2-4107(2010)
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
21 декабря 2010 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием истицы Шкуратовой О.Н.,
представителя ответчика Маслак С.А.,
при секретаре Зависновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкуратовой О.Н.к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Ачинске и Ачинском районе о признании решения незаконным, зачете в стаж периода работы, обязании назначить трудовую пенсию по старости, суд
У С Т А Н О В И Л:
Шкуратова О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Ачинске и Ачинском районе (далее УПФ) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с 02.08.2010 г. незаконным, зачете в стаж периода работы в ином льготном исчислении, обязании назначить трудовую пенсию по старости с 02.08.2010 г., мотивируя свои требования тем, что 02.08.2010 г. УПФ было принято ее заявление с документами о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в сентябре 2010 г. в назначении пенсии ей было отказано по причине того, что период ее работы с 19.07 1988 г. по 12.07.1989 г. в должности акушерки родильного отделения районной больницы зачтен в стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год работы за 1год 6 мес., а не за 1 год 9 мес. в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства от 22.10.2002 г. №781, в результате чего было нарушено ее право на получение досрочной трудовой пенсии, поэтому просит признать незаконным решение УПФ об отказе в назначении пенсии, обязать зачесть спорный период в ином льготном исчислении и назначить пенсию с 02.08.2010 г. (л.д.3-5, 23).
Истица Шкуратова О.Н. исковые требования с учетом дополнений поддержала по аналогичным основаниям, дополнительно суду пояснила, что ею 29.10.2010 г. написано заявление о назначении пенсии в дату, когда специалисты УПФ полагали, что у нее появился необходимый 30-летний стаж и ей с этой даты назначена пенсия, однако считает, что вне зависимости от этого, при первоначальном подсчете необоснованно к оспариваемому периоду не был применен льготный порядок исчисления по Постановлению №781, иные периоды и порядок их зачета ею не оспариваются.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в г. Ачинске и Ачинском районе Маслак С.А., действующая по доверенности от 11.01.2009 г. (л.д.22), против исковых требований возражала в полном объеме, указывая на то, что при рассмотрении заявления Шкуратовой О.Н. от 02.08.2010 г. и документов о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, был применен более выгодный для истицы порядок исчисления стажа по Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, который был предусмотрен законами и иными нормативными актами на момент выполнения соответствующей работы, так как при этом у УПФ имелась возможность зачесть в календарном исчислении работу медицинского регистратора стоматологической поликлиники с 1981 по 1987 г., что невозможно сделать при другом порядке исчисления стажа. С учетом Постановления №2-П стаж на 02.08.2010 г. составлял 29 лет 9 мес. 12 дней, а с учетом Постановления № 781 стаж составлял 28 лет 9 мес. 07 дней, поэтому для назначения пенсии по Постановлению №2-П у истицы стаж появлялся 29.10.2010 г., поэтому в эту дату ей было предложено написать заявление, что ею и было сделано, и с 29.10.2010 г. Шкуратовой О.Н. назначена досрочная трудовая пенсия по старости. Возможность применения льготного порядка исчисления 1 год работы за 1 год 9 мес. к периоду с 1988 по 1989 г. не имеется, так как к периодам работы до 01.11.1999 г. применяется Список профессий и должностей от 06.09.1991 г. №464, которым льготный порядок исчисления, требуемый истицей не предусмотрен.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Шкуратовой О.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно подпункту 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464, а также Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, определено, что в стаж работы засчитывается работа в должности акушерки (фельдшера, медицинской сестры)
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, определено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9).
Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года N 70 утвердило разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2003 года N 5280), в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 4, даны разъяснения, в которых указано, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Как установлено по делу, Шкуратова О.Н. с 1981 г. работает в лечебных учреждениях в качестве медрегистратора, медицинской сестры, акушерки, в период с 19.07.1988 г. по 12.07.1989 г. она работала в должности акушерки в родильном отделении Аскизской центральной районной больницы, что подтверждается записями в трудовой книжке Шкуратовой О.Н., справкой МУЗ «Азскизская ЦРБ» от 28.06.2010 г. (л.д.8-9, 10-15).
02 августа 2010 г. истица обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и предоставила все необходимые документы (л.д.28-30).
Решением УПФ от 22.09.2010 г. отказано Шкуратовой О.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 7, 31-32).
29 октября 2010 г. Шкуратовой О.Н. вновь подано заявление о назначении пенсии по тем же основаниям с учетом продолжения ею лечебной деятельности (л.д.37-39).
Решением УПФ от 11.11.2010 г. Шкуратовой О.Н. с 29.10.2010 г. назначена трудовая пенсия при наличии специального стажа работы как медицинскому работнику 30 лет (л.д.34-36).
Из протокола заседания комиссии УПФ по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц от 22.09.2010 г. №41\1 видно, что не принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ период с 06.06.2008 г. по 13.06.2008 г. – курсы повышения квалификации истицы, данные действия пенсионного органа Шкуратовой О.Н. в процессе рассмотрения дела не оспаривались.
В протоколе перечислены периоды, которые зачтены в стаж. При подсчете стажа с учетом действия Списков должностей и учреждений во времени применены варианты подсчета:
1. по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 за все периоды работы – продолжительность стажа составила 28 лет 09 мес. 7 дней;
2. в соответствии с нормами Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П, расчет стажа производился последовательно за период до 01.11.1999 г. по Постановлению Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. №464, за период с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. – по Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066, за период с 12.11.2002 г. – по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 – продолжительность стажа составила 29 лет 9 мес. 12 дней. Данный вариант подсчета и был применен УПФ как более выгодный.
В стаж на соответствующих видах работ зачтены различные периоды работы истицы в календарном и льготном исчислении, в том числе и период с 19.07.1988 г. по 12.07.1989 г. работы в должности акушерки родильного отделения стационара Аскизской центральной районной больницы в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 мес. (продолжительностью 1 год 5 мес.21 день) (л.д.9-12).
Суд считает несостоятельными доводы истицы о возможности применения к оспариваемому периоду льготного порядка исчисления 1 год работы за 1 год и 9 мес., так как исходя из примененного УПФ порядка исчисления стажа Шкуратовой О.Н. при рассмотрении ее права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренного законами и иными нормативными правовыми актами на момент выполнения соответствующей работы в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П, нормами Закона от 20.11.1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и Постановления Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. №464 «Об утверждении Списка должностей» спорный период имел место до 01 ноября 1999 г., а действующими в это время правилами не предусмотрен предлагаемый истицей льготный порядок исчисления стажа.
Помимо этого, применение именно указанного порядка позволило УПФ принять к зачету работу истицы в должности медицинского регистратора в период с 16.01.1981 г. по 26.10.1987 г. в календарном исчислении, что было бы невозможно при подсчете стажа в ином порядке по Правилам исчисления, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., так как продолжительность стажа составила бы на 02.08.2010 г. - 28 лет 9 мес. 07 дней, как видно из протокола заседания комиссии от 22.09.2010 г.
Вместе с тем, продолжительность стажа с учетом норм Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П составила 29 лет 9 мес. 12 дней, что предоставило истице право при продолжении работы в лечебном учреждении обратиться за назначением пенсии с 29.10.2010 г., что и было сделано ею.
При этом суд полагает ошибочным довод Шкуратовой О.Н. на возможность применения требуемого ею льготного исчисления к оспариваемому периоду при использованном УПФ порядке подсчета стажа именно только к этому периоду, так как данная позиция связана с неправильным толкованием закона.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым в удовлетворении требований Шкуратовой О.Н. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шкуратовой О.Н.к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в г. Ачинске и Ачинском районе о признании решения незаконным, зачете в стаж периода работы в ином льготном исчислении, обязании назначить трудовую пенсию по старости со 02 августа 2010 г отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко