Дело № 2-1408 (2011)
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2011 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего федерального судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г.
при секретаре Карельской Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Бирилюсского района в интересах Черепановой к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязании обеспечить техническим средством реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бирилюсского района обратился в суд в интересах инвалида первой группы Черепановой Т.П. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида первой группы Черепановой техническими средствами реабилитации в виде кресла – коляски прогулочной и противопролежневой подушкой. Исковые требования мотивированы тем, что Черепанова Т.П. является инвалидом и по своему состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске прогулочной и противопролежневой подушкой. 20 сентября 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени не обеспечил. В связи с обращение в Бирилюсскую прокуратуру Черепановой Т.П., просят признавать действия ответчика незаконными по необеспечению техническим средством реабилитации, обязать обеспечить Черепанову Т.П. техническими средствами реабилитации в виде кресла – коляски прогулочной и противопролежневой подушкой. (л.д. 2-4).
В судебное заседание процессуальный истец Прокурор Бирилюсского района не явился, просят дело рассмотреть в их отсутствие.
Истица Черепанова Т.П. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поскольку в настоящее время отсутствуют контракты на поставку кресел-колясок, в связи с чем выдать направление на его получение, а тем более само изделие не представляется возможным. Кроме того, ни одним нормативным актом не предусмотрена обязанность исполнительных органов фонда по выдаче гражданам льготной категории непосредственно самих технических средств реабилитации.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Прокурора Бирилюсского района, заявленные в интересах инвалида Черепановой Т.П. следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска с электроприводом (п. 7).
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.
Как установлено по делу, Черепанова Т.П. является инвалидом по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ (л.д. 12).
Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида Черепановой Т.П. № от 20 сентября 2010 года Черепанова Т.П. нуждается в техническом средстве реабилитации прогулочной кресле-коляске и противопролежневой подушке (л.д.6-7).
Истица Черепанова Т.П. согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получила с 20 сентября 2010 года право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации, в том числе и креслом-коляской.
С этой целью Черепанова Т.П. 20 сентября 2010 года обратилась в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации (л.д. 8). Согласно уведомлению от 20 сентября 2010 года документы, поданные истицей, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 9).
04 октября 2010 года, Черепановой Т.П. выданы направления на получение TCP за № (л.д. 10-11), однако фактически Черепанова Т.П. вышеуказанным средством технической реабилитации комнатной креслом-коляской прогулочной и противопролежневой подушкой в положенном объеме не обеспечена.
Непредставление Черепановой Т.П. технического средства реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что Бирилюсским прокурором заявлены незаконные требования о возложении на них обязанности по предоставлению фондом Черепановой Т.П. технических средств, поскольку как видно из текста искового заявления и его просительной части, прокурор заявляет требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению, а не по предоставлению технических средств инвалиду и именно в порядке, определенном действующим законодательством, в силу которого на ответчика возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами и не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, о чем указывает представитель ответчика в своих возражениях.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Черепановой Т.П. техническим средством реабилитации прогулочной креслом-коляской и противопролежневой подушкой следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленным техническим средством реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида первой группы Черепановой техническими средствами реабилитации, незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Черепанову техническим средством реабилитации - прогулочным креслом-коляской и противопролежневой подушкой.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья Дорофеева Н.А.