Дело 2-1088 (2011)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
08 апреля 2011 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
с участием представителя истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Филипповой Л.Я.,
представителя ответчика администрации Преображенского сельсовета Ачинского района Антоненко И.В., действующей на основании доверенности от 07.04.2011г. сроком до 31.12.2011г.,
ответчика в лице Главы Администрации Преображенского сельсовета Кривова Н.П.(л.д.28),
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Преображенского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» о понуждении приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании провести мероприятия для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Преображенского сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» (далее по тексту МБУЗ «Ачинская ЦРБ») о понуждении приостановить выдачу листков нетрудоспособности, понуждении получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в структурных подразделениях (ФАПах) в с. Преображенка, д.Игинка, с.Большая Салырь Ачинского района в срок до 01.06.2011 года, мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «Ачинской ЦРБ» - фельдшерско-акушерских пунктах (далее по тексту ФАПы), находящихся на территории Преображенского сельсовета, а именно Преображенском, Игинском, Б-Салырском, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии надлежащих лицензий. Статьей 37.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, поэтому осуществление медицинской деятельности указанными структурными подразделениями МБУЗ «Ачинская ЦРБ» ФАПами по выдаче листков нетрудоспособности, находящимися на территории Преображенского сельсовета в отсутствие вышеуказанной лицензии, является незаконной, что тем самым нарушает права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, учредителем структурных подразделений МБУЗ «Ачинская ЦРБ» (ФАПов) по Ачинскому району являются администрация Ачинского района и сельские Советы района. Однако, администрациями Ачинского района, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», Преображенского сельсовета с 2008 года и по настоящее время конкретные действенные меры, направленные на получение необходимой лицензии на выдачу листков нетрудоспособности гражданам, не предпринимались. Из представленной администрацией Преображенского сельсовета информации видно, что выделение средств на лицензирование отдельных видов медицинской деятельности (выдача листков нетрудоспособности) отсутствует, в связи с чем, Ачинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, с вышеуказанным исковым заявлением (л.д.2-4).
Определением суда от 09 марта 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Ачинского района Красноярского края (л.д.1).
В судебном заседании представитель истца старший помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. уточнила часть требований и просила обязать администрацию Лапшихинского сельсовета провести мероприятия по подготовке ФАПов для получения МУЗ «ЦРБ» лицензии на осуществление медицинской деятельности включая экспертизу временной нетрудоспособности.
Представитель ответчика администрации Преображенского сельсовета Антоненко И.В., действующая на основании доверенности от 07.04.2011г. сроком до 31.12.2011г. (л.д.17,28), в судебном заседании по заявленным исковым требованиям возражала, при этом суду пояснила, что медицинская помощь населению Ачинского района оказывается МБУЗ «ЦРБ», в состав данного учреждения входят структурные подразделения, не обладающие статусом юридического лица: Игинский ФАП, Преображенский ФАП и Больше - Салырский ФАП, все они функционируют. 29.12.2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Преображенского сельского совета было заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения – это оплата работ и услуг учреждений здравоохранения, поступление и использование нефинансовых активов. Передача части полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Преображенского сельского совета, т.е. сельский совет проводит работы в рамках бюджета, предоставленного Ачинским районом в части содержания ФАПов. Помещения, в которых расположены ФАПы фактически принадлежат Ачинскому району, право собственности на них в настоящее время оформляется. С 2008 года ведутся работы по лицензированию ФАПов, выделяются денежные средства, периодически проводится санитарно - эпидемиологическая экспертиза ФАПов с целью пучения лицензии, все замечания устраняются. Есть трудности с площадью зданий ФАПов, поскольку площади не соответствуют требуемым нормам. Сроки по каждому ФАПУ разные, Преображенский ФАП - подготовка к лицензированию до 15.11.2011, Игинский ФАП - до 01.09.2011 г., Больше – Салырский ФАП - до 25.09.2011 г. Сроки являются ориентировочными и могут корректироваться, поэтому просила это учесть при вынесении решения, предоставить срок для подготовки ФАПов к лицензированию до 15.11.2011 года.
Глава Администрации Преображенского сельского совета Ачинского района Кривов Н.П. (л.д.28) в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Представил отзыв на иск, в котором против удовлетворения исковых требований возражал по аналогичным основаниям, указав, что в срок до 01.06.2011 года по требованию прокурора провести необходимые мероприятия и получить МБУЗ «ЦРБ» лицензии на осуществление медицинской деятельности фельдшерско-акушерским пунктам не представляется возможным (л.д.15-16).
Представитель третьего лица администрации Ачинского района, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела (л.д.10), в судебное заседание не явился. Глава Администрации Ачинского района представил отзыв на иск, в котором по заявленным требованиям возражал по аналогичным основаниям, указав, что согласно Соглашению, заключенному 29.12.2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Преображенского сельсовета, произошла передача части полномочий сельсовету за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Ачинского района в бюджет Преображенского сельсовета, в том числе, в задачи Администрации Преображенского сельсовета входит оплата работ и услуг, направленных на получение МБУЗ «ЦРБ» лицензии по месту нахождения ФАПа, а также заключение договоров на выполнение работ и оказание услуг в пределах финансирования на 2011 год (л.д.12-14).
Представитель ответчика МБУЗ «Ачинская «Центральная районная больница», надлежаще извещенный о дате рассмотрения дела (л.д.10), в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений в суд не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов при их поступлении.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация оказания на территории муниципального района первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В соответствии с п. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007г. № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» листок нетрудоспособности выдают следующие медицинские работники: лечащие врачи медицинских организаций государственной и муниципальной, и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации); фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций – в отдельных случаях, по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фельдшеры и зубные врачи). Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее – врачи, занимающиеся частной медицинской практикой). Лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения – по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Статьей 37.1 Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учреждениях физическими лицами, независимо от форм собственности организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися медицинской практикой, при наличии у них лицензий на медицинскую деятельность.
