№2-1089(2011)



Дело 2-1089 (2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П.,

с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,

представителя ответчика администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Барановского А.В.,

представителя третьего лица Администрации Ачинского района Антоненко И.В., действующей на основании доверенности от 28.01.2011г. сроком до 31.12.2011г.,

при секретаре Усковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» о понуждении приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании провести мероприятия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» (далее по тексту МБУЗ «Ачинская ЦРБ») о понуждении приостановить выдачу листков нетрудоспособности, понуждении получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в структурных подразделениях (ФАПах) в с.Каменка, с.Малый Улуй, п.Ключи Ачинского района в срок до 01.06.2011 года, мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «Ачинской ЦРБ» - фельдшерско-акушерские пункты (далее по тексту ФАПы), находящиеся на территории Ключинского сельсовета, а именно Ключинском, Каменском, М-Улуйском, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии надлежащих лицензий. Статьей 37.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, поэтому осуществление медицинской деятельности указанными структурными подразделениями МБУЗ «Ачинская ЦРБ» ФАПами по выдаче листков нетрудоспособности, находящимися на территории Ключинского сельсовета в отсутствие вышеуказанной лицензии, является незаконной, что тем самым нарушает права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, учредителем структурных подразделений МБУЗ «Ачинская ЦРБ» (ФАПов) по Ачинскому району являются администрация Ачинского района и сельские Советы района. Однако, администрациями Ачинского района, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», Ключинского сельсовета с 2008 года и по настоящее время конкретные действенные меры, направленные на получение необходимой лицензии на выдачу листков нетрудоспособности гражданам, не предпринимались. Из представленной администрацией Ключинского сельсовета информации видно, что выделение средств на лицензирование отдельных видов медицинской деятельности (выдача листков нетрудоспособности) отсутствует, в связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.2-4).

Определением суда от 09 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Ачинского района Красноярского края (л.д.1).

В судебном заседании представитель истца старший помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. уточнила часть требований и просила обязать администрацию Лапшихинского сельсовета провести мероприятия по подготовке ФАПов для получения МУЗ «ЦРБ» лицензии на осуществление медицинской деятельности включая экспертизу временной нетрудоспособности.

Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета Барановский А.В., действующий на основании Решения Избирательной комиссии муниципального образования Ключинский сельсовет Ачинского района от 19.03.2010г. (л.д.23,24), по заявленным исковым требованиям возражал в полном объеме, при этом суду пояснил, что администрация Ключинского сельсовета не имеет отношения к лицензированию медицинской деятельности ФАПов, поскольку сельсовет не является учредителем ФАПов. Между администрацией Ачинского района и администрацией Ключинского сельсовета 29 декабря 2010 года было заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения, по которому на Ключинский сельсовет возлагаются только полномочия по оплате работ и услуг учреждений здравоохранения, поступление и использование нефинансовых активов. Передача части полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Ключинского сельсовета. В рамках указанного Соглашения, Ключинский сельсовета несет расходы по вывозу ТБО, ремонту ФАПов. Для того, чтобы полностью заниматься обслуживание ФАПов, они должны принадлежать сельсовету. Считает, что Ачинский район должен надлежащим образом подготовить документы и обеспечить надлежащее финансирование для осуществления лицензирования ФАПов Ключинского сельсовета. К примеру, ФАП п.Ключи абсолютно не готов к таким мероприятиям, поскольку для получения лицензии по СанПИНам должны быть процедурный и прививочный кабинеты раздельными, в ФАПе такой кабинет только один, воды в ФАПе нет, септиков нет, построить возможности нет из-за отсутствия денег. С ФАПом в п.Каменка также есть проблема, не могут заключить договор аренды здания с его собственником-Министерством Обороны РФ, все упирается в размер арендной платы, с Министерством Обороны очень тяжело договориться. Здание там хорошее, проблема только с его арендой. Также представил отзыв на иск, в которым по заявленным требованиям возражал по аналогичным основаниям (л.д.12-13).

