2-665/2011



Дело № 2-665 (2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года г. Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:

председательствующего судьи ЮШИНОЙ И.П.,

с участием представителя ответчика ТСЖ «Гетея» Антонова И.П., действующего на основании доверенности представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмера спора, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске в лице Леонтьевой М.Ю., действующей на основании доверенности

при секретаре Стрякиной Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева ВН к Товариществу собственников жилья «Гетея» о защите прав потребителя и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Пономарев В.Н. обратился в суд с иском к ТСЖ «Гетея» о признании графика уборки мест общего пользования панельных пятиэтажных многоквартирных жилых домов и графика уборки придомовой территории от 11 января 2010 года противоречащими законам и санитарным нормам и конституционным правам граждан, о возложении обязанности на ответчика в месячный срок разработать конкретные и развернутые вышеназванные графики в соответствии с законом РФ, которые в красивых рамках под стеклом вывесить в каждом подъезде, о возложении обязанности на ответчика приобрести пылесос для уборки в подъезде и запретить пользоваться веником или шваброй для подметания, о компенсации морального вреда в размере 25000000 рублей в его пользу, а также штраф в доход государства в размере 25000000 рублей за недобросовестное исполнение своих обязательств и за систематическое злостное нарушение законов, мотивируя свои требования тем, что он является нанимателем квартиры дома 4 микрорайона 4 города Ачинска. Жилой дом 4 обслуживается ТСЖ «Гетея» на основании акта передачи многоквартирных жилых домов от 30 мая 2008 года, на который возложена обязанность, связанная с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащим содержанием общего имущества. ТСЖ «Гетея» составлены графики уборки мест общего пользования панельных пятиэтажных многоквартирных жилых домов и графики уборки придомовой территории, которые противоречат закону РФ «О защите прав потребителей», закону № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нарушают его конституционные права и свободы, наносят моральный вред, не обеспечивая санитарно-гигиенические требования и качестве услуг, нанося вред здоровью людей. В оспариваемых графиках не предусмотрена ежемесячная дезинфекция подъезда, не проводится еженедельная влажная уборка подъезда с применением моющих средств, нет мытья и дезинфекции урн и мусорных баков, не предусмотрено мытье с применением моющих средств придомового асфальта в летнее врем, не убирается во дворе кал собак и хулиганов, при уборке подъезда не применяется пылесос, редко делается уборка. Ответчик не принимает мер для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. (л.д. 2)

В ходе подготовки к судебному разбирательству на основании определения суда от 04 февраля 2011 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмера спора, привлечены администрация города Ачинска и Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске (л.д.1)

В судебное заседание истец Пономарев В.Н. не явился, о месте и времени рассмотрения настоящего гражданского дела надлежаще извещен, причины неявки суду не сообщил (л.д.19)

Представитель ответчика ТСЖ «Гетея» против иска возражал в полном объеме, суду пояснив, что дом, расположенный по адресу: город Ачинск Красноярского края, микрорайон 4, дом №, находится на обслуживании ТСЖ «Гетея» с июня 2008 года. За период обслуживания многоквартирного от собственников квартир (за исключением истца) заявок о ненадлежащем качестве предоставления жилищных услуг, уборка подъездов и придомовой территории, не поступало. Кроме того, спор о надлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, в частности придомовой территории и подъезда многоквартирного дома рассматривался судьей Ачинского городского суда Панченко Н.В, дело №2-4033(10). По данному делу Пономареву в удовлетворении исковых требований отказано. Решение об уборке придомовой территории и применением моющих средств, а так же об уборке подъезда многоквартирного дома с применением моющего пылесоса может быть принято только на основании решения общего собрания большинством собственников многоквартирного дома. Пономарев не является собственником жилого помещения в многоквартирном доме и следовательно не может инициировать проведение общего собрания. Против требований Пономарева о возмещении морального вреда так же возражал, поскольку им не обоснован причинённый моральный вред.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмера спора, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г.Ачинске против иска также возражала, пояснив, что оспариваемые истцом графики уборки мест общего пользования панельных пятиэтажных многоквартирных жилых домов и график уборки придомовой территории от 11 января 2010 года не противоречат законам и санитарным нормам, в частности, СанПиН 2.1.2.2645-10 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, и «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, «Санитарным правилам содержания территорий населенных мест» № 42-128-4690-88, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР А.И. Кондрусевым от 05.08.1988

Третье лицо-представитель администрации города Ачинска, будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений, ходатайств не представил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении иска Пономарева В.Н. необходимо отказать по следующим основаниям.

