2-1495/2011



Дело № 1495\2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2011 г. г. Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.;

с участием истца Антоневич Е.В.;

представителя истца Зинченко М.А., действующего на основании устного ходатайства (л.д. );

представитель ответчика Военного комиссариата г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края Трибунская А.С., действующей на основании доверенности от 08.02.2010 г., сроком действия до 31.12.2010 г. (л.д. 111);

при секретаре Саюк Е.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Антоневич Е.В. к Военному комиссариату г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края об обжаловании действий должностного лица и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Антоневич Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края о признании незаконным отказа в организации проведения его повторного медицинского освидетельствования специалистами военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе по призыву, возложении обязанности организовать проведение повторного медицинского освидетельствования специалистами военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе.

Свои требования мотивировал тем, что при призыве на военную службу весной 2008 года призывной комиссией ему был поставлен диагноз <данные изъяты>», являющееся основанием для признания его ограниченно годным к военной службе. При обследовании в марте 2009 года врачебно-летной комиссией в МСЧ ОАО «Новосибирское авиапредприятие» указанный диагноз не подтвердился. Было установлено, что он здоров. В связи с этим он 07.10.2009 года обратился в военный комиссариат г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования специалистами военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе по призыву, в чем 09.11.2009 года ему было отказано. Просит признать такой отказ незаконным и обязать военного комиссариата г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края организовать повторное освидетельствование (л.д. 3).

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил обязать организовать повторное освидетельствование в период работы военно-врачебной комиссии с 01.04.2011 г. (л.д. 132).

В судебном заседании истец Антоневич Е.В., представитель истца Зинченко М.А. исковые требования поддержали в полном объеме. Истец Антоневич Е.В. суду пояснил, что при призыве на военную службу весной 2008 года призывной комиссией ему был поставлен диагноз <данные изъяты>. В марте 2009 года он прошел обследование врачебно-летной комиссией в МСЧ ОАО «Новосибирское авиапредприятие», где указанный диагноз не подтвердился. Было установлено, что он здоров. В связи с этим он 07.10.2009 года обратился в военный комиссариат г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования специалистами военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе по призыву, т.к. до настоящего времени желает служить в армии. 09.11.2009 года ему было отказано в проведении повторного освидетельствования со ссылкой на то, что 1 абзац п.38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязанность раз в три года проходить повторное освидетельствование ограниченно годных к службе, утратил силу. Считает, что данным изменением была исключена обязанность, а не право лиц, признанных ограниченно годными к службе, проходить повторное освидетельствование.

Представитель истца Зинченко М.А. в судебном заседании пояснил, что 1 абзац п.38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязанность раз в три года проходить повторное освидетельствование ограниченно годных к службе, признан утратившим силу в целью исключения обязанности, а не права лиц, признанных ограниченно годными к службе, проходить повторное освидетельствование.

Представитель ответчика Трибунская А.С. против иска возражала в полном объеме. Заявила о том, что истец пропустил срок для обращения в суд, а также, что в настоящее время в связи с тем, что абзац 1 п.38 Положения о военно-врачебной экспертизе утратил силу, повторное медицинское освидетельствование лиц, признанных ограниченно годными к службе, не допускается. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает механизма перевода граждан из запаса обратно в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу, в связи с чем повторное медицинское освидетельствование граждан, зачисленных в запас, не допускается.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Антоневич Е.В. не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.11.2006 года №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации.

Вопросы медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту регулируются статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.

Часть 2 ст. 29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года определяет права и обязанности призывной комиссии субъекта Российской Федерации, согласно которой призывная комиссия субъекта Российской Федерации:

организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Постановлением Правительства РФ № 123 от 25.02.2003 г.

Как установлено по делу, Антоневич Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу, поскольку достиг призывного возраста установленного ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года.

С осени 2001 года истец являлся курсантом авиационно-технического колледжа, где проходил регулярные медицинские обследования в МСЧ ОАО Авиакомпания «Красноярские авиалинии». Согласно записям в медицинской карточке истца, на протяжении всего периода обучения ему выставлялся диагноз «здоров», т.е. никаких отклонений в состоянии здоровья обнаружено не было (л.д. 4-6).

Согласно выписке из протокола комиссии года истцу был поставлен диагноз: «Гипоталомический синдром с ожирением (ИТМ 30,2), темно-бордовыми стриями, гипертензией», являющийся основанием для признания его ограниченно годным к военной службе (л.д.9).