Представитель третьего лица администрации Ачинского района Антоненко И.В., действующая на основании доверенности от 28.01.2011г. сроком действия по 31.12.2011г. (л.д.33) суду пояснила, что 04.06.2008 года с муниципальным образованием г. Ачинска и Муниципальным образованием Ачинского района было заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи. Медицинскую помощь населению района оказывает МУЗ «ЦРБ», в состав данного учреждения входят структурные подразделения, не обладающие статусом юридического лица: Ключинский ФАП, Мало - Улуйский ФАП, Каменский ФАП. 29.12.2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Каменского сельского совета, в связи с изменением финансирования, было заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения – это оплата работ и услуг учреждений здравоохранения. Передача части полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Ключинского сельского совета, т.е.финансирование ФАПов осуществляется из средств муниципального района. Администрации сельсовета выделяются денежные средства на заключение договоров по оплате работ и услуг, связанных с выполнением лицензионных требований. Заключение договора на ТБО, транспортные расходы, коммуналка, текущий ремонт, эти расходы несет сельский совет. 21.03.2011 года был согласован сетевой график, где обозначено три ФАПа расположенных на территории Ключинского сельского совета: Ключинский ФАП, Мало - Улуйский ФАП, Каменский ФАП на территории войсковой части. Помещения, в которых расположены ФАПы, за исключением Каменского, фактически принадлежат Ачинскому району, право собственности на них в настоящее время оформляется. По Каменскому ФАПу будут сложности, т.к. он расположен на территории военного городка и принадлежит Министерству обороны, возможно ФАП оттуда уберут.

Глава Администрации Ачинского района представил отзыв на иск, в котором по заявленным требованиям возражал по аналогичным основаниям. (л.д.19-21).

Представитель ответчика МБУЗ «Ачинская «Центральная районная больница», надлежаще извещенный о дате рассмотрения дела (л.д.11), в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений в суд не представил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов при их поступлении.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация оказания на территории муниципального района первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007г. № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» листок нетрудоспособности выдают следующие медицинские работники: лечащие врачи медицинских организаций государственной и муниципальной, и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации); фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций – в отдельных случаях, по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фельдшеры и зубные врачи). Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее – врачи, занимающиеся частной медицинской практикой). Лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения – по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Статьей 37.1 Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учреждениях физическими лицами, независимо от форм собственности организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися медицинской практикой, при наличии у них лицензий на медицинскую деятельность.

Согласно п.96 ч.1 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ, медицинская деятельность подлежит лицензированию. В силу п.1 ст.7 указанного Закона, вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно пунктам 11, 12 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, организация работы образовательных и медицинских учреждений относятся к вопросам муниципального района; Задачей органов местного самоуправления является создание на территории соответствующего муниципального образования необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе и для обеспечения медицинской деятельности. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

На основании абзацев второго и третьего части 4 статьи 15 Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.

Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

Как следует из материалов дела, 04 июня 2008 года между Муниципальным образованием г. Ачинска и Муниципальным образованием Ачинского района заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (л.д.34-35).

29 декабря 2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Ключинского сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий, срок соглашения действует с 01.01.2011г. по 31.12.2011г.

Согласно указанному Соглашению, Администрация района передает, Администрация поселения осуществляет часть полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения, а именно, оплата работ и услуг учреждений здравоохранения, прочие расходы; поступление и использование нефинансовых активов в части увеличения стоимости основных средств и увеличение стоимости прочих материальных запасов (п.п.1.1,1.2 Соглашения). Передача части полномочий по предмету настоящего Соглашения осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета Ачинского района в бюджет Ключинского сельсовета (п.2.1 Соглашения). Администрация Ачинского района перечисляет Администрации поселения финансовые средства в виде иных межбюджетных трансфертов, предназначенные для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий (п.3.1.1 Соглашения) (л.д.14-16,17).

Администрация Ключинского сельсовета является органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность на основании Устава (л.д.14).

Постановлением Администрации Ачинского района от 23.03.2011г. МБУЗ «Ачинская ЦРБ» передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество для размещения фельдшерско-акушерских пунктов (л.д.22).

Согласно Уставу МБУЗ «Ачинская ЦРБ» в состав учреждения входят обособленные структурные подразделения, не обладающие правами юридического лица, среди которых указаны: Ключинский, М.Улуйский, Каменский ФАПы.

Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности», в МБУЗ «Центральная районная больница» г.Ачинска.

Проведенной проверкой установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «ЦРБ» - фельдшерско-акушерских пунктах, находящихся на территории Ключинского сельского Совета, а именно Ключинский, М.Улуйский, Каменский, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии лицензии. Таким образом, осуществление медицинской деятельности структурными подразделениями МБУЗ «ЦРБ», находящимися на территории Ключинского сельского Совета, фельдшерско - акушерскими пунктами, а именно Ключинским, М.Улуйским, Каменским в отсутствие вышеуказанной лицензии является незаконным, что тем самым нарушает права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

Факт отсутствия лицензии у ФАПов на осуществление медицинской деятельности и выдачи гражданам листков нетрудоспособности нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривался представителями сторон. Таким образом, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», являющейся юридическим лицом, необходимо получение лицензии структурным подразделениям – фельдшерско-акушерским пунктам – Ключинскому, М.Улуйскому, Каменскому.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что для получения лицензии по Ключинскому, М.Улуйскому, Каменскому ФАПам необходимо привести в соответствие с лицензионными требованиями помещения, принадлежащие Ачинскому району, в которых расположены ФАПы.

Согласно данным о финансировании, представленным Главой Ключинского сельсовета, на 2011 год запланировано финансирование выполнения мероприятий по соблюдения лицензионных требований по Ключинскому, М.Улуйскому, Каменскому ФАПам на сумму 346492 рублей (л.д.6).

В ходе судебного заседания было установлено, что стороной ответчика предпринимаются действия по проведению мероприятий для оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности вышеуказанным ФАПам. Администрацией Ачинского района заложено финансирование по прохождению лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году.

Согласно сетевому графику прохождения лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году утвержденному главным врачом МБУЗ «Ачинская ЦРБ» и согласованному с Администрацией Ачинского района следует, что срок получения лицензии на медицинскую деятельность для ФАПов установлен согласно следующему перечню: Ключинский ФАП– 15.11.2011г., М.Улуйский ФАП - 15.10.2011г., Каменский ФАП – не решен вопрос о передаче здания больницы в аренду Ключинскому сельсовету, до решения вопроса о собственности (аренде здания) возможно проведение сан-эпид.экспертизы и получение сан-эпид.заключения (л.д.30-32).

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, для проведения лицензирования ФАПов требуется значительное количество времени для того, чтобы получить соответствующие заключения, подготовить занимаемые помещения к обследованиям, решить вопрос о передаче здания в аренду Ключинскому сельсовету для размещения Каменского ФАПа, в связи с чем, судом принимается решение об увеличении срока для проведения необходимых мероприятий по лицензированию.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает, что необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично, обязать МБУЗ «Ачинская ЦРБ» приостановить выдачу листков нетрудоспособности гражданам в ФАПах Ключинского сельсовета - Ключинском, М.Улуйском, Каменском ФАПах до получения лицензии на выдачу листков нетрудоспособности, обязать Администрацию Ключинского сельсовета Ачинского района провести мероприятия для получения лицензии МБУЗ «Ачинская ЦРБ» на осуществление медицинской деятельности, включая экспертизу временной нетрудоспособности в Ключинском, Каменском ФАПах в срок до 15 ноября 2011 года, в Мало-Улуйском ФАпе в срок до 15 октября 2011 года, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» приостановить выдачу листков нетрудоспособности гражданам в ФАПах Ключинского сельсовета - Ключинском, Мало-Улуйском, Каменском ФАПах до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Обязать Администрацию Ключинского сельсовета Ачинского района провести мероприятия для получения лицензии МБУЗ «Ачинская ЦРБ» на осуществление медицинской деятельности, включая экспертизу временной нетрудоспособности в Ключинском, Каменском ФАПах в срок до 15 ноября 2011 года, в Мало-Улуйском ФАпе в срок до 15 октября 2011 года, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200