Дело № 2-1230/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2011 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием представителя заявителя – помощника Ачинского межрайонного прокурора Киселевич О.О.,
представителя заинтересованного лица администрации г.Ачинска, КУМИ администрации г.Ачинска Гусевской О.Г., действующей на основании доверенностей, председателя межведомственной комиссии администрации г.Ачинска Семененко А.В.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ачинского межрайонного прокурора в интересах Дорошкевич И.А. о признании бездействия должностного лица незаконным, обязании совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Дорошкевич И.А. о признании незаконным бездействия председателя межведомственной комиссии, о возложении обязанности на межведомственную комиссию обследовать жилое помещение на предмет пригодности для проживания, направив Дорошкевич И.А. заключение комиссии Заявление мотивировано тем, что в прокуратуру обратилась сирота с детства Дорошкевич И.А. с просьбой обратиться в суд за защитой ее прав в связи с тем, что ее заявление в межведомственную комиссию г.Ачинска о признании закрепленной за ней квартиры непригодной для проживания не было рассмотрено, чем нарушены ее права. В связи с этим, Ачинский межрайонный прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Представитель заявителя – помощник Ачинского межрайонного прокурора Киселевич О.О. в судебном заседании заявление поддержала в полном объеме. Пояснила, что Дорошкевич И.А. является сиротой, в настоящее время проживает в г.Ярославле. Закрепленный за ней дом в 2003 году был поврежден пожаром. Согласно акта от 2008 года, квартира признана непригодной для проживания. Дорошкевич И.А. самостоятельно неоднократно обращалась в администрацию г.Ачинска с просьбой решить вопрос о пригодности для проживания в закрепленном за ней доме, однако всегда получала отписки о том, что обследование дома собственником – КУМИ администрации г.Ачинска будет запланировано на следующий год. В связи с этим Дорошкевич И.А. направила необходимые документы и заявление в прокуратуру г.Ачинска, которая 14.02.2011 года направила их в межведомственную комиссию. Однако 09.03.2011 года председателем комиссии заявление было возвращено в Ачинскую прокуратуру без принятого по нему решения с указанием необходимости предоставления дополнительных документов, не предусмотренных Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года.
Председатель межведомственной комиссии Семененко А.В. заявленные требования не признал, пояснил, что после поступления заявления в комиссию секретарь комиссии выезжала на объект, были сделаны фотографии, которые предоставлены на рассмотрение комиссии. По фотографиям было установлено, что дом имеет стены, крышу, видимых повреждений не имеется. В связи с этим невозможно было сделать вывод о пригодности или непригодности жилья для проживания, поэтому комиссией было принято решение о рекомендации заявителю предоставить дополнительный пакет документов: заключение проектно-изысктельской организации по результатам обследования конструкций жилого помещения, справку о техническом состоянии жилого дома, письмо о том, что нет необходимости для проведения экспертизы жилого дома, акт о состоянии жилого дома ОГПН г.Ачинска. Данные требования соответствуют п.42 Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года, т.к. без дополнительных документов и заключений комиссия не имеет возможности сделать вывод о состоянии дома. Комиссия не должна выезжать на объекты, а должна на основании предоставленных документов давать заключения. Работа комиссии заключается в определении перечня дополнительных документов, определении состава экспертов, оценки представленных документов.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Ачинска Гусевская О.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала. Суду пояснила, что межведомственная комиссия действует на основания Положения о межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации г.Ачинска, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года. В п.45 Положения, утвержденного Постановлением, действительно указано, что при обращении в комиссию должны предоставляться правоустанавливающие документы и план жилого помещения с техническим паспортом. Однако п.44 данного Положения, содержащий процедуру проведения оценки, указывает на то, что комиссия определяет перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о пригодности жилого помещения для проживания, что и было сделано. Считает, что если с заявлением о признании жилого помещения обращается наниматель, то именно он и должен предоставлять все необходимые дополнительные документы. Сама комиссия не проводит никаких экспертиз, она может только предложить нанимателю или собственнику предоставить дополнительные документы, в связи с чем действия председателя комиссии законны и обоснованны.