Каждый человек, как указано в ст. 19 "Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека" (заключена в Минске 26.05.1995), утв. 24.09.1993, ратифицированная Федеральным законом от 04.11.1995 N 163-ФЗ, права и свободы которого нарушены, имеет право на эффективное восстановление в правах и свободах в соответствии с национальным законодательством.

Статья 15 данной Конвенции гласит, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья Договаривающиеся Стороны обязуются, непосредственно или в сотрудничестве с государственными или частными организациями, предпринимать соответствующие меры, направленные, в частности, устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья и обеспечение санитарно - гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических, эндемических и других заболеваний.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благо­приятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием нормальных экологических, экономических и эстетических усло­вий его жизни.

Данные положение Конституции развиваются в ст. 8 «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее Закон), где указано, что граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.

В целях создания условий, позволяющих реализовать конституционное право граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде, согласно Указу Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", предусматриваются следующие основные направления деятельности, в частности, создание для людей здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу ст. 13 указанного Закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В судебном заседании установлено следующее.

Пономарев В.Н. на основании типового договора найма жилого помещения № 614 от 04.09.1996 г. является нанимателем квартиры дома 4 микрорайона 4 г. Ачинска, оплачивает счета за жилье и коммунальные услуги. (л.д. 3)

Протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу г.Ачинск, микрорайона 4, д. от 26.12.2007 г. ТСЖ «Гетея» выбрано в качестве способа управления данным многоквартирным домом.

По акту от 30.05.2008 г. управление многоквартирным жилым домом № микрорайона 4 г. Ачинска передано от МУП «Служба заказчика» к ТСЖ «Гетея», к ТСЖ с 01.06.2008 г. перешли все права и обязанности, связанные с обеспечением благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащим содержанием общего имущества, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам указанного дома в объеме, определенном законодательством.

Согласно статье 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.

Как следует из пояснений представителя ответчика 10 июля 2008 года ТСЖ «Гетея» с собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома 4 микрорайона 4 города Ачинска заключило договора о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, а также с администрацией города Ачинска, которая является собственником квартиры, в которой проживает Пономарев В.Н.

Из содержания данных договор видно, что ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме путем заключения в интересах Собственника договора управления многоквартирным домом или договоров на выполнение работ и оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, контроля исполнения обязательств по заключенным договорам, ведения бухгалтерской и технической документации на многоквартирный дом, планирования объемов работ и услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, установления фактов невыполнения работ и не оказания услуг.

