Р Е Ш Е Н И Е №2- 1872 (11)
Именем Российской Федерации
17 мая 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Т.Н. Настенко,
С участием: помощника Ачинского межрайонного прокурора Голубковой Ю.А.,
представителя ответчика Нашивочниковой Т.А., действующей по доверенности от 22.12.2010 года (л.д.45),
при секретаре Загребельной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО Компания «Арта» об обязывании согласования перечня профессий для определения контингента лиц, подлежащих профилактическим осмотрам,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО Компания «Арта» об обязывании согласования перечня профессий для определения контингента лиц, подлежащих профилактическим осмотрам, приведении в соответствие с трудовым законодательством размера оплаты труда работников, мотивируя тем, что в результате проверки соблюдения требований трудового законодательства в ООО «АРТА» установлено, что в нарушение требований ст.133.1 ТК РФ, «Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Красноярском крае» в штатном расписании, утвержденному 01.04.2011 г., менеджеру по работе со СМИ, дневным лаборантам, укладчикам, уборщикам производственных помещений, оператором котельной, дворникам, медработнику предрейсовых медицинских осмотров, операторам мойки автоцистерн установлен размер оплаты труда, не соответствующий требованиям действующего трудового законодательства. Кроме того, в нарушение ст.213 ТК РФ, п.7 Приложения №3 «Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 г. №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительный и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения этих осмотров (обследований)», ст.34 Закона РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии» работодателем не согласован контингент лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (л.д.2-5).
В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Голубкова Ю.А. поддержала исковые требования частично, просила обязать ООО Компания «Арта» согласовать с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека перечень профессий для определения контингента лиц, подлежащих профилактическим осмотрам. В части заявленных требований о приведения в соответствие с трудовым законодательством размера оплаты труда работников, прокурором подано заявление о прекращении производства по делу, в связи с тем, что до начала судебного разбирательства размер оплаты труда работников приведен в соответствие с трудовым законодательством (л.д.98), в связи с чем, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель ответчика ООО Компания «Арта» Нашивочникова Т.А.по исковым требованиям возражала, суду пояснила, что последний раз согласование списка должностей работников подлежащих обязательному периодическому медицинскому осмотру проводилось в 2005 году, и поскольку, предусмотренные на предприятии должности не изменялись, указанным списком руководствуются до настоящего времени и ежегодно проводятся периодические медицинские осмотры работников в НУЗ «Отделенческая поликлиника на станции Ачински ОАО «РЖД», с которой заключен договор. В настоящее время для согласования списков работников необходимо проведение санитарно- эпидемиологической экспертизы технологического процесса в ООО Компания «Арта», которая еще не завершена, поэтому списки не согласованы.
Представитель третьего лица ТО в г.Ачинске УФСН в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Красноярскому краю в суд не явился, извещен, в поступившем отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, указав, что согласно п.3.3 Порядка проведения осмотров (обследований) утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. №83 (ред.16.05.2005 г) частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. Согласно п.7 Порядка работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, который согласовывается с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (л.д. 94,96 ).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Частью 1 статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено - в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Порядок прохождения медицинских осмотров регламентирован Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».
В соответствии с вышеуказанным Приказом работодатель разрабатывает и утверждает контингент профессий и поименный список лиц предприятия (организации), подлежащих предварительному и периодическому медицинским осмотрам, которые согласовываются с органами Роспотребнадзора (п. 7 Приказа).
Согласно о п.3.3 Порядка проведения осмотров (обследований), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. №83 (ред.16.05.2005 г) частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Направление от работодателя (при предварительном осмотре) либо поименный список лиц (при периодическом осмотре) с указанием вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами представляются в медицинскую организацию, которая проводит предварительный/периодический медицинский осмотр с учетом специфики предстоящих (при предварительном осмотре) либо действующих (при периодическом осмотре) производственных факторов (п.п. 8,9, 10 Приказа).
Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (обследования), как предварительного, так и периодического, вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) (п. 11.1 Приказа).
Из материалов дела следует, что ООО Компания «Арта» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с 30.01.1998 года (л.д.7-8). Согласно Уставу основным видом деятельности является производство обработанного жидкого молока, безалкогольных напитков, фруктовых и овощных соков, кисло- молочной продукции и пр. (л.д.11).
Ачинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения трудового законодательства в ООО «Компания Арта» и установлено, что работодателем не согласован контингент лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Перечень профессий для определения контингента лиц, подлежащих профилактическим осмотрам на 2005 год был согласован с Филиалом ГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Красноярского края в г.Ачинска 31 мая 2005 года и утвержден генеральным директором ООО Компания «Арта» (л.д.29-41), который не является поименным, поскольку в нем указаны профессии и должности работников, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании. Указанным перечнем ответчик руководствуется до настоящего времени, при этом из его содержания не усматривается возможность его применения в последующие годы.
Согласно представленным документам, 11.05.2011 года ООО Компания «Арта» обратилось в «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» с заявлением о проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы технологического процесса для последующей подготовки перечня контингентов лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, что также подтверждает факт отсутствия на предприятии согласованного в установленном законом порядке с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека перечня профессий для определения контингента лиц, подлежащим профилактическим осмотрам.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора обоснованными и подлещами удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО Компания «Арта» согласовать Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека перечень профессий для определения контингента лиц, подлежащих профилактическим осмотрам.
Взыскать с ООО Компания «Арта» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинск Красноярского края госпошлину в сумме 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.Н. Настенко