2-10222011



Дело № 2-1022 (2011)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 года г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

с участием представителя истца Филипповой Л.Я.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора к Администрации Горного сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница», Администрации Ачинского района об обязании приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности в структурных подразделениях, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Горного сельсовета Ачинского района, Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» (далее по тексту МБУЗ «Ачинская ЦРБ») об обязании приостановить выдачу листков нетрудоспособности, обязании получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности в структурных подразделениях до 01.06.2011 г., мотивируя тем, что в ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в структурных подразделениях МБУЗ «Ачинской ЦРБ» - фельдшерско-акушерские пункты (далее по тексту ФАПы), находящиеся на территории Горного сельсовета, а именно в п. Горный, п. Орловка листки нетрудоспособности гражданам выдаются в отсутствии надлежащих лицензий. Статьей 37.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, поэтому осуществление медицинской деятельности указанными структурными подразделениями МБУЗ «Ачинская ЦРБ» ФАПами по выдаче листков нетрудоспособности, находящимися на территории Горного сельсовета в отсутствие вышеуказанной лицензии, является незаконной. Кроме того, учредителем структурных подразделений МБУЗ «Ачинская ЦРБ» (ФАПов) по Ачинскому району являются администрация Ачинского района и сельские Советы района. Однако, администрации Ачинского района, МБУЗ «Ачинская ЦРБ», Горного сельсовета с 2008 года и по настоящее время конкретные действенные меры, направленные на получение необходимой лицензии на выдачу листков нетрудоспособности гражданам, не принимались. Из представленной администрацией Горного сельсовета информации видно, что выделение средств на лицензирование отдельных видов медицинской деятельности (выдача листков нетрудоспособности) отсутствует (л.д.2-4).

Определением суда от 29.03.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Ачинского района (л.д.12).

В судебном заседании представитель истца старший помощник Ачинского межрайонного прокурора Филиппова Л.Я. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, при этом суду дополнительно пояснила, что перечисленные в исковом заявлении ФАПы и медицинские учреждения выдавали больничные листы не имея лицензии, поэтому и был поставлен вопрос о приостановлении их деятельности и лицензировании деятельности на выдачу листов нетрудоспособности. Получателем лицензии является МБУЗ «Ачинская ЦРБ», однако содержанием ФАПов, которые находятся на территории администрации сельсоветов, занимаются на выделяемые из бюджета средства сельсоветы. Проверка была проведена более месяца назад, однако ответчиками не было предпринято каких-то действий по устранению выявленных нарушений, в связи с этим, были поданы исковые заявления в суд.

Представители ответчика администрации Горного сельсовета, надлежащим образом извещенный о дне слушания дела, в зал суда не явился. В поступившем заявлении представитель ответчика И.В. Антоненко, действующая по доверенности от 07.04.2011 г. (л.д.72), дело просит рассмотреть в ее отсутствие. Ранее участвуя в судебном заседании 18.04.2011 г. и в представленном письменном отзыве представитель ответчика против исковых требований возражала, при этом суду пояснила, что ФАПы находятся на территории муниципального образования, осуществляют свою деятельность, однако сельсовет не является их учредителем, лишь организует содержание территории и здания ФАПов в тех рамках, который им финансирует администрация Ачинского района в соответствии с соглашением о межмуниципальном сотрудничестве. Организацией и осуществлением медицинской деятельности ФАПов занимается МБУЗ «Ачинская ЦРБ», и как медицинское учреждение обязано получать лицензию должно МБУЗ «Ачинская ЦРБ», все ФАПы будут проходить лицензирование, но для этого необходим больший срок, который просят увеличить до ноября 2011 года (л.д.14-15).