Также Гусевская О.Г., как представитель заинтересованного лица КУМИ Администрации г.Ачинска, суду пояснила, что указанное жилое помещение составляет муниципальную казну. В связи с отсутствием достаточного финансирования проведение обследований и необходимых экспертиз ветхого жилого фонда в настоящее время не предоставляется возможным.
Выслушав заявителя, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданами его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из смысла ст.2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» №4866-1 от 27.04.1993г., являющимся применительно к вопросам судебной защиты прав граждан специальным актом, следует, что ни одно решение субъекта, наделенного публичными функциями, если оно затрагивает права и свободы человека и гражданина, не может быть выведено из сферы судебного контроля, осуществляемого по инициативе гражданина, интересы которого затронуты.
Основания и порядок признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
При этом пунктом 2 Положения предусмотрено, что действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, в силу прямого указания закона вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.
На основании абзаца 4 пункта 7 Положения в состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Согласно п. 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 46 того же Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в п. 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В силу положений п. 47 Положения (в редакции от 02.08.2007 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Судом, установлено, что межведомственная комиссия администрации г.Ачинска созданная постановлением главы администрации г.Ачинска от 26.08.2008 года, уполномочена признавать помещение жилым, жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории г.Ачинска. Председателем комиссии является главный архитектор г.Ачинска Семененко А.В. (л.д.27-28).
Как установлено в судебном заседании, по договору найма от 05.07.2001 года Дорошкевич Т.В. была предоставлена квартира (л.д.15).
Дорошкевич И.А. является сиротой, т.к. ее мать Дорошкевич Т.В. умерла 22.02.2004 года (л.д.6), сведения об отце решением суда от 08.02.2005 года из свидетельства о рождении исключены (л.д.8-11,14).
Попечителем несовершеннолетней Дорошкевич И.А. была назначена Лямина Н.В., жилое помещение было закреплено за несовершеннолетней (л.д.7).
Согласно выписке из домовой книге, в указанной квартире сохранено право пользования за дочерью нанимателя Дорошкевич И.А. Жилье является аварийным (л.д.16).
09 марта 2003 года в указанной квартире произошло задымление квартиры. В результате пожара повреждено строение жилой квартиры, повреждена крыша и веранда, что следует из справки ОГПН г.Ачинска от 23.10.2008 года (л.д.18).
Актом технического обследования жилой квартиры от 22.10.2008 года установлено, что оконные двери и окна имеют разрушения, в оконных рамах отсутствуют стекла, печь разрушена, деревянные полы имеют разрушения, частично отсутствует половая рейка, наблюдается частичное разрушение сухой штукатурки. Вывод: квартира для проживания непригодна. Акт составлен специалистами МУП «Служба заказчика», осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда в г.Ачинске (л.д.13).
Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий Дорошкевич И.А. от 16.02.2009 года: стены дома снаружи обгоревшие, повреждена крыша и веранда, двери и окна имеют разрушения, в оконных рамах отсутствуют стекла, печь разрушена, полы разобраны, наблюдается частичное разрушение сухой штукатурки. Вывод: жилищно-бытовые условия непригодны для проживания (л.д.12).
Дорошкевич И.А. обращалась с заявлением в администрацию г.Ачинска с просьбой предоставить акт межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для проживания. Данный акт необходим ей для постановки на внеочередное получение жилого помещения. Ей было сообщено, что в бюджете г.Ачинска денежные средства на проведение работ по подготовке документов в межведомственную комиссию не запланированы. Дом будет включен в списки ветхого аварийного жилого фонда после соблюдения указанной процедуры.
Дорошкевич И.А. 02.02.2011г. обратилась в межведомственную комиссию администрации г.Ачинска с заявлением об оценке соответствия установленным требованиям жилого помещения и дачи заключение о пригодности (непригодности) для проживания. К заявлению были приложены: копия договора найма, технический паспорт и план жилого помещения, справка о пожаре, выписка из домовой книги (л.д.19).
Данное заявление было направлено в прокуратуру г.Ачинска и 14.02.2011 года сопроводительным письмом заместителя прокурора г.Ачинска было направлено в межведомственную комиссию.
02 марта 2011 года состоялось заседание межведомственной комиссии администрации г.Ачинска, на которой было рассмотрено письмо Ачинской межрайонной прокуратуры. Согласно протокола комиссии, были исследованы фотографии жилого помещения, выполненные секретарем комиссии, а также справка о пожаре. В связи с тем, что справка не является заключением специализированной организации, было принято решение рекомендовать предоставить на рассмотрение комиссии пакет документов, предусмотренный в Постановлении Правительства №47.
05 марта 2011 года письмом председателя межведомственной комиссии администрации г.Ачинска заместителю прокурора г.Ачинска было сообщено, что для вынесения вопроса на рассмотрение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания не представлены следующие документы: заключение проектно-изысктельской организации по результатам обследования конструкций жилого помещения, справка о техническом состоянии жилого дома, письмо о том, что нет необходимости для проведения экспертизы жилого дома, акт о состоянии жилого дома ОГПН г.Ачинска (л.д.30).
Анализируя нормы права, суд считает, что возложение на Дорошкевич И.А. обязанности предоставления дополнительных документов является незаконным, т.к. п. 45 Положения содержит исчерпывающий перечень документов, которые заявитель должен предоставить в комиссию для решения вопроса о пригодности жилья для проживания: правоустанавливающие документы на жилое помещение и план жилого помещения с техническим паспортом. Заключение специализированной организации, проводящей обследование дома, необходимо только для признания многоквартирного дома аварийным. Дорошкевич И.А. было подано заявление о признании квартиры непригодной для проживания. По усмотрению заявителя могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. Никаких других требований к пакету документов указанный пункт Положения не содержит.
В п.4 Положения о межведомственной комиссии г.Ачинска также указано, что заявитель предоставляет документы, согласно перечню в соответствии с п.45 Положения (л.д.28).
Доводы заинтересованных лиц, что п.44 Положения разрешает комиссии определять и истребовать у заявителя дополнительные документы, в том числе указанные в ответе по заявлению Дорошевич И.А., без принятия решения по заявлению, суд считает несостоятельными. Данный пункт Положения действительно относит к компетенции комиссии вопрос об определении перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения несоответствующим установленным требованиям, однако ни в Положении, ни в Положении о межведомственной комиссии г.Ачинска нет указания на то, что дополнительные документы должен предоставлять заявитель. Напротив, п.46 Положения и п.5 Положения о комиссии г.Ачинска содержит указание на то, что сама комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, представленным на рассмотрение комиссии.
В силу положений п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Возможность принятия решения об отказе в рассмотрении заявления данный перечень не содержит.
Учитывая, что фактически заседание комиссии по заявлению Дорошкевич И.А. не проводилось и решение не принималось, комиссией вопреки требованиям п.46 вышеуказанного Положения дополнительные обследования и испытания жилого помещения не назначались, выводы о необходимости дополнительных документов были сделаны только на основании фотографий, принимая во внимание, что данная квартира составляет муниципальную казну г.Ачинска и закреплена за Дорошкевич И.А., относящейся к категории детей-сирот, суд считает, что межведомственная комиссия допустила бездействие.
С доводами Ачинского межрайонного прокурора о том, что бездействие допустил председатель комиссии, суд согласиться не может, т.к. комиссия является коллегиальным органом, принимающим решение большинством голосов членов комиссии. В судебном заседании было установлено, что решение о необходимости предоставления дополнительных документов было принято членами комиссии.
Поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемый отказ в рассмотрении заявления принят без соблюдения установленного порядка, суд полагает необходимым обязать межведомственную комиссию при администрации г.Ачинска провести процедуру оценки жилого помещения и принять решение по заявлению Дорошкевич И.А.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования Ачинского межрайонного прокурора в интересах Дорошкевич И.А. удовлетворить частично.
Обязать межведомственную комиссию по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при администрации г.Ачинска провести процедуру оценки жилого помещения и принять решение по заявлению Дорошкевич И.А.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья подпись Матушевская Е.П.