2-10232011



№ 2- 1023/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года г.Ачинск

Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,

при секретаре Карельской Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению Елисеенко об оспаривании действий исправительного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Елисеенко В.А. обратился в Ачинский городской суд с заявлением об оспаривании действий исправительного учреждения, где просит признать действия (бездействие) администрации ФБУ ИК-5 ОИК–36 ГУФСИН России по Красноярскому краю по непринятию мер по его заявлению об отказе от приема пищи пытками. Заявленные требования мотивировал тем, что 12 января 2011 года на имя Краевого прокурора Баранова В.С. им было написано заявление по поводу отказа от приема пищи и вручено сотруднику учреждения для направления адресату. Однако данное заявление сотрудниками колонии прокурору отправлено не было, чем были нарушены его конституционные права. Кроме того, сотрудниками колонии в рамках своей компетенции не было предпринято никаких мер, связанных с его отказом от пищи, не выяснена причина отказа от пищи, не сообщено о происходящем факте начальнику учреждения, в ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также в течение трех суток не извещен о данном факте прокурор. Действиями исправительного учреждения нарушены его права. Считает, что сотрудники администрации ИК-5 ФБУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, из-за унижения его человеческого достоинства, своими действиями доводят его тем самым до самоубийства, поскольку из-за действий (бездействия) сотрудников ИК-5 ФБУ ОИК-36 он пробыл на голодовке двадцать два дня (л.д.3).

Заявитель Елисеенко В.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 30) в зал суда не доставлялся, так как находится в местах лишения свободы ФБУ ОИК № 36 ИК № 5. Гражданско- процессуальный закон не обязывает суд принимать меры для обеспечения явки стороны в судебное заседание (в данном случае – доставки заявителя, находящегося в местах лишения свободы). В определении о принятии дела к производству судьи, возбуждении гражданского дела и назначении подготовки дела к судебному разбирательству от 03.03.2011 года заявителю Елисеенко В.А. предложено довести до суда свою позицию по заявленным требованиям путем представления письменных объяснений, в том числе путем допуска к участию в деле своего адвоката иди своих представителей по правилам указанных требований закона (л.д. 1,29).

Таким образом, лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, была обеспечена возможность довести до суда свою позицию, в том числе путем допуска к участию в деле своих представителей, а также иными предусмотренными законом способами. Учитывая собранные материалы, предоставленные возможности Елисеенко В.А. для обосновании своей позиции и предоставлении доказательств, суд считает возможным рассмотреть дело без этапирования заявителя в судебное заседание.

Заинтересованное лицо представитель администрации ИК-5 ФБУ ОИК №36, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела (л.д.27,28), в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на жалобу Елисеенко В.А., из которого следует, что осужденный Елисеенко В.А. прибыл в ИК-5 ОИК-36 15.07.2010г., где отбывает наказание в виде лишения свободы по настоящее время. 12 января 2011 года Елисеенко В.А. заявление в прокуратуру Красноярского края не направлялось, в журнале приема заявлений осужденных по личным вопросам и выдачи входящей корреспонденции ИК-5 ОИК-36, заявление Елисеенко В.А. не зарегистрировано. Доводы заявителя о бездействии должностных лиц по факту его голодовки также нельзя считать обоснованными, поскольку Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005г. №205 регламентированы действия администрации исправительного учреждения при объявлении голодовки осужденным лишь при возникновении угрозы жизни осужденного в виде принудительного питания осужденного по медицинским показаниям (ст.101 ч.4 УИК РФ). Направлять обращения с целью инициации судебного контроля и прокурорского надзора за соблюдением администрацией учреждения прав осужденного, Елисеенко В.А. не возбранялось, за 2010-2011г.г. осужденным Елисеенко В.А. направлено 12 обращений такого характера (л.д.31,32).

Исследовав материалы дела, суд считает, заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Согласно части первой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Министерство юстиции Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Приказом от 3 ноября 2005 г. N 205 утвердило по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений ( далее Правила ).

