2-4128\2010



Дело № 2-4128(2010)

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2010 г. г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края,

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием помощника Ачинского транспортного прокурора – Зотт В.С.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Ачинский транспортный прокурор обратился с иском к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения.

Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской транспортной прокуратурой 18.12.2009 года с участием старшего инспектора отдела государственного пожарного надзора по г. Ачинску и Ачинскому району Красноярского края проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности здания железнодорожного вокзала станции Ачинск-1.

В результате проверки установлено, что руководством вокзала ст. Ачинск не в полном объеме выполняются обязанности в области обеспечения пожарной безопасности установленные ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение пожарной безопасности.

В ходе проверки установлено, что здание железнодорожного вокзала ст. Ачинск-1, расположено по адресу: г. Ачинск, ул. Привокзальная,.

В результате проверки выявлено, что ширина прохода к одиночным рабочим местам на 2 этаже менее 0,7 м., а также ширина прохода в коридоре билетных касс менее 0,7 м., тем самым нарушены требования п. 6.27 СНиП 21-01-97**;

-в нарушение требований п. 53 ППБ 01-03 не демонтирована горючая отделка путей эвакуации билетных касс;

-не повышен предел огнестойкости открытой лестницы зала ожидания до 60 минут (Нарушены требования п. 5.18 СНиП 21-01-97**);

- в нарушение требований таблицы 1 СНиП 2.01.02-85* не демонтированы деревянные перегородки, установленные в помещении над билетными кассами;

- в нарушение требований п. 52 ППБ 01-03 открывание двери в коридоре помещений над билетными кассами не по направлению выхода из здания;

-не выполнен второй выход на кровлю здания (Нарушены требования п. 8.3 СНиП 21-01-97**);

-ширина эвакуационного выхода багажного отделения менее 0,8 м. (Нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97**).

-в нарушение требований п. 6.7 СНиП 31-04-2001 раздела 5 СНиП 2.04.05 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» в помещениях хранилища багажного отделения – противодымная вентиляция отсутствует.

Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людям, находившимся в помещении железнодорожного вокзала ст. Ачинск-1.

До настоящего времени указанные нарушения не устранены, что является грубыми нарушениями вышеуказанного законодательства, и свидетельствует о бездействии руководства юридического лица по устранению вышеуказанных нарушений, о выполнении не в полном объеме руководством учреждения обязанностей в области пожарной безопасности, предусмотренных ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Деятельность железнодорожного вокзала ст. Ачинск противоречит требованиям законодательства о пожарной безопасности и соответственно может создать угрозу жизни и здоровью людям, находившимся в помещении железнодорожного вокзала ст. Ачинск-1, препятствовать эвакуации и спасению людей на случай пожара.

Истец просит признать бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» по устранению вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности – незаконным:

обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Красноярская железная дорога» устранить указанные нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании железнодорожного вокзала станции Ачинск;

установить ответчику срок для устранения указанных в исковом заявлении нарушений законодательства о пожарной безопасности (л.д. 2-4).

13.12.2010 г. истец уточнил исковые требования, в дополнение к ранее заявленным требованиям просит обязать ответчика в срок до 01.03.2011 года

- переоборудовать проходы к одиночным рабочим местам на 2 этаже железнодорожного вокзала, ширина которого составляет менее 0,7 м., а также проходы в коридоре билетных касс, ширина которого менее 0,7 м.;

- демонтировать горючую отделку путей эвакуации билетных касс;

- повысить предел огнестойкости открытой лестницы зала ожидания до 60 минут;

- демонтировать деревянные перегородки, установленные в помещении над билетными кассами;

- произвести переоборудование открывания двери в коридоре помещений над билетными кассами не по направлению выхода из здания;

- оборудовать второй выход на кровлю здания;

- переоборудовать эвакуационный выход багажного отделения, ширина которого менее 0,8 м, в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- установить в помещениях хранилища багажного отделения противодымную вентиляцию.

