Дело № 2-1443(2011)
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2011 года г.Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего федерального судьи Матушевской Е.П.,
с участием представителя ответчика Комаренко А.В., действующего на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бирилюсского района в интересах инвалида Лукиной Н.М. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 о признании незаконным бездействия по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бирилюсского района обратился в суд в интересах инвалида Лукиной Н.М. с исковым заявлением к Государственному учреждению – Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Филиал № 8 (далее ГУ КРО Фонд социального страхования РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, об обязывании обеспечить инвалида Лукину Н.М. техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски с ручным управлением (прогулочной и комнатной). Исковые требования мотивированы тем, что Лукина Н.М. на основании справки МСЭ является инвалидом, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации: кресле-коляске комнатной с ручным управлением и кресле-коляске прогулочной с ручным управлением. 16 ноября 2010 года Лукина Н.М. обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен. Лукина Н.М. обратилась в прокуратуру Бирилюсского района с заявлением о необходимости подачи в ее интересах иска по вопросу не обеспечения техническими средствами реабилитации, на основании чего прокурор обратился с вышеназванным заявлением в суд (л.д. 2-4).
В судебное заседание процессуальный истец – зам. прокурора Бирилюсского района, извещенный о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, в поступившем 27.04.2011г. ходатайстве просит дело рассмотреть без участия представителя прокуратуры Бирилюсского района, заявленные исковые требования поддерживает, просит иск удовлетворить в полном объеме (л.д. 31).
Истица Лукина Н.М., извещенная о дате судебного заседания, не явилась, согласно имеющегося в деле заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствии (л.д. 18).
Представитель ответчика ГУ КРО Фонд социального страхования РФ Комаренко А.В., действующий на основании доверенности от 16 декабря 2010г. сроком по 31 декабря 2011г. (л.д.24) в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал в полном объеме, пояснив, что направления на получение технических средств реабилитации непосредственно Лукиной Н.М. Фондом не были выданы, направление было выдано в 2010 году организации, изготавливающей коляски, т.е. фактически свои обязанности перед инвалидом Фонд выполнил, однако коляски поставлены инвалиду не были. Срок действия направлений – до 31.12.2010 года. В 2011 году денежные средства не выделялись. При их выделении будут заключаться контракты и уже после этого будут выдаваться направления и будет осуществляться поставка. Представитель ответчика представил суду в качестве образца Государственный контракт на поставку инвалидам кресел – колясок, заключенный между ГУ КРО Фондом социального страхования РФ и ООО «Производственно-реабилитационное предприятие «ИнваКРОСС», согласно условиям которого обязанность по поставке технических средств реабилитации непосредственно Получателям (инвалидам) возложена на поставщика, пояснив при этом, что аналогичные условия содержатся и в других Государственных контрактах, заключенных с поставщиками технических средств реабилитации.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Бирилюсского района, заявленные в интересах инвалида первой группы Лукиной Н.М. следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч. 1 ст. 6.2, ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", раздел III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328), а также техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В данном Перечне указаны следующие реабилитационные меры: технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации.
Как установлено по делу, Лукина Н.М. на основании справки МСЭ является инвалидом, что не оспорено представителем ответчика.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 14 октября 2010 года Лукина Н.М. нуждается в технических средствах реабилитации кресле-коляске с ручным управлением (комнатной и прогулочной) (л.д. 6-7).
Истица Лукина Н.М. согласно вышеуказанной индивидуальной программе реабилитации получила с 14 октября 2010 года право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации, в том числе и креслами-колясками. С этой целью Лукина Н.М. 16 ноября 2010 года обратилась в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации за обеспечением техническими средствами реабилитации (л.д. 8). Согласно уведомлению от 16 ноября 2010 года документы, поданные истицей, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации (л.д. 9).
29 ноября 2010 года ЗАО «Владимирский завод специального оборудования» были выданы направления на изготовление и получение технических средств реабилитации – кресла - коляски комнатной, с ручным приводом и кресла - коляски прогулочной, с ручным приводом со сроком действия направлений до 31 декабря 2010 года (л.д. 10-11), однако фактически Лукина Н.М. вышеуказанными средствами технической реабилитации до настоящего времени не обеспечена. Направление в 2011 году выдано не было.
Непредставление Лукиной Н.М. технических средств реабилитации не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза здоровью.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика об отсутствии финансирования. При разрешении настоящего спора не имеет правового значения, в какой мере и по какой причине те или иные федеральные либо областные государственные или муниципальные органы исполнительной власти не исполнили своих обязанностей по реализации вышеуказанного закона в рамках переданных им государственных полномочий Российской Федерации.
Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что по условиям контракта именно поставщик осуществляет поставку изделий непосредственно инвалиду, не исключает обязанность Фонда социального страхования по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, т.к. согласно контракту Фонд (заказчик) имеет право проверять ход и качество выполнения Поставщиком обязательств по контракту, а также вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения законодательства РФ и условий, предусмотренных контрактом, в том числе и сроков поставки, применять штрафные санкции в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей Поставщиком.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида первой группы Лукиной Н.М. техническими средствами реабилитации креслом-коляской комнатной с ручным управлением, креслом-коляской прогулочной с ручным управлением следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложении обязанности на ответчика обеспечить инвалида не предоставленными техническими средствами реабилитации в порядке, определенном действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Лукиной Н.М. техническими средствами реабилитации, незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить Лукину Н.М. техническими средствами реабилитации - креслом-коляской комнатной с ручным управлением, креслом-коляской прогулочной с ручным управлением.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Федеральный судья подпись Е.П. Матушевская