2-2377/2011



Дело № 2- 2377 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 июня 2011г. г. Ачинск

Судья Ачинского городского суда Красноярского края : ЮШИНА И. П.

С участием прокурора : ЩИГОРЕВОЙ Н. М.

При секретаре: СТРЯКИНОЙ Д. А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ачинска о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения, суд

УСТАНОВИЛ:

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Ачинска о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства, мотивируя свои требования тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории г. Ачинска прокуратурой г. Ачинска, в ходе которой установлено, что до настоящего времени в ОГИБДД МУВД « Ачинское» администрацией г. Ачинска не представлен на согласование проект организации дорожного движения на территории населенного пункта г. Ачинска в связи с чем прокурор просит возложить обязательства на администрацию города Ачинска в срок до 1 августа 2011 года разработать и направить на согласование в ОГИБДД МУВД « Ачинское» проект организации дорожного движения на территории г. Ачинска.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель администрации г. Ачинска против заявленных требований возражает, считая, что администрация принимает необходимые меры для организации безопасности дорожного движения в г. Ачинске, так 9.02 2009 года утверждена долгосрочная городская целевая программа « Безопасность дорожного движения в г. Ачинске» Проект организации дорожного движения в настоящее время отсутствует, однако по состоянию на 31 мая 2011 года по сообщению управления ЖКХ администрации г. Ачинска ведется подготовка документации для проведения открытого аукциона по выбору подрядной организации для выполнения указанных работ, то есть в июне 2011 года будет только проведен аукцион, задержка связана была с отсутствием денежных средств. Поскольку объем проводимой работ достаточно велик, считает, что заявленные прокурором требования о представлении проекта к 1 августа 2011 года является нереальным.

Заслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 50 Федерального закона №131-Ф3, в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), определены основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

владельцы автомобильных дорог исполнительные органы

государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 5, 6 Федерального закона № 257-ФЗ, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог

местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст.2 Федерального закона № 196-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ, установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог:

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения, согласно Указу Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998, производится Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ.

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой в мае 2011, установлено, что администрацией г.Ачинска требования федерального законодательства в части организации дорожного движения на территории города Ачинска не выполняются.

Так, до настоящего времени администрацией г.Ачинска в Государственную инспекцию дорожного движения не представлен проект организации дорожного движения на территории населенного пункта г.Ачинска, который должен содержать элементы благоустройства автомобильных дорог в населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, стоянки транспортных средств, тротуары, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В результате в настоящее время в населенном пункте г.Ачинска дорожное движение надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) на территории населенного пункта установлены администрацией г.Ачинска произвольно без надлежащего согласования с уполномоченным органом, либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка в соответствии с особенностями дорожного движения и состоянием автомобильной дороги.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан -участников дорожного движения на территории населенного пункта г.Ачинска. 7

Доводы представителя администрации г. Ачинска о том, что администрацией г. Ачинска осуществляется ряд мероприятий по содержанию автомобильных дорог и организации дорожного движения, в 2009 году утверждена целевая программа « Безопасность дорожного движения в г. Ачинске» на 2009-2011 годы, не могут быть приняты во внимание, поскольку реальных мер к составлению и согласованию проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта г. Ачинска не предпринято, отсутствие экономической возможности в бюджете города для этого не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, суд находит убедительными доводы администрации г. Ачинска о предоставлении более длительного срока на разработку и согласование проекта.

Как было указано выше подготовка документации для разработки проекта начата только в мае 2011 года. Размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, извещение должно быть опубликовано в официальном печатном издании не менее чем за тридцать дней до дня вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе составляет не более двадцати дней, также требуется время на заключение контракта, таким образом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года « О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для проведения только торгов администрации города Ачинска необходимо более двух месяцев. С учетом этого, соблюдая принцип реальности исполнения судебного решения, суд считает возможным установить срок для разработки и согласования проекта до 1 декабря 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие органа местного самоуправления – администрации г. Ачинска Красноярского края по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта г. Ачинска и согласованию данного проекта с уполномоченным органом – Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ незаконным.

Обязать администрацию г. Ачинска Красноярского края в срок до 1 декабря 2011 года разработать и направить на согласование в ОГИБДД СУВД « Ачинское» проект организации дорожного движения на территории населенного пункта г. Ачинска.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ачинский горсуд в течение 10 дней.

Судья Ачинского городского суда И. П. ЮШИНА

-32300: transport error - HTTP status code was not 200