Представитель ответчика МБУЗ «Ачинская ЦРБ», извещенный о слушании дела, в зал суда не явился. В заявлении представитель ответчика Чекина Т.В., действующая на основании доверенности № 02 от 28.01.2011г. сроком действия на 1 год (л.д.48), дело просит рассмотреть в ее отсутствие, в судебном заседании 18.04.2011 г. частично возражала по заявленным исковым требованиям в части приостановлении выдачи листков нетрудоспособности и требуемых прокурором сроков получения лицензии, при этом пояснила, что МБУЗ «Ачинская ЦРБ» является юридическим лицом и имеет структурные подразделения – ФАПы больницы в населенных пунктах Ачинского района, в том числе на территории, относящейся к Горному сельсовету, следить за их деятельностью и получать лицензии это обязанность МБУЗ «АЦРБ». Лицензии на виды деятельности у ЦРБ имеются, однако на деятельность указанных ФАПов по выдаче листков нетрудоспособности лицензии не получены. Администрация Ачинского района и администрации сельсоветов оказывают помощь в лицензировании, составлен сетевой график, который определяет сроки получения лицензий по конкретным подразделениям. Согласно журналу выдачи листки нетрудоспособности в 2011 году на эти подразделения не выдавались, оставшиеся с прошлого года листки возвращены в АЦРБ, поэтому приостанавливать их деятельность в этом нет необходимости, граждане приезжают в МБУЗ «Ачинская ЦРБ» и получат листки. У самой МБУЗ «Ачинская ЦРБ» имеется лицензия на выдачу листков нетрудоспособности. Требование о проведении лицензирования заявлено обоснованно, поскольку лицензий у них действительно нет. Согласно сетевому графику не ранее ноября 2011 года будут получены лицензии на экспертизу временной нетрудоспособности, поэтому просит определить такой срок исполнения.

Представитель ответчика администрации Ачинского района, уведомленный о дне слушания дела, в зал суда не явился. В поступившем письменном отзыве Глава Администрации Ачинского района Ю.С. Сидоров по заявленным исковым требованиям возражал, поскольку в соответствии с требованиями ФЗ № 131 оказание медицинской помощи относится к предмету ведения администрации района. Между администрацией Ачинского района и администрацией г. Ачинска было заключено соглашение об оказании медицинской помощи. Администрация Ачинского района взяла на себя расходы по возмещению расходов об оказании медицинской помощи жителям Ачинского района. МБУЗ «Ачинская ЦРБ» является некоммерческой организацией и в ее структуру входят ФАПы, в том числе в п. Горный и п. Орловка. С Администрацией Горного сельсовета заключалось соглашение о передаче полномочий в части организации оказания медицинской помощи на территории сельсовета. Администрации сельсоветов получали денежные средства на оплату работ, услуг в виде трансфертов. С 2011 г. администрация Ачинского района направляла трансферты в администрацию сельсовета, осуществляя оплату за ЖКУ, на ремонт и все, что связано с работой ФАПов и больниц. Таким образом, Администрацией района выполняет обязательства по финансированию ФАПов. В Постановлении Правительства РФ говорится о том, что соискателем лицензии на оказание видов медицинских услуг является МБУЗ «Ачинская ЦРБ», оно получило лицензию, где отражено, что место оказания медицинских услуг – это место нахождения ФАПа на территории сельсовета, администрация сельсовета не является получателем лицензии и нет оснований на них возлагать такую обязанность. В настоящее время составлен сетевой график по каждому ФАПу и больнице, где определены сроки на сентябрь, октябрь, ноябрь 2011 года и каждый лечебное учреждение получит лицензию (л.д.17-19).

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов при их поступлении.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.04.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация оказания на территории муниципального района первичной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007г. № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» листок нетрудоспособности выдают следующие медицинские работники: лечащие врачи медицинских организаций государственной и муниципальной, и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации); фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций – в отдельных случаях, по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – фельдшеры и зубные врачи). Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности (далее – врачи, занимающиеся частной медицинской практикой). Лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности. Лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения – по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Статьей 37.1 Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учреждениях физическими лицами, независимо от форм собственности организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися медицинской практикой, при наличии у них лицензий на медицинскую деятельность.

