2-625/2011



№ 2-625 (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Настенко Т.Н.,

с участием: ответчика Себостьян АЕ и его представителя Себостьян ЕН, действующего по устному ходатайству,

при секретаре НВ Загребельной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Российской Федерации к Себостьян А.Е. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Себостьян А.Е. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования Военном авиационном инженерном университете, мотивируя тем, что Себостьян А.Е. приказом ВрИО начальника Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) № от 01.08.2008 года был зачислен с 01.08.2008 года на первый курс, назначен на воинскую должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой» по военной специальности «Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования». 01.08.2009 г. ответчик заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ в лице ВриИО начальника Иркутского высшего военного авиационного училища (военного института) на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания. В соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от 31.12.2008 года № Себостьян А.Е. приказом начальника военного авиационного инженерного университета г.Воронеж №6 от 13.01.2009 года для дальнейшего прохождения военной службы и обучения с 13.01.2009 года зачислен в списки переменного состава университета на 1 курс. В контракт о прохождении военной службы ответчиком собственноручно внесены изменения, связанные с затратами на его военную и специальную подготовку в размере 94300 руб. Приказом начальника университета № от 30.08.2010 года Себостьян А.Е. на основании рапорта отчислен из военно-учебного заведения, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с чем ответчик обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специальную подготовку соответствии с индивидуальной картой учета средств федерального бюджета за два года обучения в размере 188600 руб. (л.д.2-6).

Истец Военный прокурор Воронежского гарнизона в суд не явился, извещен, в поступившем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает в полном объеме (л.д.29,31,38а).

Представитель истца Военного авиационного инженерного университета в суд не явился, извещен, в поступившем по факсимильной связи заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддерживает в полном объеме (л.д.29,40).

Ответчик Себостьян А.Е. и его представитель Себостьян Е.Н. с иском согласились частично, пояснив, что приказом от 01.08.2008 года истец был зачислен на 1 курс Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища, после принятия им воинской присяги 01.09.2008 года на родительском собрании во главе с командованием училища были сообщены условия и стоимость за обучение, которая в дальнейшем и была указана в контракте в размере 83600 рублей за весь период обучения. В связи с ликвидацией училища, истец был переведен для дальнейшего обучения в Военный авиационный инженерный университет, где с ним 25.07.2009 года был заключен контракт о прохождении военной службы ВС РФ, в котором истец собственноручно указал стоимость обучения в размере 83600 руб. за весь период обучения. При этом, в выдаче второго экземпляра контракта ему было отказано без объяснения причин. 21.08.2010 года им был написан рапорт об отчислении из университета в связи с ошибкой в выборе военной профессии. После подписания рапорта, 31.08.2010 года он был вызван в строевую часть, где офицером строевой части ему было дано указание внести собственноручно исправления в контракт об увеличении стоимости обучения до 94300 руб. в год, и он, ввиду оказанного давления и отсутствия правовой защиты курсантов, вынужден был выполнить приказ и внести изменения в контракт. Полагает, что указанные исправления в контракте не имеют юридической силы, так как внесены без указания даты изменения, кроме того, внесение изменений в военный контракт законодательством не предусмотрено. С расчетом фиксированных значений сумм, подлежащих возмещению средств, предоставленных истцом не согласен, так как расчет предоставлен не для Воронежского военного университета, а для Иркутского ВАИУ, расчет утвержден 03.09.2009 года, т.е. после подписания контракта, в то время, как расчет должен осуществляться ежегодно до 01 июля. Считает, что сумма, подлежащая возмещению за 2 года обучения составляет 33440 руб., с которой истец согласился. При этом, просит снизить размер подлежащих взысканию денежных средств в связи с тем, что он не имеет доходов, так как является студентом.

Выслушав ответчика, его представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 35 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 11.03.2010) "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 38 указанного Закона, началом военной службы считается для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно п.8. ст.8 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") первый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба): при заключении контракта с поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем - начальник военно-учебного заведения.

Согласно п.9 ст. 8 Указа, первый контракт подписывается должностными лицами, указанными в пункте 8 настоящей статьи: с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении, - по достижении им возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения;

Согласно ст. 9 Указа, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях:

а) при окончании срока предыдущего контракта;

б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

6. Новый контракт подписывают следующие должностные лица Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба): в) при заключении контракта с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), - начальник военно-учебного заведения.

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 25.06.2007 N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования", размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств.

Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.

Согласно п. 7 Постановления, граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств. Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается в размере, рассчитанном по формуле с учетом: ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Из материалов дела следует, что Приказом начальника Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) от 01.08.2008 года № Себостьян А.Е. был зачислен на первый курс Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища, назначен на воинскую должность курсанта, присвоено воинское звание «рядовой» и личный номер по военной специальности «Эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования» (л.д.15).

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2008 г. №1951-р 2О создании федеральных государственных военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и о реорганизации государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт) преобразовано в форме присоединения к Военному авиационному инженерному университету (г.Воронеж) ( л.д.39).

Согласно выписке из приказа начальника Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж) № от 13.01.2009 года в соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от 31.12.2008 года № Себостьян А.Е. приказом начальника военного авиационного инженерного университета г.Воронеж № от 13.01.2009 года для дальнейшего прохождения военной службы и обучения с 13.01.2009 года зачислен в списки переменного состава университета на 1 курс (л.д.14).