По- мнению Пономарева В.Н., графики уборки мест общего пользования панельных пятиэтажных многоквартирных жилых домов и графики уборки придомовой территории от 11 января 2010 года противоречат законам и санитарным нормам и конституционным правам граждан, новые графики должны быть конкретными и развернутыми и быть вывешен в красивых рамках под стеклом в каждом подъезде. Также ТСЖ должно быть запрещено пользоваться веником или шваброй для подметания, приобрести пылесос для уборки в подъезде. В оспариваемых графиках не предусмотрена ежемесячная дезинфекция подъезда, не проводится еженедельная влажная уборка подъезда с применением моющих средств, нет мытья и дезинфекции урн и мусорных баков, не предусмотрено мытье с применением моющих средств придомового асфальта в летнее врем, не убирается во дворе кал собак и хулиганов, при уборке подъезда не применяется пылесос, редко делается уборка. Ответчик не принимает мер для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Действительно, председателем ТСЖ «Гетея» Щегловым О.Г. 11.01.2010 г. утверждены графики уборки придомовой территории и мест общего пользования жилых домов, согласно которым очистка отмостки, уборка газонов от мусора, уборка урн, подметание придомовой территории производится ежедневно в теплое время года; выкашивание травы, сгребание листвы, травы с газонов – 2 раза в год в теплое время, сметание снега со ступенек и площадок перед входом в подъезд, посыпка территории противогололедным материал ежедневно в холодное время года. Также согласно графику ежедневно производится влажное подметание лестничных клеток с 1 по 5 этаж, протирание перил и подоконников; мытье лестничных клеток и маршей с 1 по 5 этаж – 1 раз в неделю (в период с мая по сентябрь – с третьего этажа и выше); мытье окон, панелей, уборка подвальных, чердачных помещений – 1 раз в год; влажная протирка элементов лестничных клеток – ежеквартально.

Данные работы осуществляются уборщиком ТСЖ «Гетея» Майер В.А., за которой закреплен дом 4 микрорайон 4 г. Ачинска и его придомовая территория, о чем представлены в суд трудовой договор, заключенный с Майер В.А., и приказ о приеме на работу.

Доводы истца Пономарева В.Н. о ненадлежащем оказании ТСЖ «Гетея» услуг по уборке и содержанию подъезда дома 4 микрорайон 4 г. Ачинска и придомовой территории и нарушению тем самым прав истца Пономарева В.Н. как потребителя не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства по иску Пономарева В.Н. к ТСЖ «Гетея» о защите прав потребителя, обязании содержать территорию в надлежащем состоянии, взыскании компенсации морального вреда.

Решением Ачинского городского суда от 29 декабря 2010 года, имеющего в силу ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения названного гражданского дела, в удовлетворении вышеназванных исковых требований было отказано.

Требования по содержанию общего имущества многоквартирных домов, а также придомовой территории определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 27.09.2003 г. № 170.

П.п. 3.1.2, 3.2.7 данных Правил определено, что помещения необходимо содержать в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными требованиями. Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.

П.п. 3.2.13, 3.6.1, 3.6.6., 3.6.8, 3.6.12, 3.6.14 закреплено, что наружные площадки у входных дверей и тамбуры лестничных клеток следует систематически очищать от снега и наледи. Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории. Периодичность выполнения летних уборочных работ в зависимости от интенсивности движения следует принимать по табл. 3.1. Периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по табл. 3.2. Периодичность уборки тротуаров принимается органом местного самоуправления в зависимости от интенсивности движения пешеходов по тротуарам (от класса тротуара).

В п. 3.6.10., 3.6.11. данных правил указано, что летняя уборка придомовых территорий: подметание, мойка или поливка вручную или с помощью спецмашин - должна выполняться преимущественно в ранние, утренние и поздние, вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы.

Мойка тротуаров должна быть закончена до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливочно-моечных машин. Поливка тротуаров в жаркое время дня должна производиться по мере необходимости, но не реже двух раз в сутки.

При наличии особых местных условий, вызывающих повышенную засоренность, периодичность выполнения уборочных работ допускается принимать до трех раз в сутки.

Также п. 4 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» № 42-128-4690-88, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем министра здравоохранения СССР А.И. Кондрусевым от 05.08.1988 г. предусмотрена уборка населенных мест :

П. 4.1. очистка урн должна производиться систематически по мере их заполнения.

Пункт 4.4. Механизированную мойку, поливку и подметание проезжей части улиц и площадей с усовершенствованным покрытием в летний период следует производить в плановом порядке.

Пункт 4.5. Дорожные покрытия следует мыть так, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений или тротуар.

Пункт 4.6. Улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата, в жаркое время года следует поливать.

Пункт 4.7. Проезжую часть улиц, на которых отсутствует ливневая канализация, для снижения запыленности воздуха и уменьшения загрязнений следует убирать подметально-уборочными машинами.

