Дело № 2-1026 (2011)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2011 года г. Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края, в составе:
председательствующего судьи ЮШИНОЙ И.П.,
с участием прокурора Филипповой Л.Я.
представителя ответчика администрации Ачинского района Шарапова А.И., действующего на основании доверенности от 11 января 2011 года сроком по 31 декабря 2011 года
представителя ответчика МУП «Центральная районная больница города Ачинска» Чекиной Т.В., действующей на основании доверенности от 28 января 2011 года сроком на один год
при секретаре Саюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница города Ачинска» о приостановлении выдачи листков нетрудоспособности гражданам до момента получения лицензии, к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница города Ачинска» и администрации Ястребовского сельского совета Ачинского района о возложении обязанности получить лицензию на осуществление медицинской деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница города Ачинска» о приостановлении выдачи листков нетрудоспособности гражданам до момента получения лицензии, к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница города Ачинска» и администрации Ястребовского сельского совета Ачинского района о возложении обязанности в срок до 01 июня 2011 года получить лицензию на осуществление медицинской деятельности структурного подразделения ФАпов в с.Ястребово, Барабановка, Ново-Ильинка, Малая Покровка, Березовка, мотивируя свои требования тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», в МУЗ «Центральная районная больница» (далее МУЗ «ЦРБ») г. Ачинска, в ходе которой установлено, что в структурных подразделениях МУЗ «ЦРБ» - фельдшерско-акушерские пункты далее (ФАПы), находящихся на территории Ястребовского сельского Совета, а именно Ястребовский, Барабановкий, Ново-Ильинский, Мало-Покровский, Березовский, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии надлежащих лицензий, что является незаконным в силу п.2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», ст. 37.1 Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, тем самым нарушается право граждан на получение квалифицированной медицинской помощи на установленные государством гарантии в сфере здравоохранения. В соответствии с п. 12.4.1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация оказания на территории муниципального района первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно - поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Кроме того, учредителем структурных подразделений МУЗ «ЦРБ» (ФАПов) по Ачинскому району являются администрация Ачинского района и сельские Советы района. Однако, администрациями Ачинского района, МУЗ «ЦРБ», Ястребовского сельского Совета с 2008 и по настоящее время конкретные действенные меры, направленные на получение необходимой лицензии о выдаче листков нетрудоспособности гражданам, не принимались. Из представленной администрацией Ястребовского сельского Совета информации, данных о том, что были выделены средства на лицензирование отдельных видов медицинской деятельности (выдача листков нетрудоспособности) отсутствуют. Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение: обеспечение права на жилище государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права благоприятную среду; образование.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме по аналогичным основаниям.
Представители ответчиков против заявленных исковых требований возражали частично, просили продлить сроки для получения лицензии.
Представитель ответчика администрации Ачинского района Шарапов А.И. пояснил, что 04.06.2008 г. между муниципальным образованием город Ачинск и муниципальным образованием Ачинский район было заключено Соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также в целях создания и развития эффективной системы оказания населению района медицинской помощи. Администрация района приняла на себя обязательства по финансированию расходов бюджета города, связанных с организацией оказания медицинской помощи населению Ачинского района. Данное Соглашение заключено на неопределенный срок и действует в настоящее время. Медицинскую помощь населению района оказывает МУЗ «ЦРБ», которое является некоммерческой организацией, в состав данного учреждения входят структурные подразделения, не обладающие статусом юридического лица: Ястребовский фельдшерско-акушерский пункт (далее- ФАП), Барабановкий, Ново-Ильинский, Мало-Покровский, Березовский ФАП. В силу п. 4 ст. 15 ФЗ № 131-ФЗ 29.12.2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Ястребовского сельсовета было заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения, а именно: оплата работ и услуг учреждений здравоохранения, поступление и использование нефинансовых активов, в части увеличения стоимости основных средств и увеличение стоимости прочих материальных запасов. Передача части полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Ястребовского сельсовета. Срок действия данного Соглашения определен с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 года. Администрации сельсовета выделяются из бюджета района денежные средства (межбюджетные трансферты) на заключение договоров по оплате работ и услуг, связанных с выполнением лицензионных требований. С целью выполнения требований п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 Главой Администрации сельсовета заключаются договора на выполнение работ и оказание услуг в пределах финансирования на 2011 год. Главным врачом МУЗ «Центральная районная больница» подписан сетевой график прохождения лицензирования лечебно-профилактическими учреждениями Ачинского района в 2011 году, который согласован Администрацией района. Срок для получения лицензии по фельдшерско-акушерским пунктам, которые расположены на территории Ястребовского сельсовета, определен на октябрь-ноябрь 2011 года. Однако, в случае получения отрицательного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, срок по- получению лицензии будет скорректирован на 2012 год, в связи с проведением мероприятий, связанных с устранением замечаний.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле и присутствующих в суде, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов при их поступлении.
На основании Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, лицензированию подлежат работы и услуги по оказанию медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Перечень работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности утвержден Положением о лицензировании.
Согласно п.2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» листок нетрудоспособности выдают следующие медицинские работники; лечащие врачи медицинских организаций государственной, и муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее-медицинские организации); фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций - в отдельных случаях, по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фельдшеры и зубные врачи).
Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - врачи, занимающиеся частной медицинской практикой);
Лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности;
Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно - исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения - по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
по: абдоминальной хирургии, акушерству и гинекологии, акушерскому делу, аллергологии и иммунологии, анестезиологии и реаниматологии, бактериологии, вирусологии, военно - врачебной экспертизе, восстановительной медицине, врачебно-летной экспертизе, гастроэнтерологии, гематологии, генетике, гериатрии, гистологии, дерматовенерологии, детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии, диабетологии, диетологии, забору, хранению донорской спермы, забору, хранению органов и тканей человека для трансплотации, забору, заготовке, хранению донорской крови и ее компанентов, забору гемопоэтических стволовых клеток, инфекционные болезни, кардиологии, колопроктологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической), клинической лабораторной диагностике, клинической фармакологии, лабораторному делу, лабораторной диагностике, лабораторной микологии, лабораторной генетике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, мануальной терапии, медицинскому массажу, медицинским осмотрам (предварительному, периодическому, предрейсовым, послерейсовым, предполетный, послеполетный), неврология, нейрохирургия, онкология, операционное дело, сестринское дело, офтальмлология, экспертизы на право владения оружием, профпрогидности, эндокринология, эндоскопия и другие.
Статьей 37.1 Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учреждениях физическими лицами, независимо от форм собственности организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися медицинской практикой, при наличии у них лицензий на медицинскую деятельность.
Согласно ст. 18 К РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность, законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 46 К РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Вместе с этим, исходя из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с п. 12.4.1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация оказания на территории муниципального района первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно - поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», в МУЗ «Центральная районная больница» (далее МУЗ «ЦРБ») г. Ачинска
Учредителем структурных подразделений по МУЗ «ЦРБ» (ФАПов) по Ачинскому району являются администрация Ачинского района и сельские Советы района.
Проведенной проверкой установлено, что в структурных подразделениях МУЗ «ЦРБ» - фельдшерско-акушерские пункты далее (ФАПы), находящихся на территории Ястребовского сельского Совета, а именно Ястребовский, Барабановкий, Ново-Ильинский, Мало-Покровский, Березовский, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии надлежащих лицензий. Ни администрациями Ачинского района, ни МУЗ «ЦРБ», ни Ястребовского сельского Совета с 2008 и по настоящее время конкретные действенные меры, направленные на получение необходимой лицензии о выдаче листков нетрудоспособности гражданам, не принимались. Из представленной администрацией Ястребовского сельского Совета информации, данных о том, что были выделены средства на лицензирование отдельных видов медицинской деятельности (выдача листков нетрудоспособности) отсутствуют.
Таким образом, осуществление медицинской деятельности структурными подразделениями МУЗ «ЦРБ», находящихся на территории Ястребовского сельского Совета фельдшерско - акушерские пункты, а именно Ястребовский, Барабановкий, Ново-Ильинский, Мало-Покровский, Березовский в отсутствие вышеуказанной лицензии является незаконным в связи с тем, что выдача листков нетрудоспособности является нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства, тем самым нарушается право граждан на получение квалифицированной медицинской помощи на установленные государством гарантии в сфере здравоохранения.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются, однако, ссылаясь на п. 4 1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывают на действующее в настоящее время соглашения от 04 июня 2008 года, заключенного между муниципальным образованием город Ачинск и муниципальным образованием Ачинский район о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также в целях создания и развития эффективной системы оказания населению района медицинской помощи. Администрация района приняла на себя обязательства по финансированию расходов бюджета города, связанных с организацией оказания медицинской помощи населению Ачинского района, а также от 29 декабря 2010 года, заключенного между Администрацией Ачинского района и Администрацией Ястребовского сельсовета о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения, а именно: оплата работ и услуг учреждений здравоохранения, поступление и использование нефинансовых активов, в части увеличения стоимости основных средств и увеличение стоимости прочих материальных запасов. Передача части полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Ястребовского сельсовета. Срок действия данного Соглашения определен с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 года. Администрации сельсовета выделяются из бюджета района денежные средства (межбюджетные трансферты) на заключение договоров по оплате работ и услуг, связанных с выполнением лицензионных требований.
Главным врачом МУЗ «Центральная районная больница» подписан сетевой график прохождения лицензирования лечебно-профилактическими учреждениями Ачинского района в 2011 году, который согласован Администрацией района. Срок для получения лицензии по фельдшерско-акушерским пунктам, которые расположены на территории Ястребовского сельсовета, определен на октябрь-ноябрь 2011 года.
Таким образом, заявленные требования прокурора являются законными и обоснованными, однако, учитывая объем работ, время подачи заявки на проведение экспертизы - 15 октября-15 ноября 2011 года, количество ФАПов, находящихся на территории Ястребовского сельсовета, а также право граждан на получение квалифицированной медицинской помощи на установленные государством гарантии в сфере здравоохранения, считает возможным установить срок для получения лицензию на осуществление медицинской деятельности структурного подразделения ФАПов в с.Ястребово, Барабановка, Ново-Ильинка, Малая Покровка, Березовка установить до 01 сентября 2011 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница города Ачинска» в структурных подразделениях ФАПов с. Ястребово, Барабановка, Ново-Ильинка, Малая Покровка, Березовка приостановить выдачу листков нетрудоспособности гражданам до момента получения лицензии.
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница города Ачинска» и администрацию Ястребовского сельского совета Ачинского района в срок до 01 сентября 2011 года получить лицензию на осуществление медицинской деятельности структурного подразделения ФАПов в с.Ястребово, Барабановка, Ново-Ильинка, Малая Покровка, Березовка.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья И.П. Юшина