2-102/2011



2-102 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

Председательствующего судьи Кушнаревой Г.Ю.,

с участием представителя истцов Лычковской Н.П., действующей на основании доверенности,

Представителя ответчика Тютиковой О.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Костенко Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фандо А. В., Фандо Н.П. к Администрации г. Ачинска о признании проживающими на условиях социального найма, признании права на приватизацию, заключении договора о безвозмездной передаче жилья в собственность,

У С Т А Н О В И Л :

Фандо А.В., Фандо Н.П., обратились в суд с иском к администрации г. Ачинска о признании проживающими на условиях договора социального найма, признании права на приватизацию жилого помещения, понуждении ответчика к заключению договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, мотивируя свои требования тем, что в 2002 году квартира по адресу: г. Ачинск, Юго-Восточный район, дом **, кв. ** в связи с трудовыми отношениями была предоставлена их семье ФГУП «Красноярская железная дорога» на основании решения совместного заседания профсоюзного комитета и администрации Ачинской дистанции электроснабжения. С 2002 года в вышеназванной квартире проживают истцы и их несовершеннолетняя дочь Фандо Анна Анатольевна.

Между Фандо А.В. и ОАО «Российские железные дороги» был заключен договор коммерческого найма, затем договор краткосрочного найма.

В 2010 года спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность г.Ачинска. На обращение истцов в администрацию г.Ачинска по вопросу приватизации занимаемой жилплощади получили отказ, мотивированный отсутствием ордера на вселение и договора найма жилого помещения (л.д.4).

Впоследствии истцы уточнили свои требования, просили признать проживающей на условиях социального найма также и их несовершеннолетнюю дочь Фандо А.А.

Истцы, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов Лычковская Н.П., действующая на основании нотариальной доверенности (л.д.6), исковые требования поддержала по аналогичным основаниям. Суду пояснила также, что несовершеннолетняя дочь истцов Фандо А.А. имеет на праве собственности в порядке приватизации долю в квартире по адресу: г.Ачинск, микрорайон *, дом *, кв.**, поэтому с ней невозможно заключить договор о безвозмездной передаче спорной квартиры в собственность. Однако, учитывая, что несовершеннолетняя проживает совместно с родителями, просит признать её проживающей на условиях социального найма.

Представитель ответчика Администрации г. Ачинска Тютикова О.В., действующая на основании доверенности № 01-17-044 от 29.12.2010 г. по иску возражала, пояснив, что истцы проживали в квартире на условиях договора краткосрочного найма жилого помещения, наймодателем по договору выступало ОАО «РЖД», которое, являясь собственником спорного жилого помещения, на основании договора пожертвования от 18.05.2010 г.передало спорное жилое помещение в муниципальную собственность.

В соответствии со ст.675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения, в связи с чем, администрация г.Ачинска является наймодателем на прежних условиях договора. Кроме того, в соответствии с действующим жилищным законодательством по договору социального найма жилое помещение передается гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся. Истцы не состояли на очереди, как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.

Выслушав явившихся лиц исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.672 ГК РФ, по договору социального найма предоставляются жилые помещения муниципального и государственного жилищного фонда социального использования. При этом договор социального найма заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года (ред. от 29.12.2004 года, с изм. от 15.06.2006 года) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года №235 « О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального–бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность

На основании Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 г. №585 создано ОАО «Российские железные дороги». Пообъектный перечень имущества федерального железнодорожного транспорта, подлежащего внесению в уставной капитал Общества, определяется сводным передаточным актом.

Согласно п. 7 данного Постановления, Министерству имущественных отношений РФ совместно с Министерством путей сообщения РФ и Министерством финансов РФ

поручено утвердить перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и принять решение о дальнейшем использовании таких объектов, в том числе осуществить передачу в установленном порядке объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

Распоряжением Минимущества РФ N 1499-р, Минфина РФ N 110а, МПС РФ от N Т-92р от 08.04.2004 «О перечнях объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год», во исполнение пункта 7 вышеуказанного Постановления в части принятия решения об использовании и установлении обременений имущества социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащего приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта, утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 1111-р, к которому отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Передача указанных объектов в муниципальную собственность предусмотрена Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2002 N 1453-р, предписывающим государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31.12.2004 передачу указанных объектов в муниципальную собственность.