Согласно п.96 ч.1 ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ, медицинская деятельность подлежит лицензированию. В силу п.1 ст.7 указанного Закона, вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно пунктам 11, 12 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, организация работы образовательных и медицинских учреждений относятся к вопросам муниципального района; Задачей органов местного самоуправления является создание на территории соответствующего муниципального образования необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе и для обеспечения медицинской деятельности. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.
На основании абзацев второго и третьего части 4 статьи 15 Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Согласно статье 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела, 04 июня 2008 года между Муниципальным образованием г. Ачинска и Муниципальным образованием Ачинского района заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (л.д.24-25).
29 декабря 2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Преображенского сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий, срок соглашения действует с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. Согласно указанному Соглашению, Администрация района передает, Администрация поселения осуществляет часть полномочий по решению вопросов местного значения в сфере здравоохранения, а именно, оплата работ и услуг учреждений здравоохранения, прочие расходы; поступление и использование нефинансовых активов в части увеличения стоимости основных средств и увеличение стоимости прочих материальных запасов (п.п.1.1,1.2 Соглашения). Передача части полномочий по предмету настоящего Соглашения осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета Ачинского района в бюджет Преображенского сельсовета (п.2.1 Соглашения). Администрация Ачинского района перечисляет Администрации поселения финансовые средства в виде иных межбюджетных трансфертов, предназначенные для исполнения переданных по настоящему Соглашению полномочий (п.3.1.1 Соглашения) (л.д.26-27).
Администрация Преображенского сельсовета является органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность на основании Устава (л.д.26).
Согласно Уставу МБУЗ «Ачинская ЦРБ» в состав учреждения входят обособленные структурные подразделения, не обладающие правами юридического лица, среди которых указаны: Преображенский ФАП, Игинский ФАП, Большесалырский ФАП.
Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере здравоохранения «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» в МБУЗ «Центральная районная больница» г.Ачинска.
Проведенной проверкой установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «ЦРБ» - фельдшерско-акушерских пунктах, находящихся на территории Преображенского сельского совета, а именно в Преображенском, Игинском и Большесалырском ФАПах, листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии лицензии. Таким образом, осуществление медицинской деятельности структурными подразделениями МБУЗ «ЦРБ», находящимися на территории Преображенского сельского совета, фельдшерско - акушерскими пунктами, а именно Преображенским, Игинским и Большесалырским в отсутствие вышеуказанной лицензии является незаконным, что тем самым нарушает права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.
Факт отсутствия лицензии у ФАПов на осуществление медицинской деятельности и выдачи гражданам листков нетрудоспособности нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и не оспаривался представителями сторон. Таким образом, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», являющейся юридическим лицом, необходимо получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе включая экспертизу временной нетрудоспособности, структурным подразделениям – фельдшерско-акушерским пунктам – Преображенскому, Игинскому и Большесалырскому.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что для получения лицензии по ФАПам необходимо привести в соответствие с лицензионными требованиями помещения, принадлежащие Ачинскому району, в которых расположены ФАПы.
Согласно данным о финансировании, представленным Главой Преображенского сельсовета, в бюджете Преображенского сельсовета на 2011 год предусмотрены расходы по статьям на соблюдение лицензионных требований и условий фельдшерско-акушерских пунктов (Преображенский ФАП, Игинский ФАП и Большесалырский ФАП), необходимых для получения лицензии на 2011 год в сумме 297 269 рублей (л.д.5-6).
В ходе судебного заседания было установлено, что стороной ответчика предпринимаются действия по проведению мероприятий для оформления лицензии на осуществление медицинской деятельности вышеуказанным ФАПам. Администрацией Ачинского района заложено финансирование по прохождению лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году.
Согласно сетевому графику прохождения лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году, утвержденному главным врачом МБУЗ «Ачинская ЦРБ» и согласованному с Администрацией Ачинского района, срок получения лицензии на медицинскую деятельность для ФАПов установлен согласно следующему перечню: Преображенский ФАП– до 15.11.2011 года, Игинский ФАП – до 30.08.2011 года, Большесалырский ФАП – до 15.11.2011 года (л.д.18-20).
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, для проведения лицензирования ФАПов требуется значительное количество времени для того, чтобы получить соответствующие заключения, подготовить занимаемые помещения к обследованиям, в связи с чем, судом принимается решение об увеличении срока для проведения необходимых мероприятий по лицензированию.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает, необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично, обязать МБУЗ «Ачинская ЦРБ» приостановить выдачу листков нетрудоспособности гражданам в ФАПах Преображенского сельсовета – Преображенском, Игинском и Большесалырском ФАПах до получения лицензии на выдачу листков нетрудоспособности, обязать Администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района провести мероприятия для получения лицензии МБУЗ «Ачинская ЦРБ» на осуществление медицинской деятельности, включая экспертизу временной нетрудоспособности в Преображенском, Большесалырском ФАПах в срок до 15 ноября 2011 года, в Игинском ФАПе – в срок до 01.09.2011 года, в удовлетворении остальной части иска отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» приостановить выдачу листков нетрудоспособности гражданам в ФАПах Преображенского сельсовета – Преображенском, Игинском и Большесалырском ФАПах до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Обязать Администрацию Преображенского сельсовета Ачинского района провести мероприятия для получения лицензии МБУЗ «Ачинская ЦРБ» на осуществление медицинской деятельности, включая экспертизу временной нетрудоспособности в Преображенском и Большесалырском ФАПах в срок до 15 ноября 2011 года, в Игинском ФАПе – в срок до 01.09.2011 года, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская