2-2020/2011



№ 2-2020(2011)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Настенко Т.Н.,

с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Занько Н.В.,

представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего по доверенности от 16 декабря 2010 года № 82 (л.д.20),

при секретаре Загребельной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах Буценец В.В. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий ответчика незаконными, обязывании обеспечить техническим средством реабилитации,

У С Т А Н О В И Л :

Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Буценец В.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническим средством реабилитации, об обязывании выдать инвалиду Буценец В.В. направление на получение технических средств реабилитации в виде трости опорной (металлической с УПС)-1 изд., костылей металлических с УПС-2 изд., протеза голени –-2 изд., кресла-коляски прогулочной-1 изд., мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов по обеспечению техническим средствами реабилитации было установлено, что Буценец В.В. не обеспечен вышеуказанными техническими средствами реабилитации, в которых согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида по состоянию здоровья Буценец В.В. нуждается. Для постановки на учет, 13.10.2010 года Буценец В.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации, которое ответчик принял, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен (л.д. 2-4).

Определением от 06.05.2011 года в качестве соответчика привлечено ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава (л.д.1).

Определением от 17.05.2011 года в качестве соответчика привлечено ЗАО «Владимирский завод специального оборудования» (л.д.34).

В судебном заседании помощник прокурора Занько Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям, дополнительно пояснила, что направление на протезирование Буценец В.В. было выдано в феврале 2011 года, однако после осмотра врачом-ортопедом, было установлено, что нижние конечности еще не готовы к протезированию, поэтому протезирование было отложено до 21.06.2011 года. Получив направление на получение костылей, кресла-коляски прогулочной и трости опорной, Буценец ВВ за изделиями в уполномоченную организацию не обращался.

Истец Буценец В.В., извещенный о дате судебного заседания телефонограммой, в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 52 ).

Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. по исковым требованиям возражал, суду пояснил, что 13.10.2010 года Буценец В.В. обратился с заявлением в Филиал №8 (Ачинский) ГУ-КРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение требуемыми техническим средствами реабилитации. В тот же день Буценец В.В. был поставлен на учет, ему было выдано уведомление о постановке на учет. 10.02.2011 года Буценец В.В. были выданы лично под роспись направления в ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава для получения (изготовления) технических средств реабилитации : № 1207 для получения трости, №1208 для получения костылей, № 1209 и №1210 для изготовления протезов. Протезно-ортопедические изделия являются изделиями индивидуального изготовления, в связи с чем, инвалиду необходимо самостоятельно обращаться с выданным Филиалом направлением в ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава для заказа указанных изделий. Что касается кресла коляски прогулочной, направление, которое было выдано Буценец В.В., является преждевременным, поскольку контракт с уполномоченным органом на выдачу средства реабилитации заключен не был в связи с недостаточным финансированием. По мере поступления средств из федерального бюджета отделение Фонда ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации, при заключении которого организация-поставщик, выигравшая конкурс, обеспечит Буценец В.В. креслом-коляской прогулочной.

Представитель ответчика ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.43), в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.47), согласно представленному отзыву считает, что правовые основания привлечения в качестве ответчика отсутствуют, мотивируя тем, что 15.10.2010 года был произведен осмотр Буценец В.В. по результатам осмотра ему рекомендовано первичное протезирование в стационаре при наличии полного заживления культей и отсутствия выделений. Предприятие обеспечивает инвалида средствами технической реабилитации (трость опорная металлическая, костыли металлические, протез голени), при наличии направления Фонда, согласно обязательствам по контракту, заключенному с Фондом на финансирование данных работ. Фондом до настоящего времени направление по данному инвалиду не предоставлялось, соответственно, у Предприятия не возникло обязательств по обеспечению инвалида средствами технической реабилитации (л.д.28).

Представитель ответчика ЗАО «Владимирский завод специального оборудования» в суд не явился, извещен по электронной почте (л.д.42), согласно представленному отзыву против заявленных требований возражает, мотивируя тем, что с ГУ- Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2010 году были заключены государственные контракты на обеспечение в 2010 году инвалидов г.Красноярска и Красноярского края техническими средствами реабилитации. По условиям заключенных контрактов Общество обязано поставить техническое средство реабилитации непосредственно инвалиду, получившему направление от Фонда, оформленное соответствующим образом при условии нахождения данного инвалида в реестрах инвалидов, нуждающихся в обеспечении средствами реабилитации, выданных Обществу Фондом. В реестре нуждающихся инвалидов в средствах технической реабилитации в 2010 году Буценец В.В. не числится. В 2011 году между обществом и Фондом не заключались государственные контракты и договоры на обеспечение инвалидов г Красноярска и Красноярского края в 2011 году техническим средствами реабилитации. Таким образом, у Общества не возникло обязательств по выдаче технического средства реабилитации инвалиду Буценец В.В. (л.д.49-50).