Указанные объекты относятся к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона, поскольку в силу пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Из материалов дела следует, что квартира по адресу г.Ачинск, Юго-Восточный район, дом **, кв. ** является муниципальной собственностью города Ачинска, передано по договору пожертвования от ОАО «РЖД», право собственности муниципального образования зарегистрировано 12 июля 2010 г. (л.д.22-29). Ранее данная квартира по договору купли-продажи от 24 апреля 2003 года была приобретена ФГУП «Красноярская железная дорога» (л.д.48), однако, предварительный договор купли-продажи был заключен 4 октября 2002 г.(л.д.45). Вселение истца и членов его семьи в спорную квартиру состоялось также в 2002 году после заключения предварительного договора купли-продажи на основании решения совместного заседания профсоюзного комитета и Администрации Ачинской дистанции электроснабжения от 29.07.02 г. (л.д.14). С указанного времени истец и члены его семьи проживают в данной квартире, зарегистрированы в ней, оплачивают жилищно-коммунальные услуги, несут бремя содержания жилого помещения.

01.12.2004 г. между истцом Фанло А.В. и ОАО «РЖД» был заключен договор краткосрочного найма жилого помещения (л.д.30-31), а 01 июля 2009 г. заключен договор краткосрочного найма (л.д.34-38). В настоящее время данные договоры расторгнуты в связи с передачей жилья в муниципальную собственность, о чем свидетельствуют письма, направленные ОАО «РЖД» в адрес Фандо А.В. (л.д.33, 41).

Квартира по адресу: г.Ачинск, Юго-Восточный район, дом **, кв.** была включена в перечень имущества, передаваемого в качестве вклада в Уставной капитал ОАО «Российские железные дороги», в то время, как согласно вышеуказанным нормативным актам, подлежала передаче в муниципальную собственность.

Согласно справок Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» истцами Фандо А.В. и Фандо Н.П. не использовано право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда (л.д.15-16). Несовершеннолетняя дочь истцов – Фандо Анна Анатольевна (л.д.10), проживающая в спорном жилом помещении и зарегистрированная в нем по месту жительства (л.д.19), имеет в собственности 1\3 долю квартиры по адресу г.Ачинск, микрорайон *, дом *, кв.** на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность (л.д.21).

Истцы обращались в администрацию г.Ачинска с заявлением о заключении с ними договора социального найма жилого помещения, на данное обращение получен отказ, мотивированный тем, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что поскольку ранее между ОАО «РЖД» и Фандо А.В. был заключен договор коммерческого найма, то при переходе права собственности у нанимателя сохраняются те же права и обязанности. Так, из норм действующего жилищного законодательства следует, что жилые помещения, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям, переданные в собственность муниципального образования, утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Представителем ответчика не представлено каких-либо доказательств того, что жилое помещение по адресу: г.Ачинск, Юго-Восточный район, дом **, кв.** было включено в фонд коммерческого использования, кроме того, пунктом 1.2 Положения «О порядке заключения, изменения и расторжения договоров найма жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования», утвержденного Решением Ачинского городского Совета Депутатов Красноярского края от 22 октября 2010 г. № 10-71р установлено, что муниципальный жилищный фонд коммерческого использования формируется посредством включения его в состав жилых помещений, пригодных для проживания, в том числе безвозмездно переданных в муниципальную собственность и свободных от прав на это жилье других лиц.

На основании изложенного, учитывая, что спорное жилое помещение подлежало передаче в муниципальную собственность в 2003 году, однако в нарушение действующего законодательства его передача осуществлена не была, суд приходит к выводу, что истцы проживают в спорном жилье на условиях социального найма и в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» вправе приобрести занимаемое жильё в собственность.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фандо АВ, Фандо НП удовлетворить.

Признать Фандо АВ, Фандо НП, Фандо АА проживающими на условиях социального найма в квартире по адресу: г.Ачинск, ЮВР, д.**, кв.**.

Обязать администрацию города Ачинска заключить с Фандо А.В., Фандо Н.П. договор о безвозмездной передаче в собственность жилого помещения по адресу: г.Ачинск, Юго-Восточный район, д.**, кв.**.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Г.Ю. Кушнарева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200