Р Е Ш Е Н И Е №2-1740(11)
Именем Российской Федерации
23 мая 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Т.Н. Настенко,
с участием: помощника Ачинского межрайонного прокурора Селянской ТВ,
представителя истца Аллагуловой ЕВ, действующей по доверенности от 03.05.2011 года,
при секретаре Загребельной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Аллагулова А.П. к администрации г.Ачинска о признании незаконным распоряжения в части снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах инвалида и участника ВОВ защиту Аллагулова АП к администрации г.Ачинска о признании незаконным и отмене распоряжения Главы города № 0663-р от 18.03.2011 года «Об утверждении протокола жилищной комиссии при администрации г. Ачинска» в части снятия Аллагулова АП с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете с 28 января 2010 года мотивируя тем, что на основании распоряжения Главы города от 28.01.2010 года Аллагулов ПА был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На основании оспариваемого распоряжения от 18.03.2011 года Аллагулов АП был исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что имел на праве собственности дом общей площадью 44,6 кв.м. в области, район, село, ул., д., который продал 09.08.2007 года, ухудшив тем саамы свои жилищные условия. В нарушение требований ст. 56 ЖК РФ Аллагулову АП не направлено решение о снятии с учета, в связи с чем, ему неизвестно на каком основании его сняли с учета. При снятии с учета ответчиком не принят во внимание тот факт, что Аллагулову АП 85 лет, он является инвалидом и участником ВОВ, продал жом в 2007 году за 120000 руб. и выехал к месту жительства к родственникам. Поскольку на вырученные от продажи дома средства приобрести другое жилье невозможно, только в 2009 году Аллагулов АП собрал необходимые документы и был поставлен на учет. Прокурор считает, что оснований для снятия с учета не имелось, т.к. сведений не соответствующих действительности Аллагулов АП не предоставлял, на момент постановки на учет не имел жилья в течение 3-х лет и проживал в г. Ачинске, должностные лица, осуществляющие принятие на учет, неправомерных действий не совершали. В настоящее время Аллагулов АП проживает в квартире по адресу г. Ачинск, микр-он, дом кв. на условиях коммерческого найма, которая обременена ипотекой и находится в залоге у банка, право пользования данным жильем у него не возникло (л.д. 2-4).
Определением суда от 03.05.2011 года в качестве третьего лица по делу привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (л.д. 21).
В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Селянская ТВ поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель истца Аллагулова ЕВ исковые требования поддержала, пояснив, что Аллагулов АП является отцом ее мужа и вместе с женой проживал в с. Читинской области, в доме, принадлежащем ему на праве собственности. В 2004 году у Аллагулова АП произошел инсульт, однако, ввиду того, что родители мужа проживали одни, Аллагулов АП осуществлял уход за женой и вел домашнее хозяйство. В селе отсутствует медицинское учреждение, в связи с чем, медицинскую помощь жителям села оказывал фельдшер, приезжающий в село 1 раз в неделю. Поскольку дом 1950 года постройки являлся неблагоустроенным, Аллагулов АП в силу возраста и состояния здоровья уже не мог осуществлять уход за своей женой и сам нуждался в посторонней помощи, его сын и ее муж принял решение перевезти родителей в г. Ачинск. В связи с этим, они пытались решить вопрос об обмене дома Аллагулова АП на благоустроенное жилье в г. Ачинске, чего сделать не удалось, в связи с чем, было принято решение о его продаже. С июня 2007 года Аллагулов АП проживает в г. Ачинске в квартире, принадлежащей его сыну и своего жилья не имеет. Поскольку он является участников войны, специалистами УСЗН ему было разъяснено право на получение жилья в соответствии с программой Президента РФ об обеспечении участников войны жильем, в связи с чем, он обратился в администрацию г. Ачинска, представил все затребованные у него документы и был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика администрации г.Ачинска в суд не явился, в отзыве просит рассмотреть заявление по материалам дела в свое отсутствие (л.д. 24).
Представитель третьего лица Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен, в отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, по иску возражает, указав, что Аллагулов АП проживает в двухкомнатной квартире по адресу г. Ачинск, микр-он, дом кв. 1с 14.08.2007 года, которая принадлежит на праве собственности его сыну ФИО и его жене Аллагуловой ЕВ., до этого, проживал в квартире с женой Аллагуловой АТ, которая умерла 03.04.2011 года. Собственники квартиры в ней не проживают, т.к. имеют в собственности четырехкомнатную квартиру в г. Ачинске, микр-он дом кв. общей площадью 59,1 кв.м., в которой и проживают. Приобретение сыном квартиры в микрорайоне совпало по времени с переездом родителей и продажей дома, которая возможно была приобретена частично на средства от продажи дома. Аллагулов АП приобрел право пользования указанной квартирой как член семьи собственников квартиры (сына и невестки), что подтверждается также договорами коммерческого найма от 14.10.2009 года и от 30.09.2010 года, заключенных между Аллагуловым АП и его сыном на 1 год. Доказательств того, что Аллагулов АП утратил право пользования указанной квартирой не представлено, а обременение квартиры ипотекой не препятствует пользованию квартирой (л.д.41).
