2-148/2011



№ 2-148 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

Председательствующего Федерального судьи Кушнаревой Г.Ю.,

с участием представителя истицы Колесовой Н.Н. – Сысуевой О.В., действующей на основании нотариальной доверенности от 01.12.2010 года, сроком действия один год (л.д. 22),

представителя ответчика администрации г. Ачинска Тютикова О.В., действующая на основании доверенности № 01-**-044 от 29.12.2010 года, сроком до 31 декабря 2011 года,

при секретаре Костенко Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колесовой Н.Н. к Администрации г. Ачинска о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, суд

У С Т А Н О В И Л:

Колесова Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Ачинска о признании права собственности на квартиры в порядке приватизации, мотивируя свои требовании тем, что спорное жилое помещение – квартира №1 в д. ** по ул. Д г. Ачинска была предоставлена её покойному супругу Седневу А.А. по месту работы АГМПО ЖКХ на основании служебного ордера № *** от 23.05.1992 года. Данная квартира числится в числе служебного жилья Администрации г. Ачинска. После смерти мужа 05.04.200 6 года с Колесовой Н.Н. был заключен договор найма служебного жилого помещения № 118. При обращении в марте 2007 года Колесова Н.Н. к Администрации г. Ачинска с заявлением об исключении квартиры из числа служебных и разрешении её приватизации, был получен отказ, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд (л.д. 3-5).

Истица Колесова Н.Н., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истицы Сысуева О.В. (полномочия проверены) поддержала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что спорное жилое помещение было предоставлено покойному мужу истицы, как служебное. Истица Колесова Н.Н. состояла с Седневым А.А. в браке в течение пяти лет. После смерти мужа она обратилась в Администрацию г. Ачинска за приватизацией, но в приватизации было отказано, так как не было усмотрено оснований для разрешения приватизации служебного жилого помещения. Спорное жилое помещение числится в реестре муниципальной собственности. Считает, что нахождение спорной квартиры в числе служебных, в настоящее время, необоснованно. Квартира была закреплена за АГМПО ЖКХ и в связи с передачей его в муниципальную собственность утратило статус служебного. За весь период пользования квартирой Колесовой Н.Н. у ответчика не возникало вопросов о правомерности проживания истицы в спорной квартире.

Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Тютикова О.В. (полномочия проверены), по существу исковых требований Колесовой Н.Н. возражала, суду пояснила, что спорная квартира числится в реестре муниципальной собственности с 1992 года. Включена в число служебных 09.04.1992 года в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент ЖК РСФСР и предоставлено Седневу А.А. 23.05.1992 года уже как служебное. Администрация г. Ачинска не заключало с истицей каких-либо сделок по отчуждению спорной квартиры. Служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Администрация г. Ачинска, как собственник жилого помещения вправе принять решение о приватизации служебной квартиры, но в данном случае не было установлено исключительных оснований для разрешения её приватизации. Длительность проживания истицы в спорной квартире не меняет её статуса и не порождает право пользования на условиях социального найма. Поскольку собственник не принимал решения об изменении статуса служебного жилого помещения, просит в удовлетворении требований Колесовой Н.Н. отказать.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 2, 4 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 г. (в редакции от 29.12.2004 г.) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01 марта 2005 года, а также жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд, находящийся на территории РФ, может находиться, в том числе в муниципальной собственности.

В соответствие со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Как следует из п.п. 55-56 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение по установленной форме, который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма. Выдача ордера, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда.

Аналогичные правила изложены в Постановлении Исполнительного Комитета Красноярского совета народных депутатов и президиума Крайсовпрофа от 01 марта 1990 года № 63/3 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае».

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что квартира № 1 в д. ** по ул. Д, г. Ачинска на основании Постановления Администрации г. Ачинска № 58-п от 09 апреля 1992 года включена в число служебных квартир Ачинского городского многоотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 29, 32). 20 мая 1992 года Администрацией г. Ачинска было вынесено Постановление № ***-п «Об утверждении списков распределения освободившейся жилой площади». Согласно приложению № 1 кв. № 3 1 в доме ** по ул. Д, г. Ачинска была предоставлена Седневу А.А. (л.д. 6). 05 июня 1992 года Седнев А.А. был зарегистрирован в указанной квартире. 03 ноября 2005 года Седнев А.А. вступил в брак с Колесниковой Н.Н. (л.д. 7). 21 ноября 2005 года Колесникова Н.Н. была зарегистрирована в спорной квартире (л.д. 14). 30 января 2006 года Седнев А.А. умер (л.д. 8). После смерти мужа Колесова Н.Н. продолжает проживать в спорной квартире, 05 апреля 2006 года с Администрация г. Ачинска заключила с Колесовой Н.Н. договор найма служебного жилого помещения № 118(л.д. 12).

Со 02 марта 1992 года спорное жилое помещение числится в реестре муниципальной собственности города Ачинска, в Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города, под № 1.5.1.424.001 по записи от 02.03.1992 года и составляет муниципальную казну, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности города Ачинска.

При обращении в Администрацию г. Ачинска с заявлением о разрешении приватизации служебного жилого помещения по адресу: г. Ачинск, ул. Д, д. **, кв. № 1 Колесовой Н.Н. было отказано. Отказ мотивирован тем, что Администрация г. Ачинска не находит исключительных оснований для разрешения приватизации служебной жилой площади (л.д. 9-11).

Исследовав материалы дела, суд считает, что администрация г. Ачинска правомерно признала служебным занимаемое истцом жилое помещение и отказало истице в приватизации указанного помещения, поскольку жилое помещение было включено в число служебных Ачинского городского многоотраслевого производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Постановлением Администрации г. Ачинска от 09 апреля 1992 года, еще до предоставления жилья мужу истицы Седневу А.А.

Предприятие в оперативном управлении которого, находилось спорное жилое помещение до настоящего времени не ликвидировано, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП «Ачинское городское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» находится в стадии ликвидации (л.д. 27-28).

В соответствии со ст. 2,4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане РФ, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе приобрести в собственность указанные жилые помещения на условиях, предусмотренных указанным законом. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения. Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, наделение статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод истицы Колесовой Н.Н.

Исходя из данной правовой позиции, следует, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации. Такой подход следует признать обоснованным также еще и в связи с тем, что в силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении прав собственника без необходимых оснований.

Собственник жилого помещения вправе принять решение о приватизации служебных жилых помещений. Администрация города Ачинска, как собственник спорной квартиры, до настоящего времени не принимала решения об изменении правового положения (статуса) спорной квартиры, т.к. не находит исключительных оснований для разрешения приватизации вышеуказанной служебной квартиры.

Факт длительного проживания истицы в квартире не меняет его статуса и не порождает права пользования квартирой на условиях социального найма.

Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истицы о признании права собственности на квартиры в порядке приватизации и считает необходимым отказать Колесовой Н.Н. в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Колесовой Н.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Г.Ю. Кушнарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200