2-1069 (2011)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
06 апреля 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя истца Филипповой Л.Я.,
представителей ответчиков Дмитриева С.П., Потехина В.А.,
Шарапова А.И., Чекиной Т.В.,
представителя третьего лица Антоненко И.В.,
при секретаре Зависновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Причулымского сельсовета Ачинского района, Администрации Тарутинского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» об обязании приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности в структурных подразделениях, суд
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Причулымского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» (далее по тексту МБУЗ «Ачинская ЦРБ») об обязании приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности в структурных подразделениях, мотивируя тем, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «Ачинской ЦРБ» - фельдшерско-акушерские пункты (далее по тексту ФАПы), находящиеся на территории Причулымского сельсовета, а именно Причулымский, Нагорновский, Сосновое озеро, Борцовский, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии надлежащих лицензий. Статьей 37.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, поэтому осуществление медицинской деятельности указанными структурными подразделениями МБУЗ «Ачинская ЦРБ» ФАПами по выдаче листков нетрудоспособности, находящимися на территории Причулымского сельсовета в отсутствие вышеуказанной лицензии, является незаконной. Кроме того, учредителем структурных подразделений МБУЗ «Ачинская ЦРБ» (ФАПов) по Ачинскому району являются администрация Ачинского района и сельские Советы района. Однако, администрации Ачинского района, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», Причулымского сельсовета с 2008 года и по настоящее время конкретные действенные меры, направленные на получение необходимой лицензии на выдачу листков нетрудоспособности гражданам, не принимались. Из представленной администрацией Причулымского сельсовета информации видно, что выделение средств на лицензирование отдельных видов медицинской деятельности (выдача листков нетрудоспособности) отсутствует (том 1 л.д.2-4).
Кроме того, Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Тарутинского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» об обязании приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности в структурных подразделениях ФАПах Тарутинский, Ольховский, Козловский, Покровский, мотивируя аналогичными основаниями (том 1 л.д. 112-114).
Определением суда от 25 марта 2011 года указанные гражданские дела соединены в одно производство (том 1 л.д. 108).
В судебном заседании представитель истца старший помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, при этом суду дополнительно пояснила, что все перечисленные в исковых заявлениях ФАПы и медицинские учреждения выдавали больничные листы не имея лицензии, поэтому и был поставлен вопрос о приостановлении их деятельности и лицензировании деятельности на выдачу листов нетрудоспособности. Получателем лицензии является МБУЗ «Ачинская ЦРБ», однако содержанием ФАПов, которые находятся на территории администрации сельсоветов, занимаются на выделяемые из бюджета средства сельсоветы. Проверка была проведена более месяца назад, однако ответчиками не было предпринято каких-то действий по устранению выявленных нарушений, в связи с этим, были поданы исковые заявления в суд.
Представители ответчика администрации Тарутинского сельсовета Потехин В.А., действующий на основании Распоряжения администрации Ачинского района Тарутинского сельсовета № 8 от 18.03.2010г. (том 1 л.д. 135), Шарапов А.И., действующий на основании доверенности от 06.04.2011г. сроком действия по 31.12.2011г. (том 1 л.д. 172), по заявленным исковым требованиям возражали в полном объеме, при этом суду пояснили, что ФАПы находятся на территории муниципального образования, осуществляют свою деятельность, а сельсовет в свою очередь организует содержание территории и здания ФАПов в тех рамках, который им финансирует администрация г. Ачинска. В настоящее время ФАПы готовятся к лицензированию. Однако до 01 июня 2011 года недостаточно времени, чтобы получить лицензию, поскольку нужно провести ряд мероприятий. Это проведение эпидемиологической экспертизы, на проведение которой понадобится 60 дней, при наличии замечаний по ее результатам, нужно подготовить план мероприятий по их устранению. Поэтому, просят определить срок согласно сетевому графику лицензирования на конкретные ФАПы.
