутствует дорожная разметка, дорожные знаки установлены не в полном объеме, отсутствуют водопропускные трубы, увязанные с системой водоотвода от дороги. 16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» в адрес ОАО «Красноярскнефтепродукт» вынесено предписание №496 об устранении нарушений, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса. Поскольку до настоящего времени указанные нарушения ОАО «Красноярскнефтепродукт» не устранены, в связи с чем, принимая во внимание, что тем самым нарушаются права граждан на соблюдение владельцами автозаправочных станций законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации АЗС, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.2-3).
21 октября 2010 года от истца поступило уточненное исковое заявление, согласно которому Ачинский межрайонный прокурор просит обязать ответчика разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения», установить в полном объеме стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, установить переходно-скоростные полосы в соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, установить в полном объеме дорожные знаки и дорожную разметку, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-2004, установить водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги (л.д.39-41).
Представитель истца помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям.
Ответчик ОАО «Красноярскнефтепродукт» Щекочихин Е.В., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал в полном объеме. Пояснил, что АЗС была построена в 1985 году поэтому. Нормативные акты, на которые ссылается истец, на ОАО «Красноярскнефтепродукт» не распространяются, поскольку станция была построена до введение их в действие. Кроме того, указанные истцом ГОСТы носят рекомендательный, а не обязательный для исполнения характер. Представитель ответчика также заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Представитель третьего лица ФГУ «Байкалуправтодор» В.А. Еремеев надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.66), просил дело рассмотреть в их отсутствие (л.д.26).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательством РФ «О безопасности дорожного движения» установлено, что особый режим использования земель в пределах придорожных полос Федеральных автомобильных дорог предусматривает ряд ограничений и требований при размещении объектов дорожного сервиса в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
Так, в силу ст.22 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»(далее – Закона), размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
При этом, согласно ст.22 Закона, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам
Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.8 ст.26 Закона, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
В соответствии с п.п.10,11 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998г. №1420, размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:
а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;
б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;
в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Строительство и содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их владельцев.
В соответствии с п.4 Правил, контроль за размещением в пределах придорожных полос объектов и соблюдением требований настоящих Правил осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство и уполномоченные им органы, на которые возложено управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования (далее именуются - органы управления федеральными автомобильными дорогами), а также органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233 "О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог", согласно которого, в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги размещение объектов дорожного сервиса осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно материалам дела, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-53 «Байкал» км. 654+630, располагается АЗС. Расстояние от осевой линии дороги до лицевой части АЗС составляет 80 кв.м., расстояние от кромки асфальта до лицевой части – 70,0 метров (л.д.7-8). Таким образом, данная АЗС является объектом придорожного сервиса, расположенным в пределах придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения, к размещению которой законодатель предусматривает ряд ограничений и требований.
Собственником АЗС, расположенной по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, шоссе Красноярское, строение 4, является ОАО «Красноярскнефтепродукт», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.29).
14 мая 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» - Управление автомобильных дорог «Байкал» Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ проведено обследование объекта дорожного сервиса - АЗС, расположенной на 654 км. автодороги М-53 «Байкал», в результате которого выявлены нарушения Правил использования придорожных полос федеральной автомобильной дороги общего пользования при эксплуатации АЗС, по результатам которых комиссией ФГУ «Байкалуправтодор» составлен акт, согласно которого, на АЗС отсутствуют переходно-скоростные полосы, дорожная знаковая информация установлена не в полном объеме, дорожная разметка отсутствует; отсутствует стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростной полосы и на съездах к сооружению, отсутствуют переходно-скоростные полосы, отсутствуют водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги. Установленные нарушения создают угрозу безопасности движения на автомобильной дороге, а также приводят к разрушению основания автомобильной дороги и порче федеральной собственности (л.д.7-8).
16 июля 2009 года ФГУ «Байкалуправтодор» вынесено предписание № 496 ОАО Красноярскнефтепродукт», согласно которому в срок не позднее 7 дней ответчику предписано предоставить график, а впоследствии отчет об устранении нарушений, в соответствии с нормами и требованиями безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования федерального значения при эксплуатации объекта дорожного сервиса (л.д.13-14).
Согласно сообщению ФГУ «Байкалуправтодор» от 17.10.2010 г. следует, что представителем Игнатьевой Е.М. производился контрольный осмотр, в результате которого установлено, что установленные ранее ФГУ «Байкалуправтодор» на АЗС нарушения, в соответствии с предписанием от 16.07.2009г., ответчиком не устранены (л.д.35).
Размещение объекта дорожного сервиса должно производиться с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, утвержденными Федеральным дорожным агентством.
Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что на АЗС, расположенной на 654 км. автодороги М-53 «Байкал» имеется ряд нарушений норм и требований дорожного движения при эксплуатации объекта дорожного сервиса, которые до сегодняшнего момента ответчиками не устранены.
Поскольку имеющиеся нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, Ачинский межрайонным прокурором, на основании обращения ФГУ «Байкалуправтодор» (поступившего в прокуратуру 12.04.2010 г. (л.д. 4)), 01.09.2010 г. заявлены исковые требования о понуждении ответчиков обязать разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения» в установленном законом порядке с ФГУ «Байкалуправтодор» и Управлением ГИБДД УВД по Красноярскому краю, а также установить в полном объеме на АГЗС стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, переходно-скоростные полосы в соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, установить дополнительные дорожные знаки и дорожную разметку, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 51256-2004, установить водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги (л.д.2-3, 39-41).
Согласно ГОСТ Р 52766-2007–Национальный стандарт РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток.
Согласно п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями.
Вместе с тем, согласно акта обследования объектов дорожного сервиса от 14.05.2009 г., на АЗС стационарное электрическое освещение в зоне размещения переходно-скоростных полос и на съездах к объекту дорожного сервиса, действующим в темное время суток, в полном объеме отсутствует, переходно-скоростные полосы отсутствуют, водопропускные трубы отсутствуют, дорожная разметка отсутствует, дорожно-знаковая информация имеется не в полном объеме (л.д. 9).
В соответствии с п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007, для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами длина и ширина которых определена исходя из расчета, согласно п.п.5.23,5.25 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
Расстояние между концом и началом соседних переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, а также расстояние между соседними съездами, имеющими общую переходно-скоростную полосу, должно составлять не менее 50 м.
Согласно СНиП 2.05.02-85 полоса торможения переходно-скоростных полос должна быть длиной 180м., шириной 3,75 м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой по ГОСТу Р 51256-99 и ГОСТу Р 52289-2004 1.18,1.8,1.2.1,1.7; полоса разгона длиной 45 м., шириной 3,75м. при ширине обочины 3,75 м. с асфальтобетонным покрытием и разметкой 1.19,1.8,1.2.1,1.7 (л.д.12).
В соответствии с ГОСТ Р 51256-2004, для обеспечения безопасности движения должна быть выполнена горизонтальная разметка 1.7,1.8,1.13,1.16.2,1.16.3,1.18,1.19,1.20,1.2.1.
Вместе с тем, горизонтальная разметка, переходно-скоростные полосы на АЗС, как на въезде, так и на выезде отсутствуют ( Приложение 1 к Акту от 14.05.2009г. л.д.9).
В соответствии с п.5.5.14 ГОСТ Р 52766-2007, для обеспечения продольного водоотвода съездами должны быть уложены водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги.
Водопропускные трубы на АЗС загрязнены, с системой водоотвода дороги не увязаны (л.д.8).
ГОСТ Р 52289-2004- Национальный стандарт РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения.
Согласно Техническим характеристикам объекта, указанных в Приложении 1 к акту от 14.05.2009г., на АЗС расположено только три знака 2.4 и 3.1 ПДД (л.д. 9).
Учитывая изложенное, поскольку вышеуказанные выше нарушения владельцем АЗС до настоящего времени не устранены, вместе с тем, установленные нарушения создают угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования, исходя из вышеуказанных норм закона, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить, обязать ОАО «Красноярскнефтепродукт» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на АЗС, расположенной на 654 км. автодороги М-53 «Байкал». При определении срока для выполнения работ суд учитывает то обстоятельство, что выполнение работ по установлению переходно-скоростных полос и горизонтальной разметки в зимний период затруднительно в связи с температурными условиями, считает целесообразным предоставить для разработки и согласования проекта «Обустройство дороги и организации дорожного движения» в установленном законом порядке до 01.03.2011 г.; этого срок до 01.06.2011 года, для остальных видов работ - до 30.06.2011 года.
При этом, суд относится критически и не принимает доводы представителя ответчика о том, что в связи с давностью постройки и ввода в эксплуатацию авто-заправочной станции, ОАО «Красноярскнефтепродукт» не обязано приводить ее техническое состояние в соответствие с указанными истцом нормами проектирования и строительства подобных объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения. Поскольку в силу требований Правил «По охране автомобильных дорог и дорожных сооружений», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 129 от 05.03.1969 г., все пользователи дорог и дорожные органы обязаны соблюдать настоящие правила. Обустройство примыканий к автомобильным дорогам и съездов с автомобильных дорог, могут осуществляться только по согласованию с соответствующими дорожными органами и должны выполняться с соблюдения действующих строительных норм и правил (л.д. 54-56).
Суд также считает несостоятельными доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Поскольку Ачинскому межрайонному прокурору, заявившему иск к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, о действиях ОАО «Красноярскнефтепродукт» создающих угрозу безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования стало известно, в связи с обращением ФГУ «Байкалуправтодор», поступившим в прокуратуру 12.04.2010 г. 01.09.2010 г. Ачинским межрайонным прокурором заявлены исковые требования к ответчику об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Красноярскнефтепродукт» о понуждении устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной заправочной станции, удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Красноярскнефтепродукт» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильной заправочной станции расположенной на 654+630 км. автодороги М-53 «Байкал» Ачинского района Красноярского края:
разработать и согласовать проект «Обустройство дороги и организации дорожного движения» в установленном законом порядке в срок до 01.03.2011 г.;
установить на АЗС стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями п.4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 30.06.2011 года;
установить на АЗС переходно-скоростные полосы в соответствии с требованиями п.5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 30.06.2011 года;
установить на АЗС горизонтальную разметку в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2004 в срок до 01.06.2011 года;
установить на АЗС дорожные знаки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2004 в срок до 30.06.2011 года;
установить на АЗС водопропускные трубы, увязанные с существующей системой водоотвода от дороги в соответствии с требованиями п.5.5.14 ГОСТ Р 52766-2007 в срок до 30.06.2011 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Л.В. Сисюра