01.08.2009 г. Себостьян А.Е. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ с военным авиационным инженерным университетом, который подписан начальником университета генерал-майором г. Зибровым, на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания (л.д.13).

Согласно п.2 указанного контракта Себостьян А.Е. дал обязательство возместить в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 83600 рублей.

О вступлении в силу настоящего контракта было объявлено приказом начальника Военного авиационного инженерного университета г.Воронежа № от 11.08.2009 г.(л.д.41).

21.08.2010 года Себостьян АЕ подал раппорт об отчислении в связи с ошибкой в выбранной профессии (л.д. 12).

Приказом начальника университета № от 30.08.2010 года Себостьян А.Е. на основании рапорта отчислен из военно-учебного заведения, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас.

Из содержания контракта следует, что в пункт «в» п.2 контракта внесены изменения, и вместо ранее внесенной Себостьян А.Е. записи о сумме возмещения за обучение в размере 83600 руб., внесена запись о сумме возмещения за обучение в размере 94 300 рублей в год, при этом, дата внесения указанной записи в контракте не указана, подписи второй стороны контракта в лице начальника университета о внесении изменений в контракт, не имеется, а согласно записи в верхнем левом углу контракта, исправления в контракте заверены начальником ОК. Из объяснений ответчика следует, что указанные изменения внесены им 31.08.2010 года после подачи раппорта об увольнении и по требованию офицера строевой части.

Одновременной с Себостьян АЕ была взята расписка о том, что он ознакомлен о сумме подлежащей возмещению за обучение в размере 94300 руб. в год (л.д. 9), которая также не содержит даты ее составления. Из объяснений ответчика следует, что данная расписка была взята у него при увольнении 31.08.2010 года.

30.08.2010 года издан приказ № об увольнении ответчика с военной службы, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, в который указано об удержании с Себостьян А.Е. суммы средств федерального бюджета, затраченной на военную подготовку в размере 94300 рублей в год, пропорционально прослуженному времени с 01.08.2008 года (л.д.12,16).

Истцом в материалы дела представлен расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2009 году в Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище (военном институте), согласно которому обучение по военной специальности- эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования составляет 94300 рублей в год, утвержденный главнокомандующим ВВС 03.09.2009 года. (л.д.11).

Между тем, в соответствии с Постановления Правительства РФ от 25.06.2007 N 402, расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.

Однако, из расчета следует, что он утвержден 03.09.2009 года, т.е. после подписания контракта 01.08.2009 года, что подтверждает доводы ответчика о том, что на момент заключения контракта размер возмещения в сумме 94300 руб. в год не был установлен, следовательно, не мог быть внесен в контракт.

Кроме этого, в соответствии с действующим законодательством, контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения военной службы, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Поскольку стороны по этому контракту являются участниками военно-служебных правоотношений, которые в незначительной степени имеют имущественный характер, основаны на нормах административного права, то к ним не применимо гражданское законодательство. В связи с этим, контракт о прохождении военной службы является особым соглашением, имеющим административно-правовую природу, и представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня подписания его соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке прохождения военной службы. Первый (первоначальный) контракт подписывается от имени Министерства обороны РФ или федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба соответствующим должностным лицом. Новый контракт от имени Министерства обороны РФ или федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, подписывают соответствующие должностные лица.

Контракт прекращает свое действие в день истечения его срока. Однако возможны и случаи досрочного прекращения, в т.ч. со дня заключения военнослужащим нового контракта о прохождении военной службы (такой контракт заключается, например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и поступившим в военное образовательное учреждение профессионального образования. Возможность внесения изменений в контракт о прохождении военной службы, законодательством не предусмотрена.

Именно при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. Последующее увеличение средств, затраченных на обучение, не влечет внесение изменений в контракт, т.к. условия контракта действуют в период всего срока его заключения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при заключении контракта, между сторонами было согласовано условие о возмещение средств на обучение в размере 83600 руб. за весь срок обучения (5 лет), поскольку оговорки о том, что данная сумма является стоимостью за год не имелось. В связи с этим, утвержденная после заключения контракта (03.09.2009 года) стоимость возмещения 94300 руб. в год, не может быть применена к правоотношения сторон, возникшим с 01.08.2009 года. Кроме этого, изменения в военном в контракте были заверены начальником отдела кадров, не уполномоченного, в соответствии с законодательством, подписывать контракт, а следовательно, и вносимые в него изменения. Более того, действующим законодательством не предусмотрено внесение изменений в условия контракта о военной службе.

На основании изложенного, с ответчика Себостьян А.Е. подлежат взысканию средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 33400 рублей за два года обучения, исходя из размера суммы изначально указанной в военном контракте в размере 83600/5*2= 33400 руб., а также в доход бюджета полежит взысканию госпошлина пропорционально размеру взысканной суммы 1203,20 руб.

Суд не находит оснований для снижения подлежащей взысканию суммы, о чем было заявлено ответчиком, виду отсутствия предусмотренных законом оснований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Себостьян А.Е. в пользу Российской Федерации в лице Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) 33440 рублей, в остальной части отказать.

Взыскать с Себостьян А.Е. в доход бюджета муниципального образования г. Ачинска госпошлину 1203 рубля 20 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Т.Н. Настенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200