Пункт 4.8. В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки либо на поля компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и парках запрещается.

На основании Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, и др. законодательных актов постановлением администрации Города Ачинска от 24 декабря 2010 года за № 402-П утвержден перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домам, периодичность и стоимость работ, в котором указано, что периодичность выполнения влажного подметания лестничных площадок и маршей нижних трех этажей составляет 3 раза в неделю, выше третьего этажа-2 раза в неделю. Влажная уборка лестничных площадок и маршей по графику 5 раз в год в период с мая по сентябрь. Согласно оспариваемому графику уборки мест общего пользования от 11 января 2011 года для данных видов работ ответчик установил периодичность влажного подметания лестничных площадок и маршей с 1 по 5 этаж –ежедневно, мытье-1 раз в неделю.

Также постановлением администрации города Ачинска от 24 декабря 2010 года за № 402-П предусмотрено при уборке и очистки придомовой территории очистка урн- 5 раз в неделю, подметание территорий с усовершенствованным покрытием- 2раза в неделю.

Кроме того, в силу п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 уборка территории должна проводиться ежедневно, включая в теплое время года - полив территории, в зимнее время - антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое).

Как видно из графика уборки придомовой территории от 11 января 2011 года уборка урн ТСЖ предусмотрена ежедневно в теплое время, подметание придомовой территории также ежедневно (примечание- в теплое время).

Исходя из п. 3.5.7. «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна вывешивать на месте, доступном для посетителей, списки следующих организаций с указанием их адресов и номеров телефонов:

местных органов самоуправления;

городского (районного) жилищного управления;

пожарной охраны;

отделения милиции;

скорой медицинской помощи;

службы газового хозяйства;

санитарно-эпидемиологической станции;

аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах;

органов Государственной жилищной инспекции.

Принимая во внимание доводы представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмера спора, суд не установил противоречия между утвержденным ТСЖ «Гетея» 11 января 2010 года графиком уборки мест общего пользования панельных пятиэтажных многоквартирных жилых домов и графиком уборки придомовой территории и вышеназванными законодательными актами, и нарушению тем самым прав истца Пономарева В.Н. как потребителя, доказательств в подтверждение таковых истцом суду не представлено. Суд также подходит критически к утверждению Пономарева В.Н. о том, что ТСЖ должна использовать при уборке подъезда пылесос и моющие средства, в том числе, при уборке асфальта придомовой территории, поскольку законом это не предусмотрено.

Также судом не принимаются во внимание доводы о том, что товариществом не убирается кал собак и хулиганов, не проводится дезинфекция подъезда, не убираются урны, поскольку вопрос о ненадлежащем оказании ответчиком услуг по уборке и содержанию общего имущества многоквартирного дома 4 мкр. 4 г.Ачинска и его придомовой территории, и о нарушении тем самым прав истца Пономарева В.Н. как потребителя, был предметом гражданского дела № 2-4033/2010.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает предусмотренных Законом «О защите прав потребителей» оснований для защиты нарушенных прав истца как потребителя, для возложения на ответчика ответственности в виде штрафа за нарушение прав потребителя и компенсации морального вреда, и считает необходимым в удовлетворении исковых требований Пономарева В.Н. отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пономарева ВН к Товариществу собственников жилья «Гетея» о признании графика уборки мест общего пользования панельных пятиэтажных многоквартирных жилых домов и графика уборки придомовой территории от 11 января 2010 года противоречащими законам и санитарным нормам и конституционным правам граждан, о возложении обязанности на ответчика в месячный срок разработать конкретные и развернутые вышеназванные графики в соответствии с законом РФ, о возложении обязанности на ответчика приобрести пылесос для уборки в подъезде и запретить пользоваться веником или шваброй для подметания, о компенсации морального вреда в его пользу, а также штраф в доход государства за недобросовестное исполнение своих обязательств и за систематическое злостное нарушение законов -отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Юшина И.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200