В судебном заседании помощник Ачинского транспортного прокурора заявленные исковые требования поддержал по аналогичным основаниям, подтвердив вышеизложенное.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен. Представителем ответчика – Поповым А.В., действующим на основании доверенности, представлен письменный отзыв о своем несогласии с иском, считают что требования не подлежат удовлетворению. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт уведомления ответчика о предполагаемой проверки. Ответчику акт проверки, имеющийся в материалах дела, вручен не был, в связи с чем ответчик не мог заявить свои возражения. Отделом государственного пожарного надзора по г. Ачинску и Ачинскому району контрольные мероприятия на железнодорожном вокзале ст. Ачинск-1 прошли с грубым нарушением требований, установленных ст. 20 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля (надзора) и муниципального контроля» - не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований. Таким образом, в связи с тем, что контрольные мероприятия проведены с грубыми нарушениями - это является основанием для не признания результатов проверки, закрепленных в акте № б/н от 18.12.2009 г. в качестве доказательства со стороны истца.

Истец указывает, что ширина прохода к одиночным рабочим местам на 2 этаже менее 0,7 м, а ширина проходов в коридоре обеих билетных касс менее 0,7. Однако, истец не указывает, что проходы в коридоре обеих билетных касс являются по своей сути проходами к одиночным рабочим местам, и более того разделяет их, что не позволяет определить норму подлежащую применению. Соответствующие замеры, также не представлены ответчику и не зафиксированы в акте проверки. Приведение проходов к одиночным рабочим местам на 2 этаже будет осуществлено во II квартале 2011 года, за счет средств капитального ремонта здания вокзала.

Горючая облицовочная отделка перегородок на путях эвакуации в билетных кассах дальнего следования демонтирована ответчиком самостоятельно до подачи заявления истцом.

Ссылка истца на отсутствие повышения предела огнестойкости открытой лестницы зала ожидания на 60 минут - не может быть произвольно оценена и исполнена ответчиком, так как в п. 5.18 СНиП 2.01.02-85* добавлена графа степени огнестойкости здания по пятибалльной шкале. Истцом не указана категория к которой следует отнести здание железнодорожного вокзала ст. Ачинск-1.

Ссылка истца на СНиП 2.01.02-85* недопустима, так как в преамбуле настоящего СНиП указано, что «настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов зданий и сооружений», а не при их текущей эксплуатации. Истец не является проектной организацией, и соответственно не является субъектом на которого распространяется действие данных норм. Вместе с тем, деревянные перегородки над билетными кассами вокзала будут самостоятельно демонтированы ответчиком за счет средств текущего ремонта во II квартале 2011 года.

Требования истца об оборудовании дверей в коридоре помещений над билетными кассами не по направлению выхода из здания – противоречат смыслу и содержанию п. 6.17 СНиП 21-01-97, в соответствии с которым двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания, но не нормируется направление открывания дверей для: а) помещений классов Ф 1.3 и Ф 1.4; б) помещений с одновременным пребыванием не более 15 чел., кроме помещений категории А и Б.

Ссылки на то, что на вокзале не выполнен второй выход на кровлю здания – не соответствует действительности, так как подобный выход существует.

Ссылка, что на вокзале ширина эвакуационного выхода багажного отделения меньше 0,8 м не соответствуют действительности. Из здания имеется 2 выхода более 2 метров шириной (л.д. 137-141).

Представитель третьего лица – Отдела государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен. Согласно представленного в материалах дела письменного отзыва от 29 ноября 2010 года полагают, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку являются обоснованными. Ответчиком не выполнены требования пожарной безопасности. Факт невыполнения подтверждается проведенной 18.12.2009 г. внеплановой выездной проверкой. По результатам проверки в адрес Ачинской транспортной прокуратуры направлена информация. Указанные в информации нарушения были выявлены в ходе ранее проведенной плановой проверки железнодорожного вокзала, по результатам которой начальнику вокзала было выдано предписание (л.д. 129).

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно ст. 81 Федерального закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений должны соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях с массовым пребыванием людей, зданиях, сооружениях и строениях повышенной этажности, а также в зданиях, сооружениях и строениях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна обеспечиваться в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий.