Выслушав проурора и представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем указанных лиц.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения.
Закон Красноярского края от 18.02.2010 N 10-4386 (ред. от 09.12.2010) "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" распространяется на категории граждан, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в ст. 1 которого указаны участники Великой Отечественной войны (из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно ст. 2 указанного Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Пунктом 3 данной статьи также предусмотрено что обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Согласно ст. 3 данного Закона, принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".
Согласно ст. 51 Закона Красноярского края от 23.05.2006 N 18-4751 (ред. от 04.03.2010) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в случаях выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно ст. 13 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.
Согласно ст. 15 данного Закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации") указал, что по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из материалов дела следует, что Аллагулов АП является участником ВОВ и имеет права и льготы, установленные ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 6). На основании Распоряжения администрации г.Ачинска от 28.01.2010 года № 0178-р Аллагулов АП был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.к. признан малоимущим, не имеет жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, состоит на регистрационном учете с супругой в квартире по адресу г. Ачинск, микр-он, дом кв., собственником которой является его сын ФИО, проживает в указанной квартире по договору коммерческого найма (л.д. 7-10).
На основании распоряжения администрации г. Ачинска от 18.03.2011 года № 0663-р Аллагулов АП был снят с учета нуждающихся в жилье на основании пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ, т.к. представленные документы при принятии на учет не являются основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ ввиду того, что выявлены сведения о том, он имел дом на праве личной собственности общей площадью 44,6 кв.м. в области, район, село ул., д., который продал 09.08.2007 года (л.д. 11-14).
Из договора купли продажи от 09.08.2007 года следует, что Аллугалов АП продал дом по указанному адресу за 120000 руб. (л.д. 17).
В г. Ачинске Аллагулов АП жилого помещения на праве собственности не приобрел, поскольку вырученная от продажи дома сумма является недостаточной для покупки благоустроенного жилья, по договору социального найма жилого помещения не имеет, проживает в квартире по адресу микр-он, дом кв. с 14.08.2007 года, которая принадлежит на праве собственности его сыну ФИО и его жене Аллагуловой ЕВ., пользуется квартирой на основании договора коммерческого найма от 30.09.2010 года сроком до 01.10.2011 года (л.д. 15).
Судом установлено, что Аллагулов АП вместе с женой проживал в с. области, в доме, принадлежащем ему на праве собственности. В 2004 году у Аллагулова АП произошел инсульт, между тем, он продолжал осуществлять уход за ослепшей женой ФИО и вел домашнее хозяйство. В селе отсутствует медицинское учреждение, в связи с чем, медицинскую помощь жителям села оказывал фельдшер, приезжающий в село 1 раз в неделю. Поскольку дом 1950 года постройки являлся неблагоустроенным, в 2007 году Аллагулов АП в силу возраста и состояния здоровья уже не мог осуществлять уход за своей женой и сам нуждался в посторонней помощи. В связи с этим, его сын принял решение перевезти родителей в г. Ачинск. В связи с этим, они пытались решить вопрос об обмене дома Аллагулова АП на благоустроенное жилье в г. Ачинске, чего сделать не удалось, в связи с чем, было принято решение о его продаже. С июня 2007 года Аллагулов АП проживает в г. Ачинске в квартире, принадлежащей его сыну и своего жилья не имеет. В 2010 году специалистами УСЗН ему было разъяснено право на получение жилья в соответствии с программой Президента РФ об обеспечении участников войны жильем, в связи с чем, он обратился в администрацию г. Ачинска и был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что продажа дома была вызвана необходимостью переезда Аллагулова АП и его жены в г. Ачинск в связи с престарелым возрастом и нуждаемости в медицинской помощи и постороннем уходе со стороны родных, в связи с чем, ограничения, предусмотренные в ст. 53 ЖК РФ к Аллагулову АП не могут быть применены. Доказательств того, что Аллагулов АП умышленно продал дом с целью искусственного ухудшения жилищных условий ответчиком не представлены и таковых обстоятельств судом не установлено.
Доводы представителя Министерства социальной политики Красноярского края изложенные в отзыве о наличии у Аллагулова АП жилья на праве пользования по договору коммерческого найма, как члена семьи собственника, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют об обеспеченности жилым помещением.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Главы администрации города Ачинска № 0663-р от 18 марта 2011 года «Об утверждении протокола жилищной комиссии при администрации г. Ачинска» в части снятия Аллагулова А.П. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Восстановить Аллагулова А.П. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города Ачинска с 28 января 2010 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Т.Н. Настенко