о признании недействительным протокола Учредительного собрания, признании несоблюденной процедуры создания общественного объединения



2-17 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителей истца Белуткиной М.В., Фроловой И.В.,

представителей ответчика Колесовой Л.В., Машинца А.И.,

при секретаре Зависновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Ачинские коммунальные системы» к Первичной профсоюзной организации работников Муниципального унитарного предприятия «Ачинские коммунальные системы» о признании недействительным протокола о создании первичной профсоюзной организации, суд

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное унитарное предприятие «Ачинские коммунальные системы» (далее МУП «АКС») обратилось в суд с иском к Первичной профсоюзной организации работников МУП «АКС» о признании недействительным протокола №1 от 22 февраля 2010 г. о создании первичной профсоюзной организации (далее ППО МУП «АКС»), мотивируя свои требования тем, что данный протокол не имеет юридической силы, нарушает права и интересы истца, незаконно возлагает на истца обязанности, является недостоверным, так как недействителены факт проведения собрания в указанные дату и место, а также список учредителей. Протокол изготовлен поздним числом, появился в связи с принятием МУП «АКС» решения о сокращении численности и штата работников в апреле 2010 г. и объявлении об этом работникам Бачуриной Т.П., Шмаковой Т.Г., которые ранее не заявляли о создании 22.02.2010 г. профсоюза и членстве в нем. Протокол учредительного собрания был приложен к иску о восстановлении на работе, список учредителей истцу не представлен и сфальсифицирован, место проведения в протоколе не указано, государственная регистрация ППО МУП «АКС» не осуществлена, отсутствует положение о ППО, в члены профсоюза принята Колесова Л.В., не являющаяся работником МУП «АКС». Порядок создания общественной организации, предусмотренный ст. 18 закона «Об общественных объединениях» ответчиком при создании ППО не соблюден, поэтому в силу ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 ГПК РФ, в связи с тем, что протоколом напрямую затрагиваются права МУП «АКС», оспариваемый протокол следует признать недействительным (л.д.3-8, 190-195).

Представители истца МУП «АКС» Фролова И.В., действующая по доверенности от 12.01.2011 г., Белуткина М.В., действующая по доверенности от 15.12.2010 г. (л.д. 18, 19), исковые требования поддержали по аналогичным основаниям, суду пояснили, что о создании ППО МУП «АКС» работодатель поставлен в известность не был, надлежащее уведомление в их адрес не направлялось, предусмотренные законом документы о создании ППО до настоящего времени не поступили, поэтому создание ППО МУП «АКС» не подтверждено и протокол учредительного собрания №1 от 22.02.2010 г. необходимо признать недействительным.

Представители ответчика ППО МУП «АКС» Колесова Л.В. – председатель Местного комитета ППО, действующая на основании протокола №1 от 22.02.2010 г. (л.д.9), Машинец А.И., действующий по ходатайству, против иска возражали, суду пояснили, что работники МУП «АКС» Шмакова Т.Г., Бачурина Т.П. и другие, фамилии которых они не желают называть, так как сразу же на работников начнется гонение по месту работы, решили создать ППО, 22 февраля 2010 г. в офисе ККС Соцпроф прошло учредительное собрание, где было принято решение о создании ППО МУП «АКС» в составе Российского профсоюза работников (учащихся) учреждений образования и культуры, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, коммунального хозяйства, торговли (РПРиУ), в качестве основных документов принят устав этого профсоюза, общее положение о ППО, единогласно решения по всем вопросам повестки дня собрания были приняты, избрана председателем местного комитета Колесова Л.В., ее заместителями Шмакова Т.Г. и Бачурина Т.П., составлен протокол, направлен в вышестоящий профсоюз, где ППО МУП «АКС» внесена в реестр и в адрес работодателя МУП «АКС» направлены уведомление, выписка из постановления совета профсоюза и выписка из протокола собрания, однако эти документы были возвращены почтой в связи с неполучением адресатом, но после этого эти документы повторно были направлены МУП «АКС». Протокол собрания составлен по форме, принят вышестоящим профсоюзом без замечаний, членами ППО не оспорен, поэтому оснований ставить его под сомнение и оспаривать работодателем нет. ППО МУП «АКС» не зарегистрирована в качестве юридического лица, список учредителей, представляемый для этого, не должен направляться работодателю, так как это не предусмотрено законом. Использование в названии ППО обозначения СОЦПРОФ не означает принадлежность ППО к другому профсоюзу, но это не запрещено. Полагают, что никаких нарушений при создании ППО допущено не было, просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Третьи лица Шмакова Т.Г., Бачурина Т.П., будучи надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились, в заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие, третьим лицом Бачуриной Т.П. подписан отзыв, составленный представителем ответчика Колесовой Л.В. (л.д. 23-27, 28, 29 т.2).

Выслушав представителей сторон, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования МУП «АКС» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

В статье 3 указанного закона даны основные термины, применяемые для целей настоящего Федерального закона: где первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

В силу ст. 5 данного закона, профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" (ст. 10 закона).

Статьей 29 закона гарантируется судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 31 закона).

Федеральным законом «Об общественных объединениях» определено право граждан на объединение, которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно ст. 6 указанного закона, учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Как предусмотрено ст. 16 закона, запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения (ст. 18 закона).

Статьей 19 данного закона определены требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений, а именно: учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях и другие (ст. 21 закона).

В соответствии со ст. 28 закона, официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности. В названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, или наименований, сходных с указанными наименованиями до степени смешения, а также наименований существующих в Российской Федерации политических партий без их согласия или политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"). В названиях общественных объединений, за исключением наименований политических партий, не могут содержаться слова "политическая", "партия" и образованные на их основе слова и словосочетания.

В случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения (ст.42 закона).

Как установлено по делу, на Учредительном собрании 22 февраля 2010 г. организаторами в количестве 10 человек была создана первичная профсоюзная организация работников МУП «Ачинские коммунальные системы» в составе Российского профсоюза работников (учащихся) учреждений образования и культуры, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, коммунального хозяйства, торговли (РПРиУ). Признан Устав этого Профсоюза и приложения к нему в качестве основных нормативных документов созданной профсоюзной организации, выбран местный комитет из 3 человек, председателем которого избрана Колесова Л.В., заместителями - Шмакова Т.Г., Бачурина Т.П. Также на собрании было решено о постановке на учет данной организации в Совете Профсоюза, принято за основу Общее Положение о первичной профсоюзной организации Российского профсоюза РПРиУ СОЦПРОФ в качестве основы деятельности профорганизации, о чем составлен протокол №1 от 22.02.2010 г. (л.д.9, 41-48, 49-68 т.1).

25 февраля 2010 г. на Совете Профсоюза РПРиУ принято Постановление об утверждении создания первичной профсоюзной организации работников МУП «АКС» в составе Российского профсоюза РПРиУ на основании протокола Учредительного собрания ППО работников МУП «АКС» от 22.02.2010 г. (л.д.181 т.1). Выписка из протокола Учредительного собрания от 22.02.2010 г. за подписью председателя собрания и секретаря, утвержденная председателем Совета Профсоюза РПРиУ Храмовым С.В., а также уведомление председателя Совета Профсоюза РПРиУ от 30.04.2010 г. о деятельности первичной профорганизации были направлены в адрес руководителя МУП «АКС», не полученные работодателем, после чего 24 июня 2010 г. при повторном направлении уведомления и выписки из Постановления Совета Профсоюза, МУП «АКС» было поставлено в известность о создании и деятельности ППО работников МУП «АКС» на этом предприятии (л.д.175, 176, 177, 179 т.1).

Данное обстоятельство было установлено при рассмотрении гражданских дел по искам Шмаковой Т.Г., Бачуриной Т.П. – работников МУП «АКС» о восстановлении на работе после увольнения по сокращению штата и численности работников на данном предприятии. Решениями Ачинского городского суда от 14.09.2010 г. и 15.09.2010 г. работники были восстановлены на работе, оставленными в силе кассационной инстанцией Красноярского краевого суда, так как материалами дела было подтверждено, что МУП «АКС» доподлинно было известно о том, что работники являются членами и заместителями председателя Местного комитета ППО работников МУП «АКС», а также получено уведомление 24.06.2010 г. о создании ППО (л.д.186-188 т.1).

Однако работодатель при повторном проведении процедуры сокращения этих работников, обращаясь в ППО работников МУП «АКС» за получением согласия на увольнение, обратился в суд с иском об оспаривании факта создания данной ППО и протокола Учредительного собрания №1 от 22.02.2010 г., основания и доводы которого суд полагает несостоятельными.

Факт проведения 22 февраля 2010 г. учредительного собрания по образованию профсоюзной организации подтвержден представителями ответчика Колесовой Л.В. – председателем Местного комитета данной организации, Машинцом А.И. и свидетелем Л.А., являвшихся председателем и секретарем оспариваемого собрания, а также на подготовках по делу третьими лицами Шмаковой Т.Г. и Бачуриной Т.П. и у суда не вызывает сомнения.

Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителей истца о том, что собрание не проводилось из-за не представления документов по подготовке к собранию, списка учредителей, так как данные документы не имеют значения для существа рассматриваемого спора, в процессе рассмотрения дела подтверждено участие в решении вопроса о создании ППО работников МУП «АКС» Шмаковой Т.Г. и Бачуриной Т.П., что суд считает достаточным для установления возможности образования ППО данного предприятия, остальные участники и учредители организации не были сообщены представителями ответчика по причине ограничения данных лиц от возможного гонения со стороны работодателя. При этом предоставление списка учредителей общественной организации предусмотрено только в комплекте документов, необходимых для государственной регистрации профсоюзной организации в качестве юридического лица, обязательное направление указанного документа при уведомлении работодателя о создании ППО законом не предусмотрено.

Необоснованны доводы представителей истца о недействительности составленного при проведении учредительного собрания протокола №1, данный протокол и само создание ППО не оспорены членами профсоюзной организации и вышестоящим профсоюзом, протокол от 22.02.2010 г. принят без замечаний Российским профсоюзом РПРиУ, первичная профсоюзная организация РПРиУ работников МУП «АКС» поставлена на учет и внесена в реестр организаций РПРиУ за №1229, что неоднократно подтверждалось в уведомлениях, ответах председателя Совета РПРиУ Храмова С.В. руководителю МУП «АКС» (л.д. 121, 129, 133, 176, 179, 183 т.1).

Также несостоятельна ссылка представителей истца на незаконное использование в названии оспариваемой организации наименования СОЦПРОФ и в связи с этим не подтверждение фактического создания этой организации, так как из пояснений представителя ответчика Колесовой Л.В. следует, что при создании ППО учредительным собранием было принято решение об избрании наименования создаваемой ППО с применением наименования СОЦПРОФ, что, по мнению суда, не противоречит уставным документам Профсоюза РПРиУ и не нарушает прав другого профсоюза, его членов.

Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований МУП «АКС» отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия «Ачинские коммунальные системы» к Первичной профсоюзной организации работников Муниципального унитарного предприятия «Ачинские коммунальные системы» о признании недействительным протокола №1 от 22 февраля 2010 г. о создании первичной профсоюзной организации отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Н.В. Панченко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200