Необходимость обеспечения режимных требований вытекает и из пункта 19 Правил, предусматривающего, что в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

Пунктом 1 статьи 13 Закона РФ от 21.07,1993 г № 5473- 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 14 приведенного Закона предусмотрено право этих учреждений требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Распорядок дня осужденного включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно- массовых, спортивно- массовых мероприятий и.т. д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени (п. 20 Главы 3 Правил).

В соответствии с п. 14 главы 3 Правил осужденный обязан соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении.

Примерный распорядок дня для подозреваемых и обвиняемых установлен пунктом 13 Главы 3 Правил, который устанавливает: подъем в 6 часов, туалет, заправка коек с 6 часов до 7 часов, завтрак с 7 часов до 8 часов.

Согласно пункта 15 Главы 3 Правил, осужденным запрещается занавешивать и менять спальные места на производственных объектах, в коммунально-бытовых и других служебных и подсобных помещениях, без разрешения администрации находиться на спальных местах в не отведенное для сна время.

В силу п. «в» ст.115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В целях совершенствования форм и методов работы с предложениями, заявлениями и жалобами осужденных и лиц, содержащихся под стражей, повышения качества защиты их конституционных прав и законных интересов, а также осуществления действенного контроля за исполнением письменных обращений в Федеральной службе исполнения наказаний, территориальных органах и образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы и подразделениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, Приказом Минюста РФ от 26.12.2006г. №383 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно пунктов 21-34 Административного регламента, основанием для начала исполнения государственной функции является письменное или устное обращение подозреваемого, обвиняемого или осужденного.

Подозреваемые, обвиняемые и осужденные направляют письменное обращение через администрацию места содержания под стражей либо администрацию учреждений УИС, исполняющих наказания, в тот орган государственной власти, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Осужденные подают письменные обращения непосредственно представителю администрации либо опускают их в специальный ящик для корреспонденции, установленный в доступном месте, запираемый на замок и опечатываемый сотрудником учреждения УИС мастичной печатью. Корреспонденция осужденных из специального ящика изымается ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней.

Инспектор по проверке обращений (цензор) после сортировки всех поступивших писем передает их под роспись в специальный отдел или канцелярию для регистрации, подготовки сопроводительных писем и отправки в органы и учреждения.

Обращения, изложенные письменно и адресованные администрации следственного изолятора либо исправительного учреждения, регистрируются в журнале отдела специального учета либо в канцелярии соответствующего учреждения. Регистрация обращений подозреваемых, обвиняемых или осужденных производится путем присвоения порядкового номера каждому поступившему документу и фиксации в учетной документации (журнале) кратких сведений о нем.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию учреждений и органов УИС, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением подозреваемых, обвиняемых или осужденных о его переадресации.

Основанием для рассмотрения письменного обращения является поступившее и зарегистрированное в учреждении или органе УИС обращение.

Согласно п.17 Административного регламента, обращения, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, осуществляющие контроль за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также за деятельностью учреждений и органов УИС, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи обращения или ходатайства рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Обращения, содержащие обоснованные просьбы или предложения, которые могут быть решены на месте администрацией места содержания под стражей, либо администрацией учреждений или органов, исполняющих наказания, с согласия подозреваемого, обвиняемого или осужденного адресату не направляются (за исключением обращений, указанных в п. 17 Административного регламента). В этом случае администрация принимает конкретные меры по решению вопросов, поставленных в обращении, в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если администрацией не разрешены поставленные в обращении вопросы в установленные сроки, то заявитель имеет право обратиться повторно по ранее указанному адресу.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Елисеенко В. А., отбывая наказание за совершенное преступление в ФБУ ОИК № 36 ИК № 5, 9 января 2011 года в 7 часов 48 минут во время, когда он должен был находиться на завтраке, фактически находился на спальном месте, лежа на кровати в расположении отряда № 3. Указанное нарушение Правил (нарушение распорядка дня и нахождение на спальных местах в не отведенное для сна время) подтверждается рапортом № 145 начальника отряда Патеева В. Н., из которого усматривается, что во время обхода отряда в 7 часов 48 минут Елисеенко В. А. лежал на кровати, не вышел на завтрак без уважительных причин; пояснительной осужденных Луткова К. А., Сиволодского Я. А. (л.д.18,20,) подтвердивших указанные выше обстоятельства, распорядком дня осужденных ИК-5 ОИК-36 (л.д. 19).