29.07.2008 года истцу был выдан военный билет №, в котором указана категория годности В – «ограниченно годен к военной службе» с указанием, что он не подлежит повторному медицинскому освидетельствованию (л.д. 6-8).

20.03.2009 года истец прошел обследование врачебно-летной комиссии МСЧ ОАО «Новосибирское авиапредприятие». Повод для освидетельствования – восстановление. По результатам обследования ему был поставлен диагноз «здоров» и он был признан годным к работе диспетчером УВД (управление воздушным движением) (л.д. 14).

07.10.2009 года истец обратился в военный комиссариат г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования специалистами военно-врачебной комиссии с целью определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе по призыву, ссылаясь на то, что 20.03.2009 года им было получено заключение с диагнозом «здоров» (л.д.10).

Письмом военного комиссара г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края от 09.11.2009 года ему было отказано в проведении повторного освидетельствования со ссылкой на то, что переосвидетельствованию подлежат только лица, признанные не годными к военной службе. В связи с тем, что Антоневич Е.В. был признан ограниченно годным, то в переосвидетельствовании ему было отказано (л.д. 11).

Принимая во внимая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, представленные сторонами, суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о том, что истец пропустил 3-х месячный срок для обращения в суд, т.к. истец обжалует не решение призывной комиссии, принятое 06.06.2008 года, а отказ военного комиссариата г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края в организации проведения повторного медицинского освидетельствования от 09.11.2009 года. Учитывая, что истец обратился в суд 17.11.2009 года, то предусмотренный законодательством срок для обжалования не пропущен.

Вместе с тем, судом не могут быть приняты во внимание доводы истца и его представителя о том, что повторное освидетельствование ранее признанному ограниченно годным к военной службе Антоневичу Е.В. должно быть проведено, так как абзац 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, утративший силу, предусматривал обязанность, а не право лица, признанного ограниченно годным, раз в три года проходить повторное освидетельствование.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, освобождённые в соответствии с настоящим Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу.

Как уже было указано выше, в соответствии с положениями ст. 5.1 данного Федерального закона граждане в связи с исполнением воинской обязанности проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения такого освидетельствования определяется По­ложением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти, а его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам указанного освидетельствования врачами даётся заключение о годности гражданина к военной службе по одной из категорий, в том числе категории «В» - «ограниченно к военной службе». В силу п. «а» ч. 1 ст. 23 приведённого Федерального закона такие граждане освобождаются от призыва на военную службу и на основании ч. 6 ст. 9 закона зачисляются в запас.

В соответствии с п. 39 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, повторное медицинское освидетельствование возможно в определённых случаях в отношении граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Антоневич Е.В. военно-врачебной комиссией был признан ограниченно годным к военной службе.

Абзац 1 п. 38 Положения, в соответствии с которым граждане, признанные

ограниченно годными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до

достижения ими 27-летнего возраста подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию раз в 3 года, утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 886 «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе», вступившего в законную силу 01 января 2005 года.

При этом из содержания, смысла и назначения норм Федерального закона от

28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и указанного Положения не вытекает обязанность военно-врачебной (врачебно-врачебно) комиссии, в том числе военного комиссариата, ни самостоятельно, ни по заявлению обратившегося лица, признанного в соответствии с ними ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, проводить его повторное медицинское освидетельствование.

Кроме того, положениями Федерального закона Федерального закона от 28

марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» механизм перевода гражданина, освобожденного от воинской обязанности, из запаса в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и его повторного освидетельствования не предусмотрен.

В соответствии с п. 9 Положения гражданин может обжаловать вынесенное

военно-врачебной (врачебно-летной) комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную (врачебно-летную) комиссию или в суд.

Антоневич Е.В., вынесенное в отношении него заключение 06.06.2008 г. не обжаловал, что подтверждено показаниями истца и материалами дела.

Таким образом, анализ вышеприведенных статей, установленные обстоятельства по делу, позволяют сделать вывод, что отказ Военного комиссариата г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края в организации проведения повторного медицинского освидетельствования специалистами военно-врачебной комиссии Антоневича Е.В., признанного ограничено годным к военной службе, с целью определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе по призыву является законным, а потому суд не находит оснований к удовлетворению требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Антоневичу Е.В. к Военному комиссариату г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края об обжаловании действий должностного лица и понуждении к совершению действий, отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд в порядке подачи кассационной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья Л.В. Сисюра

-32300: transport error - HTTP status code was not 200