№2-1087(2011)



Дело 2-1087 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района Антоненко И.В., действующей на основании доверенности от 21.03.2011г. сроком до 31.12.2011г.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» о понуждении приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании провести мероприятия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» (далее по тексту МБУЗ «Ачинская ЦРБ») о понуждении приостановить выдачу листков нетрудоспособности, понуждении получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в структурных подразделениях (ФАПах) в с.Лапшиха, Тимонино Ачинского района в срок до 01.06.2011 года, мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «Ачинской ЦРБ» - фельдшерско-акушерских пунктах (далее по тексту ФАПы), находящихся на территории Лапшихинского сельсовета, а именно Лапшихинском, Тимонинском, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии надлежащих лицензий. Статьей 37.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, поэтому осуществление медицинской деятельности указанными структурными подразделениями МБУЗ «Ачинская ЦРБ» ФАПами по выдаче листков нетрудоспособности, находящимися на территории Лапшихинского сельсовета в отсутствие вышеуказанной лицензии, является незаконной, что тем самым нарушает права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, учредителем структурных подразделений МБУЗ «Ачинская ЦРБ» (ФАПов) по Ачинскому району являются администрация Ачинского района и сельские Советы района. Однако, администрациями Ачинского района, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», Лапшихинского сельсовета с 2008 года и по настоящее время конкретные действенные меры, направленные на получение необходимой лицензии на выдачу листков нетрудоспособности гражданам, не предпринимались. Из представленной администрацией Лапшихинского сельсовета информации видно, что выделение средств на лицензирование отдельных видов медицинской деятельности (выдача листков нетрудоспособности) отсутствует, в связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.3-5).

Определением суда от 09 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Ачинского района Красноярского края (л.д.1).

В судебном заседании представитель истца старший помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. уточнила часть требований и просила обязать администрацию Лапшихинского сельсовета провести мероприятия по подготовке ФАПов для получения МУЗ «ЦРБ» лицензии на осуществление медицинской деятельности включая экспертизу временной нетрудоспособности.

Представитель ответчика администрации Лапшихинского сельсовета Антоненко И.В., действующая на основании доверенности от 21.03.2011г. сроком до 31.12.2011г. (л.д.10,18), суду пояснила, что в соответствии со ст. 15 п. 1 п.п. 12 ФЗ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи относится к полномочиям муниципального района. 04.06.2008г. между муниципальным образованием г. Ачинска и Муниципальным образованием Ачинского района было заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи. Медицинскую помощь населению района оказывает МУЗ «ЦРБ», в состав данного учреждения входят структурные подразделения, не обладающие статусом юридического лица: Лашихинский ФАП и Тимонинский ФАП. 29.12.2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Лапшихинского сельского совета было заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения – это оплата работ и услуг учреждений здравоохранения, поступление и использование нефинансовых активов. Передача части полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Лапшихинского сельского совета, т.е. сельский совет проводит работы в рамках финансирования. В настоящее время решается вопрос о закрытии Тимонинского ФАПа. 21.03.2011 года МБУЗ «Ачинская ЦРБ» подготовлен сетевой график прохождения лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 года, в него включен и Тимонинский ФАП. Мероприятия по срокам, которые необходимы для того, чтобы пройти лицензирование, указаны в сетевом графике. Заявку на проведение лицензирования будет делать ЦРБ, т.к. они являются соискателями лицензии. Для проведения необходимых работ для подготовки ФАПов к лицензированию, необходимо время, до 01.06.2011 года – этого срока недостаточно, поэтому просит суд увеличить сроки проведения работ для лицензирования до 01.12.2011 года. Помещения, в которых расположены ФАПы фактически принадлежат Ачинскому району, право собственности на них в настоящее время оформляется. Также представила отзыв на иск, в которым по заявленным требованиям возражала по аналогичным основаниям (л.д.11-12).

Представитель третьего лица администрации Ачинского района, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.11), в судебное заседание не явился. Глава Администрации Ачинского района представил отзыв на иск, в котором по заявленным требованиям возражал по аналогичным основаниям, указав, что согласно Соглашению, заключенному 29.12.2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Лапшихинского сельсовета, произошла передача части полномочий сельсовету за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Лапшихинского сельсовета, в том числе, в задачи Администрации Лапшихинского сельсовета входит оплата работ и услуг, направленных на получение МБУЗ «ЦРБ» лицензии по месту нахождения ФАПа (л.д.14-16).

Представитель ответчика МБУЗ «Ачинская «Центральная районная больница», надлежаще извещенный о дате рассмотрения дела (л.д.11), в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений в суд не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов при их поступлении.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация оказания на территории муниципального района первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007г. № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» листок нетрудоспособности выдают следующие медицинские работники: лечащие врачи медицинских организаций государственной и муниципальной, и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации); фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций – в отдельных случаях, по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фельдшеры и зубные врачи). Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее – врачи, занимающиеся частной медицинской практикой). Лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения – по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Статьей 37.1 Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учреждениях физическими лицами, независимо от форм собственности организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися медицинской практикой, при наличии у них лицензий на медицинскую деятельность.

Согласно п.96 ч.1 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ, медицинская деятельность подлежит лицензированию. В силу п.1 ст.7 указанного Закона, вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно пунктам 11, 12 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, организация работы образовательных и медицинских учреждений относятся к вопросам муниципального района; Задачей органов местного самоуправления является создание на территории соответствующего муниципального образования необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе и для обеспечения медицинской деятельности. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

На основании абзацев второго и третьего части 4 статьи 15 Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

Как следует из материалов дела, 04 июня 2008 года между Муниципальным образованием г. Ачинска и Муниципальным образованием Ачинского района заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (л.д.16-17).

29 декабря 2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Лапшихинского сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий, срок соглашения действует с 01.01.2011г. по 31.12.2011г.

Согласно указанному Соглашению, Администрация района передает, Администрация поселения осуществляет часть полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения, а именно, оплата работ и услуг учреждений здравоохранения, прочие расходы; поступление и использование нефинансовых активов в части увеличения стоимости основных средств и увеличение стоимости прочих материальных запасов (п.п.1.1,1.2 Соглашения). Передача части полномочий по предмету настоящего Соглашения осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета Ачинского района в бюджет Лапшихинского сельсовета (п.2.1 Соглашения). Администрация Ачинского района перечисляет Администрации поселения финансовые средства в виде иных межбюджетных трансфертов, предназначенные для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий (п.3.1.1 Соглашения) (л.д.13-14,15).

Администрация Лапшихинского сельсовета является органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность на основании Устава (л.д.13).

Согласно Уставу МБУЗ «Ачинская ЦРБ» в состав учреждения входят обособленные структурные подразделения, не обладающие правами юридического лица, среди которых указаны: Лапшихинский ФАП и Тимонинский ФАП.

Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», в МБУЗ «Центральная районная больница» г.Ачинска.

Проведенной проверкой установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «ЦРБ» - фельдшерско-акушерских пунктах, находящихся на территории Лапшихинского сельского совета, а именно Лапшихинском и Тимонинском, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии лицензии. Таким образом, осуществление медицинской деятельности структурными подразделениями МБУЗ «ЦРБ», находящимися на территории Лапшихинского сельского совета, фельдшерско - акушерскими пунктами, а именно Лапшихинским и Тимонинским в отсутствие вышеуказанной лицензии является незаконным, что тем самым нарушает права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

Факт отсутствия лицензии у ФАПов на осуществление медицинской деятельности и выдачи гражданам листков нетрудоспособности нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривался представителями сторон. Таким образом, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», являющейся юридическим лицом, необходимо получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе включая экспертизу временной нетрудоспособности, структурным подразделениям – фельдшерско-акушерским пунктам – Лапшихинскому и Тимонинскому.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что для получения лицензии по ФАПам необходимо привести в соответствие с лицензионными требованиями помещения, принадлежащие Ачинскому району, в которых расположены ФАПы.

Согласно данным о финансировании, представленным Главой Лапшихинского сельсовета, в бюджете Лапшихинского сельсовета на 2011 года предусмотрены расходы по статьям на соблюдение лицензионных требований и условий фельдшерско-акушерских пунктов (Лапшихинский ФАП, Тимонинский ФАП), необходимых для получения лицензии на 2011 год в сумме 137 301 рубль (л.д.6-8).

В ходе судебного заседания было установлено, что стороной ответчика предпринимаются действия по проведению мероприятий для оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности вышеуказанным ФАПам. Администрацией Ачинского района заложено финансирование по прохождению лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году.

Согласно сетевому графику прохождения лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году, утвержденному главным врачом МБУЗ «Ачинская ЦРБ» и согласованному с Администрацией Ачинского района, срок получения лицензии на медицинскую деятельность для ФАПов установлен согласно следующему перечню: Лапшихинский ФАП– до 15.11.2011 года, Тимонинский ФАП – до 20.10.2011 года (л.д.21-23).

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, для проведения лицензирования ФАПов требуется значительное количество времени для того, чтобы получить соответствующие заключения, подготовить занимаемые помещения к обследованиям, в связи с чем, судом принимается решение об увеличении срока для проведения необходимых мероприятий по лицензированию.

Представителем ответчика Администрации Лапшихинского сельсовета в ходе рассмотрения дела пояснено, что в настоящее время решается вопрос о закрытии Тимонинского ФАПа, в подтверждение чего представлена копия письма Главы Администрации Ачинского района от 08.04.2011 года, адресованного главному врачу МБУЗ «Ачинская ЦРБ», в котором поставлен вопрос об исключении Тимонинского ФАПа из сетевого графика (л.д.17).

Вместе с тем, до настоящего времени вопрос о закрытии Тимонинского ФАПа не разрешен, данный ФАП включен в сетевой график, утвержденный на 2011 год, в связи с чем, медицинская деятельность Тимонинского ФАПа подлежит лицензированию.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает, что необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично, обязать МБУЗ «Ачинская ЦРБ» приостановить выдачу листков нетрудоспособности гражданам в ФАПах Лапшихинского сельсовета – Лапшихинском, Тимонинском ФАПах до получения лицензии на выдачу листков нетрудоспособности, обязать Администрацию Лапшихинского сельсовета Ачинского района провести мероприятия для получения лицензии МБУЗ «Ачинская ЦРБ» на осуществление медицинской деятельности, включая экспертизу временной нетрудоспособности в Лапшихинском, Тимонинском ФАПах в срок до 15 ноября 2011 года, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» приостановить выдачу листков нетрудоспособности гражданам в ФАПах Лапшихинского сельсовета – Лапшихинском, Тимонинском ФАПах до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Обязать Администрацию Лапшихинского сельсовета Ачинского района провести мероприятия для получения лицензии МБУЗ «Ачинская ЦРБ» на осуществление медицинской деятельности, включая экспертизу временной нетрудоспособности в Лапшихинском, Тимонинском ФАПах в срок до 15 ноября 2011 года, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200