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому га­рантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гаранти­рованных государством экономических, правовых мер и мер социальной под­держки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует ин­валидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюдже­та. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспече­нию инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, ком­плекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицин­ских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на вос­становление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определен­ных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден фе­деральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реа­билитации и услуг, предоставляемых инвалидам.

Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обяза­тельств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техниче­скими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветера­нов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспе­чение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ин­дивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми феде­ральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в по­рядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средства­ми и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего техни­ческого средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инва­лидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительст­ва (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветера­на) и программы реабилитации (заключения).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4,5 на­стоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной фор­ме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техни­ческим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом для осуществления проезда.

Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых яв­ляются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.

Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что на исполнительном органе Фонда социального страхования лежит обязанность выдать инвалиду направление на получение (изготовление) технического средства реабилитации в организацию, отобранную в установленном порядке, и оплатить представленные поставщиком изделия гражданину, согласно заключенному Государственному контракту, обеспечив таким образом потребность инвалида в необходимых средствах реабилитации.

Из материалов дела видно, что Буценец В.В. на основании справки МСЭ от 24.06.2010 № является инвалидом, инвалидность установлена на срок до 01.06.2011 года (л.д.17).

Буценец В.В. 13.10.2010 года обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского ре­гионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации: протезом голени- 2 изд., трости опорной, костылей, кресла-коляски прогулочной (л.д. 6).

Согласно уведомлению от 13.10.2010 года документы, поданные истцом, были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации и инвалид поставлен на учет для получения указанных средств реабилитации (л.д. 7).

13.10.2010 года Буценец В.В. были выданы направления: № 2990 на получение трости опорной (л.д.8), №2991 на получение костылей (л.д.9), №2992 и №2993 на получение протезов голени (л.д.10,11), которые согласно заявлению Буценец В.В. от 10.02.2011 года были им возвращены в связи с тем, что по медицинским показаниям изготовление протезов было отложено (л.д.21), что также подтвердил в судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора.

10.02.2011 года Буценец В.В. снова были выданы направления № 1207 на получение трости опорной (л.д.13), №1208 на получение костылей (л.д.14), №1209 и №1210 на получение протезов голени (л.д.15,16) в ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава.

Однако, как следует из объяснения прокурора, а также указано в отзыве ФГУП «Красноярское протезно-ортопедическое предприятие» Росздрава, Буценец В.В. для получения указанных средств реабилитации в уполномоченный орган не обращался, так как после осмотра врачом-ортопедом в феврале 2011 года было установлено, что нижние конечности не готовы к протезированию, и протезирование было отложено до 21.06.2011 года.

Таким образом, не получение Буценец В.В. до настоящего времени технических средств реабилитации в виде трости опорной (металлической с УПС)-1 изд., костылей металлических с УПС-2 изд., протеза голени -2 изд. не связано с бездействиями ответчика, а обусловлено состоянием здоровья Буценец ВВ, не позволяющем проведение протезирования в настоящее время, а также связано с действиями Буценец ВВ, который имея на руках направление на получение трости и костылей, за ними не обращался.

В материалах дела имеется направление №3863 от 25.2010 года, выданное Буценец В.В. для получения кресла-коляски прогулочной в ЗАО «Владимирский завод специального оборудования».

Однако, как следует из объяснений представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., указанное направление выдано преждевременно, поскольку контракт с ЗАО «Владимирский завод специального оборудования» на предоставление данного средства реабилитации заключен не был в связи с недостаточным финансированием.

Согласно доводами ответчика ЗАО «Владимирский завод специального оборудования, изложенным в отзыве на исковое заявление, в реестре нуждающихся инвалидов в средствах технической реабилитации в 2010 году Буценец В.В. не числится. В 2011 году между Обществом и Фондом не заключались государственные контракты и договоры на обеспечение инвалидов г. Красноярска и Красноярского края в 2011 году техническим средствами реабилитации.

До настоящего времени техническое средство реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной Буценец В.В. не выдано, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реа­билитацию, и нарушает его права, предусмотренные законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обяза­тельств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обяза­тельств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (му­ниципальные) задания.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярско­му региональному отделению Фонда социального страхования Российской Феде­рации является Фонд социального страхования Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Буценец В.В. техническим средством реабилитации креслом-коляской прогулочной является незаконным, в связи с чем, требования об обязывании ответчика обеспечить Буценец ВВ креслом-коляской прогулочной подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Буценец В.В.техническим средством реабилитации - креслом-коляской прогулочной.

Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Буценец В.В. техническим средством реабилитации - креслом-коляской прогулочной в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд.

Федеральный судья : Т.Н. Настенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200