За допущенное нарушение установленного порядка отбывания наказания 13 января 2011 года дисциплинарная комиссия, действовавшая в пределах своих полномочий, вынесла решение в отношении Елисеенко В.А. о применении наказания в виде водворения в ШИЗО на 3 суток. При этом проведено его медицинское обследование, согласно выводов которого, что содержание его в одиночной камере возможно (л.д.22). Начальник учреждения в соответствии с требованиями ч. 1 п. «в» ст. 115 УИК РФ вынес постановление от 13 января 2011 года № 145 о водворении осужденного Елисеенко В.А. в штрафной изолятор на срок 3 суток. Из комиссионного акта от 11 января 2011 г. видно, что Елисеенко В. А. находясь в кабинете начальника № 3 в 14 часов 10 минут отказался предоставить письменные объяснения по допущенному нарушению режима содержания, устно признал факт нарушения режима содержания (л.д.17,21,22,23).

13 января 2011 года Елисеенко был принят в штрафной изолятор, 16 января 2011 года освобожден по отбытию наказания (л.д.17, оборотная сторона).

В рамках исполнения определения суда о судебном поручении от 15.03.2011г. допрошен представитель ФБУ ОИК-36 Лисовицкий Д.В., который в судебном заседании также полностью подтвердил вышеуказанные обстоятельства (л.д.24).

С учетом вышеизложенных обстоятельств, судом установлено, что осужденный Елисеенко В.А. был подвергнут наказанию за допущенное нарушение установленного порядка отбытия наказания с соблюдением вышеуказанных требований закона, в связи с чем, требование Елисеенко В.А. о незаконном изолировании его от остальных осужденных является необоснованным.

В силу ч.3,4 ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.

Таким образом, доводы Елисеенко В.А. о том, что администрация колонии бездействовала при отказе Елисеенко В.А. от пищи нельзя считать обоснованными, поскольку ни Уголовно-исполнительным кодексом РФ, ни Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005г. №205 не предусмотрено выяснения причин отказа осужденного от пищи. Уголовно-исполнительным кодексом РФ регламентированы действия администрации исправительного учреждения при объявлении голодовки осужденным лишь при возникновении угрозы жизни осужденного в виде принудительного питания осужденного по медицинским показаниям.

При объявлении осужденным голодовки, администрации учреждения необходимо осуществлять контроль за осужденным, в том числе и медперсонала. По заключению врачей об опасности для здоровья дальнейшего голодания и продолжения отказа от приема пищи принимается решение о принудительном питании осужденного по медицинским показаниям.

Вместе с тем, как следует из медицинского заключения на водворяемого в ШИЗО в отношении Елисеенко В.А., после освобождения его из ШИЗО 16 января 2011 года состояние здоровья осужденного в пределах нормы, без отклонений (л.д.22). Каких-либо данных о возникшей опасности здоровью осужденного Елисеенко в результате отказа от приема пищи, несвоевременного оказания ему сотрудниками колонии помощи суду не представлено и судом не установлено.

Согласно п.17 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных, в случае поступления такого заявления, оно не позднее следующего за днем подачи обращения или ходатайства рабочего дня направляется адресату в запечатанном пакете.

Вместе с тем, доводы Елисеенко В.А. о том, что колонией не отправлено его заявление, адресованное прокурору края Баранову В.С. по поводу отказа от приема пищи, датированное 12.01.2011г. не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Так, согласно представленной копии журнала №2377 Отдела спецучета колонии по приему осужденных по личным вопросам и выдачи входящей корреспонденции за 12 января 2011 года, в котором регистрируются все заявления осужденных, такого заявления от осужденного Елисеенко В.А. 12 января 2011 года не поступало (л.д.34-37).

При таких обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления Елисеенко В.А., в удовлетворении заявления следует отказать за необоснованностью заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Елисеенко об оспаривании действий исправительного учреждения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ачинский городской суд.

Федеральный судья: Н.А. Дорофеева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200