Системы противопожарной защиты зданий, сооружений и строений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.

Функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений, а также инженерного оборудования зданий, сооружений и строений определяются в соответствии с федеральными законами о технических регламентах для данных объектов и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

Статьей 134 указанного Федерального закона предусмотрено, что строительные материалы применяются в зданиях, сооружениях и строениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять только из негорючих материалов.

Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

Требованиями ст. 137 этого же Федерального закона предусмотрено, что конструктивное исполнение строительных элементов зданий, сооружений, строений не должно являться причиной скрытого распространения горения по зданию, сооружению, строению.

Предел огнестойкости узлов крепления и сочленения строительных конструкций между собой должен быть не менее минимального требуемого предела огнестойкости стыкуемых строительных элементов.

Противопожарные перегородки в помещениях с подвесными потолками должны разделять пространство над ними.

Подвесные потолки не допускается предусматривать в помещениях категорий А и Б по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности.

Статья 138 закона предусматривает, что дымовые люки вытяжной вентиляции с естественным побуждением тяги следует применять с автоматически и дистанционно управляемыми приводами (с возможностью дублирования термоэлементами), обеспечивающими тяговые усилия, необходимые для преодоления механической (в том числе снеговой и ветровой) нагрузки.

Вытяжные вентиляторы систем противодымной защиты зданий, сооружений и строений должны сохранять работоспособность при распространении высокотемпературных продуктов горения в течение времени, необходимого для эвакуации людей (при защите людей на путях эвакуации), или в течение всего времени развития и тушения пожара (при защите людей в пожаробезопасных зонах).

Согласно ст. 4 данного закона, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3.15 Свода Правил отопление, вентиляция и кондиционирование, утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 177 противодымная вентиляция: регулируемый (управляемый) газообмен внутреннего объема здания при возникновении пожара в одном из его помещений, предотвращающий поражающее воздействие на людей и (или) материальные ценности распространяющихся продуктов горения, обусловливающих повышенное содержание токсичных компонентов, увеличение температуры и изменение оптической плотности воздушной среды.

Как установлено п. 42 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.

Согласно пункта 52 Правил, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Пунктом 53 указанных Правил предусмотрено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Согласно требований СНиП 21-01-97 ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее 1,2 м- для общих коридоров по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности – более 50 чел.; 0,7 м – для проходов к одиночным рабочим местам.

Из материалов дела следует, что 18 декабря 2009 года Отделом государственного пожарного надзора проведена внеплановая выездная проверка вокзала станции Ачинск – 1, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Привокзальная,.

В результате проверки были выявлены следующие нарушения противопожарных норм и правил:

-ширина прохода к одиночным рабочим местам на 2 этаже менее 0,7 м., а также ширина прохода в коридоре билетных касс менее 0,7 м., тем самым нарушены требования п. 6.27 СНиП 21-01-97**;

-в нарушение требований п. 53 ППБ 01-03 не демонтирована горючая отделка путей эвакуации билетных касс;

-не повышен предел огнестойкости открытой лестницы зала ожидания до 60 минут (Нарушены требования п. 5.18 СНиП 21-01-97**);

- в нарушение требований таблицы 1 СНиП 2.01.02-85* не демонтированы деревянные перегородки, установленные в помещении над билетными кассами;

- в нарушение требований п. 52 ППБ 01-03 открывание двери в коридоре помещений над билетными кассами не по направлению выхода из здания;

-не выполнен второй выход на кровлю здания (Нарушены требования п. 8.3 СНиП 21-01-97**);

-ширина эвакуационного выхода багажного отделения менее 0,8 м. (Нарушены требования п. 6.16 СНиП 21-01-97**).

-в нарушение требований п. 6.7 СНиП 31-04-2001 раздела 5 СНиП 2.04.05 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» в помещениях хранилища багажного отделения – противодымная вентиляция отсутствует.

Начальником отдела ГПН по г. Ачинску и Ачинскому району было направлено сообщение Ачинскому транспортному прокурору в котором указано, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении вокзала (л.д. 6).

Ответчик – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является юридическим лицом, главными целями деятельности которого (согласно п. 9 Устава л.д. 38), являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.

Одной из основных задач Общества, согласно п. 9 Устава, является осуществление перевозки пассажиров (л.д. 8,9,13, 37-38).

В состав ОАО «РЖД» входит Красноярская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, являющаяся структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (Положение о Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, л.д. 18-26).

Основными задачами и функциями Региональной дирекции являются текущее содержание и ремонт зданий вокзалов, павильонов, посадочных платформ и других объектов железнодорожного транспорта, находящихся на балансе Региональной дирекции (л.д. 19).

Согласно представленного в материалах дела Положения о железнодорожном вокзале Ачинск-1, железнодорожный вокзал является подразделением Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов- филиала ОАО «РЖД».

Основными задачами вокзала являются, в том числе, организация обслуживания пассажиров на вокзале; содержание вокзала в исправном техническом состоянии в соответствии с требованиями строительных и санитарных норм, правил и других нормативных документов.

Вокзал осуществляет функции справочно-информационного обслуживания пассажиров; коммунально-бытовые услуги в период пребывания в залах ожидания.

Вокзал организует работу по соблюдению требований экологической безопасности и обеспечению охраны здоровья граждан в период пребывания на вокзалах; а также осуществляет мероприятия по охране пожарной безопасности (п. 9, л.д. 74-84).

Ответчиком представлена суду локальный сметный расчет на ремонт здания вокзала ст. Ачинск-1 (л.д. 104-108); рабочий проект капитального ремонта (л.д. 109-117); сводный сметный расчет и локальные сметы (л.д. 176-184).

Отделом государственного пожарного надзора проводилась плановая проверка в январе 2008 года. В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, и выдано начальнику вокзала предписание об устранении нарушений в срок до 01 июня 2008 года (л.д. 130-131). Однако, в полной мере все нарушения устранены не были, что подтвердили результаты вышеуказанной внеплановой проверки, проведенной в декабре 2009 года.

В связи с невыполнением требований предписания, 18 июня 2008 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника вокзала.

Постановлением мирового судьи от 25 июля 2007 года начальник вокзала была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнута наказанию в виде штрафа.

Ответчик, возражая против заявленных исковых требований указывает, что частично нарушения устранены. Однако, никаких актов, либо иных достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства – не представлено. Представленные ответчиком локальные сметы, расчеты, планы на проведение капитального ремонта, заявки, фототаблицы – не являются бесспорным доказательством устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, проанализировав нормы права, учитывая, что вышеуказанные выявленные нарушения пожарной безопасности до настоящего времени не устранены, суд полагает, что заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании требований пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета муниципального образования города Ачинска Красноярского края подлежит взысканию госпошлина в сумме 4000 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в срок до 01.09.2011 года устранить выявленные недостатки требований пожарной безопасности в здании железнодорожного вокзала станции Ачинск -1 Красноярского края, а именно:

- переоборудовать проходы к одиночным рабочим местам на 2 этаже железнодорожного вокзала станции Ачинск – 1, ширина проходов должна составить не менее 0,7 м., а также переоборудовать проходы в коридоре билетных касс, ширина проходов должна составить не менее 0,7 м.;

- демонтировать горючую отделку путей эвакуации билетных касс;

- повысить предел огнестойкости открытой лестницы зала ожидания до 60 минут;

- демонтировать деревянные перегородки, установленные в помещении над билетными кассами;

- произвести переоборудование открывания двери в коридоре помещений над билетными кассами не по направлению выхода из здания;

- оборудовать второй выход на кровлю здания;

- переоборудовать эвакуационный выход багажного отделения, ширина которого менее 0,8 м, в соответствии с правилами пожарной безопасности;

- установить в помещениях хранилища багажного отделения противодымную вентиляцию.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета муниципального образования города Ачинска Красноярского края госпошлину в сумме 4000 рублей.

Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Ачинский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья: Дорофеева Н.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200