о признании права собственности



№ 2-1801(2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,

с участием истца Карасева И.П.,

при секретаре Петренко Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карасева И.П., Карасева С.И., Петриенко Н.И., Карасева Д.И., Карасева П.И., Карасева И.И., Карасевой В.И. к Администрации Ачинского района о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Карасевы, Петриенко обратились в суд с иском к Администрации Ачинского района о признании за ними права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что 25 марта 1994 года с Карасевым И.П., Карасевой Р.П., Карасевым С.И., Петриенко (<данные изъяты>) Н.И., Карасевым Д.И., Карасевым П.И., Карасевым И.И., Карасвой В.И. был заключен договор о безвозмездной передаче в собственность трехкомнатной квартиры, расположенной по указанному адресу. После смерти Р.П. наследниками являются Карасев И.П. и Карасева В.И., которые вступили в наследство на долю квартиры, ранее принадлежащую Карасевой Р.П. Фактически жилое помещение представляет собой жилой дом, имеющий отдельный вход, крышу и фундамент, расположенный на отдельном земельном участке, на котором расположены надворные постройки. Учитывая, что они являются собственниками квартиры, истцы лишены возможности оформить право на земельный участок, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд с вышеизложенными требованиями (л.д. 2).

Истец Карасев И.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в 1982-1983 году спорный жилой дом был предоставлен ему и членам его семьи в связи с трудовыми отношениями <данные изъяты>. Жилое помещение представляет собой отдельно стоящий жилой дом на одного хозяина, рядом с домом имеется земельный участок. В 1994 году был заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность, при этом, в договоре жилое помещение было указано квартирой. После смерти супруги Р.П. все дети, кроме несовершеннолетней на момент смерти матери Карасевой В.И., отказались от наследства. В настоящее время ему отказано в оформлении земельного участка, поскольку по действующему законодательству собственники квартир лишены возможности иметь в пользовании земельные участки.

Истцы Карасев С.И., Петриенко Н.И., Карасев Д.И., Карасев П.И., Карасев И.И., Карасева В.И., будучи уведомленными о рассмотрении дела (л.д. 19-23), не явились. В поступившем заявлении дело просили рассмотреть в их отсутствие (л.д. 32).

Представитель ответчика – Администрации Ачинского района, будучи уведомленным о рассмотрении дела (л.д. 25), не явился. В поступившем отзыве представитель Антоненко И.В., действующая на основании доверенности от 28.01.2011 года сроком по 31.12.2011 года, по заявленным требованиям не возражала в случае отсутствия возражений со стороны третьих лиц. Дело просила рассмотреть в отсутствие представителя Администрации Ачинского района (л.д. 40).

Выслушав истца, допросив свидетелей, заслушав специалиста, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ основаниями приобретения права собственности являются договора купли – продажи, дарения, иные сделки по отчуждению имущества, подлежащие регистрации в установленном законом порядке.

Одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, прекращения прав на недвижимое имущество и сделок с ним является вступившие в законную силу судебные акты (ст. 17 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ред. ФЗ от 09.06.2003 ФЗ-69-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

По правилам п. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Как установлено по делу, на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 25 марта января 1994 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было передано в собственность Карасеву И.П., Р.П., Карасеву С.И., Карасевой Н.И., Карасеву Д.И., Карасеву П.И., Карасеву И.И. и Карасевой В.И. (л.д. 4). Право собственности зарегистрировано в Ачинском отделении ФГУП «Ростхинвентаризация – Федеральное БТИ» (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ Р.П. умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 11).

После смерти Р.П. в наследство в виде 1/8 доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, вступили супруг умершей Карасев И.П. и дочь Карасева В.И., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 5).

Из объяснения истца Карасева И.П. следует, что жилое помещение № по <адрес> представляет собой отдельно стоящий жилой дом, имеющий отдельный вход и имеющий земельный участок.

Объяснения истца объективно подтверждается копией договора аренды земельного участка, заключенного 07 января 2004 года между Карасевым И.П. и администрацией <данные изъяты> сельсовета, согласно которому истцу был предоставлен земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 3526 кв.м. (л.д. 8-9).

По заключению специалиста по решению вопросов в области архитектуры и градостроительства Администрации Ачинского района, в жилом доме истцов имеется один непосредственный вход наружу. Данная квартира является индивидуально-определенным жилым помещением, состоящий из жилых комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в данном помещении, а также предназначена для проживания одной семьи. Спорный жилой дом не нарушают красную линию и линию застройки <адрес>, объемно-планировочное решение жилого дома не позволяет поделить его на части, поскольку дом является одноквартирным жилым домом (л.д. 10).

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста М. пояснила, что по сведениям имеющегося в Ачинском отделении ФГУП «Ростхинвентаризация – Федеральное БТИ» инвентарного дела, жилое помещение по адресу: <адрес> представляет собой отдельно стоящий жилой дом, что было отражено в техническом паспорте объекта недвижимости. При заключении договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, жилое помещение было указано как квартира, на основании чего, в 2004 году по заявке Карасева И.П., для вступления в наследство, был составлен новый технический паспорт, при этом объект недвижимости был указан квартирой. Однако фактически изменилась лишь площадь жилого помещения, жилое помещение никогда квартирой не был, а представляет собой отдельно стоящим жилым домом.

Объяснения специалиста М. объективно подтверждаются копией технического паспорта и инвентарного дела на спорное жилое помещение (л.д. 6-7, 33-39).

Допрошенная в судебном заседании свидетель Е. пояснила, что с 1994 года проживает в <адрес>. С этого же времени и до 2007 года проживала в доме Карасевых. Данное жилое помещение представляет собой отдельно стоящий дом, имеется земельный участок, в доме имеется 3 комнаты, кухня и прихожая. Карасевы всегда пользовались домом и землей.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилое помещение, принадлежащее истцам на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность и свидетельства о праве на наследство по закону, фактически является жилым домом, в связи с чем, удовлетворение заявленных требований истцов не нарушается права иных лиц, равно как не нарушаются права самих истцов, и удовлетворение исковых требований о признании права собственности за истцами на объект недвижимости в виде жилого дома, направлено на соблюдение и реализацию их фактического права собственности.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, жилым домом.

Признать право общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 47,2 кв. метров, в том числе жилой площадью 32,3 кв. метров за Карасевым И.П. и Карасевой В.И. по 3/16 доли за каждым, за Карасевым С.И., Петриенко Н.И., Карасевым Д.И., Карасевым П.И., Карасевым И.И. по 1/8 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд.

Федеральный судья Н.Б.Лучина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200