Представители ответчика администрации Причулымского сельсовета Дмитриев С.П., действующий на основании решения Причулымского сельсовета депутатов № 56-151Р от 15.09.2010г. (том 1 л.д. 19), Шарапов А.И., действующий по доверенности от 01.04.2011г. сроком действия по 31.12.2011г. (том 1 л.д. 171), по заявленным исковым требованиям возражали в полном объеме, при этом суду пояснили, что на их территории находится три ФАПа и Нагорновская участковая больница в п. Причулымский. Организацией деятельности ФАПов занимается МБУЗ «Ачинская ЦРБ». На лицензирование Нагорновской больницы и ФАПов поданы заявки. Администрация сельсовета занимается содержанием территории и зданий ФАПов и больницы, заключает договоры на оказание услуг, для чего выделяются средства из бюджета, но получать лицензию должно МБУЗ «Ачинская ЦРБ», все ФАПы будут проходить лицензирование, но для этого необходим больший срок, который просят увеличить до 15 ноября 2011 года.
Представитель ответчика МБУЗ «Ачинская ЦРБ» Чекина Т.В., действующая на основании доверенности № 02 от 28.01.2011г. сроком действия на 1 год (том 1 л.д. 103), частично возражала по заявленным исковым требованиям, при этом пояснила, что МБУЗ «Ачинская ЦРБ» является юридическим лицом и имеет структурные подразделения – ФАПы больницы в населенных пунктах Ачинского района, в том числе на территориях, относящихся к Тарутинскому и Причулымскому сельсоветам, следить за их деятельностью и получать лицензии это их обязанность. Лицензии на виды деятельности у ЦРБ имеются, однако на деятельность указанных ФАПов и больниц по выдаче листков нетрудоспособности лицензии не получены. Администрация Ачинского района и администрации сельсоветов оказывают помощь в лицензировании, составлен сетевой график, который определяет сроки получения лицензий по конкретным подразделениям. Согласно журналу выдачи, листки нетрудоспособности на эти подразделения не выдавались, поэтому приостанавливать их деятельность в этом нет необходимости, граждане приезжают в МБУЗ «Ачинская ЦРБ» и получат листки. У самой МБУЗ «Ачинская ЦРБ» имеется лицензия на выдачу листков нетрудоспособности. Ранее указанные ФАПы и больницы действовали по Приказу Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.02.2010г. за № 63, где конкретным фельдшерам предоставлялось право выдавать листок нетрудоспособности. На 2010 год такой приказ имелся, а на 2011 год не издавался и структурные подразделения не выдавали листки нетрудоспособности. Требование о проведении лицензирования заявлено обоснованно, поскольку лицензий у них действительно нет. Согласно сетевому графику не ранее ноября 2011 года будут получены лицензии на экспертизу временной нетрудоспособности, поэтому просит определить такой срок исполнения.