Как следует из материалов дела, 04 июня 2008 года между Муниципальным образованием г. Ачинска и Муниципальным образованием Ачинского района заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве в области организации оказания населению Ачинского района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (л.д. 24-25).

29 декабря 2010 года между Администрацией Ачинского района и Администрацией Горного сельсовета заключено соглашение о передаче части полномочий, срок соглашения действует с 01.01.2011г. по 31.12.2011г. (л.д. 49-51).

Администрация Горного сельсовета является органом местного самоуправления и осуществляет свою деятельность на основании Устава.

Согласно Уставу МБУЗ «Ачинская ЦРБ» в состав учреждения входят обособленные структурные подразделения, не обладающие правами юридического лица, среди которых указаны: Горный фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), Орловский ФАП (л.д.27-37).

На основании приказа Министерства здравоохранения Красноярского края № 63-орг от 17.02.2010г. утвержден список фельдшеров и зубных врачей медицинских организаций края, которым предоставляется право выдачи листков нетрудоспособности в 2010 году, среди которых указаны Горный ФАП, Орловский ФАП (л.д. 52-54), на 2011г. данный приказ Министерством не издавался.

Как установлено в суде, листки нетрудоспособности выдавались ФАПами в 2010 году и к началу 2011 года были сданы в МБУЗ «Ачинская ЦРБ», следовательно, в 2011 году деятельность по выдаче листков нетрудоспособности не осуществлялась, что подтверждается выпиской из книги распределения бланков листков нетрудоспособности медицинской организации, в связи с чем, оснований для приостановления деятельности структурных подразделений МБУЗ «Ачинская ЦРБ» по этому виду деятельности, суд полагает, не имеется.

В ходе судебного заседания было установлено, что стороной ответчика предпринимаются действия по оформлению лицензии на осуществление медицинской деятельности. Так, согласно представленному Администрацией Горного сельсовета перечню, данным ответчиком заключен ряд договоров на выполнение работ и услуг, необходимых для проведения лицензирования ФАПов п. Горный и д. Орловка, в том числе по техническому обслуживанию изделий медицинской техники, по санитарно-микробиологическим исследованиям, по дератизации, аренде нежилого помещения и др. Также органами местного самоуправления проводится текущая работа по соблюдению лицензионных требований и условий в ФАПах Горного сельсовета в пределах выделенного финансирования (л.д.10,75).

22.04.2011 г. МБУЗ «АЦРБ» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю подано заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответчики требованиям санитарного законодательства на медицинскую деятельность Орловского ФАПа.

Согласно сетевому графику прохождения лицензирования ЛПУ Ачинского района в 2011 году следует, что срок получения лицензии на медицинскую деятельность для ФАПов установлен согласно следующему перечню: Горный ФАП – 15.10.2011г., Орловский ФАП – 20.10.2011г. (л.д. 20-23).

Однако, для проведения лицензирования ФАПов требуется значительное количество времени для того, чтобы получить соответствующие заключения, подготовить занимаемые помещения к обследованиям, именно поэтому, судом принимаются во внимание заявления представителей ответчиков об увеличении срока для лицензирования.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает, что необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично, обязать МБУЗ «Ачинская ЦРБ» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности структурными подразделениями МБУЗ «Ачинская ЦРБ», определив срок для получения лицензии до 01 декабря 2011 года, в удовлетворении остальной части иска отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская центральная районная больница» получить лицензию на осуществление медицинской деятельности экспертизы временной нетрудоспособности структурными подразделениями Горным фельдшерско-акушерским пунктом, Орловским фельдшерско-акушерским пунктом в срок до 01 декабря 2011 года, в остальной части иска отказать.

Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано в Ачинский городской суд в течение 7 дней с момента его получения.

Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Федеральный судья Н.А. Дорофеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200