Представитель третьего лица администрации Ачинского района Антоненко И.В., действующая на основании доверенности от 28.01.2011г. за № 08-265 сроком действия по 31.12.2011г. (том 1 л.д. 123) по заявленным исковым требованиям возражала, поскольку в соответствии с требованиями ФЗ № 131 оказание медицинской помощи относится к предмету ведения администрации района. Между администрацией Ачинского района и администрацией г. Ачинска было заключено соглашение об оказании медицинской помощи. Администрация Ачинского района взяла на себя расходы по возмещению расходов об оказании медицинской помощи жителям Ачинского района. МБУЗ «Ачинская ЦРБ» является некоммерческой организацией и в ее структуру входят ФАПы, а также Тарутинская сельская амбулатория, Нагорновская поселковая больница. Между ними и администрациями сельсоветов заключалось соглашение о передаче полномочий в части организации оказания медицинской помощи на территории сельсовета. Администрации сельсоветов получали денежные средства на оплату работ, услуг в виде трансфертов. Ранее это была оплата заработной платы медицинским работникам и затраты на лечение, с января 2011 года все изменилось. Из баланса Фонда социального страхования, администрация Ачинского района направляла трансферты в администрацию сельсовета, осуществляя оплату за ЖКУ, на ремонт и все, что связано с работой ФАПов и больниц. Также, было заключено соглашение между ними и администрацией сельсоветов о поступлении и использовании финансовых активов, они показали лимиты, которые существуют на 06.04.2011г. по каждому сельсовету. Таким образом, Администрацией района выполняет обязательства по выполнению финансирования. В Постановлении Правительства РФ говорится о том, что соискателем лицензии на оказание видов медицинских услуг является МБУЗ «Ачинкая ЦРБ», оно получило лицензию, где отражено, что место оказания медицинских услуг – это место нахождения ФАПа на территории сельсовета, администрация сельсовета не является получателем лицензии и нет оснований на них возлагать такую обязанность. В настоящее время составлен сетевой график по каждому ФАПу и больнице, где определены сроки на сентябрь, октябрь, ноябрь 2011 года и каждый лечебное учреждение получит лицензию. Просит установить для каждого ФАПа и больницы отдельный срок не ранее 15 ноября 2011 года, поскольку возможно будет проведение каких-то дополнительных мероприятий для устранения выявленных недостатков.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов при их поступлении.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация оказания на территории муниципального района первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В соответствии с п. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007г. № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» листок нетрудоспособности выдают следующие медицинские работники: лечащие врачи медицинских организаций государственной и муниципальной, и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации); фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций – в отдельных случаях, по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фельдшеры и зубные врачи). Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее – врачи, занимающиеся частной медицинской практикой). Лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения – по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Статьей 37.1 Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учреждениях физическими лицами, независимо от форм собственности организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися медицинской практикой, при наличии у них лицензий на медицинскую деятельность.
Как следует из материалов дела, 04 июня 2008 года между Муниципальным образованием г. Ачинска и Муниципальным образованием Ачинского района заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (том 1 л.д. 130-131).
29 декабря 2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Причулымского сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий, срок соглашения действует с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. (том 1 л.д. 9-12).
Администрация Причулымского сельсовета является органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность на основании Устава (том 1 л.д. 14-61).
Согласно Уставу МБУЗ «Ачинская ЦРБ» в состав учреждения входят обособленные структурные подразделения, не обладающие правами юридического лица, среди которых указаны: Нагорновская участковая больница, Тарутинская сельская врачебная амбулатория, Нагорновский ФАП, Сосново-Озерский ФАП, Ольховский ФАП, Козловский ФАП, Покровский ФАП, Борцовский ФАП (том 1 л.д. 82-92).
Постановлением Администрации Ачинского района № 219-П от 23.03.2011г. МБУЗ «Ачинская ЦРБ» передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество для размещения фельдшерско-акушерских пунктов (том 1 л.д. 175).
Администрация Тарутинского сельсовета является органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность на основании Устава (том 2 л.д. 23-64).
Согласно локально-сметному расчету, представленному Тарутинским сельсоветом, на капитальный ремонт здания ФАП д. Ольховка потребуется 654998,47 рублей, что также подтверждается письмом Главы Тарутинского сельсовета Потехина В.А. на имя Главы Ачинского района о предоставлении информации по выделению указанной суммы денежных средств (том 2 л.д. 19-22)
Приказом МУЗ «ЦРБ» г. Ачинска № 84 от 11.02.2011г. назначены ответственные за контроль по обращению с отходами всех видов в ЛПУ Ачинского района в лице руководителей учреждений (том 1 л.д. 72).
На основании договора № 12-ТБО на оказание услуг по вывозу ТБО от 11.01.2011г. и расчета стоимости услуг, ООО «Ачинский РЖКС» осуществляет вывоз твердых бытовых отходов и мусора на территории Причулымского сельсовета, а именно Сосновоозерского ФАПа (том 1л.д. 62-65).
Из договора № 31 на вывоз жидких бытовых отходов от 01.02.2011г. и расчета стоимости услуг следует, что ООО «Стройсервис» производит вывоз жидких бытовых отходов с объекта – территории МУЗ ЦРБ «Нагорновской участковой больницы» (том 1 л.д. 66-68).
01 января 2011 года был заключен договор на очистку выгребных ям между ООО «Энергосберегающие технологии» и Администрацией Причулымского сельсовета, согласно которому исполнитель обязуется проводить услуги по вывозу и очистке жидких бытовых отходов, а потребитель обязуется оплачивать полученные услуги по очистке выгребных ям (том 1 л.д. 69-71).
На основании приказа Министерства здравоохранения Красноярского края № 63-орг от 17.02.2010г. утвержден список фельдшеров и зубных врачей медицинских организаций края, которым предоставляется право выдачи листков нетрудоспособности в 2010 году, среди которых указаны Нагорновская участковая больница, Тарутинская сельская врачебная амбулатория, Нагорновский ФАП, Сосново-Озерский ФАП, Ольховский ФАП, Козловский ФАП, Покровский ФАП, Борцовский ФАП (том 1 л.д. 77-79), на 2011г. данный приказ Министерством не издавался.
Как установлено в суде, листки нетрудоспособности выдавались ФАПами в 2010 году и к началу 2011 года были сданы в МБУЗ «Ачинская ЦРБ», следовательно, в 2011 году деятельность по выдаче листков нетрудоспособности не осуществлялась, что подтверждается выпиской из книги распределения бланков листков нетрудоспособности медицинской организации (том 2 л.д. 244-247), в связи с чем, оснований для приостановления деятельности структурных подразделений МБУЗ «Ачинская ЦРБ» по этому виду деятельности, суд полагает, не имеется.
В ходе судебного заседания было установлено, что стороной ответчика предпринимаются действия по оформлению лицензии на осуществление медицинской деятельности. Так, представителями со стороны ответчиков, были представлены экспертные заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам условий для осуществления медицинской деятельности в Нагорновской участковой больнице, по результатам которых установлено, что при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, по экспертизе временной нетрудоспособности, соответствуют требованиям, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (том 1 л.д. 183-242, том 2 л.д. 15-16).
Согласно сетевому графику прохождения лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году следует, что срок получения лицензии на медицинскую деятельность для ФАПов установлен согласно следующему перечню: Нагорновская участковая больница - август 2011 года, Тарутинская сельская врачебная амбулатория – 26.09.2011г., Нагорновский ФАП – 15.10.2011г., Сосново-Озерский ФАП – 15.10.2011г., Ольховский ФАП – 15.10.2011г., Козловский ФАП – 15.10.2011г., Покровский ФАП – 15.11.2011г., Борцовский ФАП – 15.11.2011г. (том 1 л.д. 73-76).
Однако, для проведения лицензирования ФАПов требуется значительное количество времени для того, чтобы получить соответствующие заключения, подготовить занимаемые помещения к обследованиям, именно поэтому, судом принимаются во внимание заявления представителей ответчиков об увеличении срока для лицензирования.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает, что необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично, обязать МБУЗ «Ачинская ЦРБ» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности структурными подразделениями МБУЗ «Ачинская ЦРБ», определив срок для получения лицензии до 01 декабря 2011 года, в удовлетворении остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности структурными подразделениями Нагорновской участковой больницей, Тарутинской сельской врачебной амбулаторией, Нагорновским фельдшерско-акушерским пунктом, Сосново-Озерским фельдшерско-акушерским пунктом, Ольховским фельдшерско-акушерским пунктом, Козловским фельдшерско-акушерским пунктом, Покровским фельдшерско-акушерским пунктом, Борцовским фельдшерско-акушерским пунктом в срок до 01 декабря 2011 года, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко