№ 2-2309 (2011) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 июня 2011 года Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Юшиной И.П., с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Голубковой Ю.А., представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего по доверенности № 82 от 16.12.2010г. сроком действия по 31.12.2011г., при секретаре Бычковой Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Демакова, к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации о признании действий по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными и возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, У С Т А Н О В И Л : Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида Демакова А.В., 1959 года рождения, с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ КРО ФСС РФ) о признании действий ответчика незаконными по необеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, об обязывании выдать инвалиду Демакову А.В. направление на получение технических средств реабилитации в виде кресла-коляски прогулочной от обода колеса (экстра). Исковые требования мотивированы тем, что Демаков А.В. на основании справки серии МСЭ является, по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему технических средств реабилитации. Ответчик принял заявление, однако техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен, на основании чего прокурор обратился с указанным заявлением в суд. (л.д. 2-4). В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора заявленные исковые требования поддержала частично, не настаивала на выдачу Демакову направления на обеспечение техническим средством реабилитации, в остальной части иска просил удовлетворить. Истец Демаков А.В., извещенный о дате судебного заседания, в суд не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, заявленные требования прокурора поддерживает в полном объеме (л.д. 15). Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. по заявленным исковым требованиям возражал, пояснил, что после обращения Демакова в филиал № 8 «Ачинский» 22 февраля 2011 года, он был поставлен на учет на получение технического средства реабилитации инвалидной коляски. Законом не установлены сроки выдачи изделия инвалиду, а потому придерживаются индивидуальной программе реабилитации инвалида. По мере финансирования ГУ заключает с поставщиками, выигравшие конкурс, контракт по поставку технических средств инвалиду. В настоящее время такой контракт не заключен. Иные поставщики находятся в г.Москва, г.Томск и др, и для инвалида проблематично самостоятельно выезжать так далеко для получения средства, а потому фонд пытается сам выдать инвалиду коляску. В данное время Демаков не включен в реестр на получение средств реабилитации в связи с ограниченным финансированием программы. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Демакова АВ следует удовлетворить по следующим основаниям. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности. На основании ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеется кресло-коляска прогулочная. Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг. Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является обязанным лицом по обеспечению инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации. Из материалов дела видно, что Демаков АВ, рождения, является инвалидом второй группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида № 209 от 21 февраля 2011 года Демаков нуждается в технических средствах реабилитации – кресло- прогулочной с ручным управлением, приводимой в движение поворотом колес. Срок проведения реабилитации с 21 февраля 2011 года с момента обращения гражданина в фонд до 01 марта 2012 года (л.д. 6, 7-8). На основании заявления Демакова о предоставлении технического средства 22 февраля 2011 года ему было выдано уведомление о том, что поставлен на учет в филиале № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации. (л.д. 6). Однако, до настоящего времени технические средства реабилитации в виде кресло-коляски прогулочной с ручным управлением инвалиду Демакову не выданы. Направление не выдано. Не включен в реестр на получение средств реабилитации. Между тем, непредставление инвалиду технического средства реабилитации не позволяет последним пройти необходимую комплексную реабилитацию, направленную на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, передвижению. В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению инвалида Демакова техническими средствами реабилитации кресло-коляски прогулочной с ручным управлением следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем обязывания ответчика выдать техническое средство реабилитации инвалида. Принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что направление на выдачу технического средства не выдано по причине отсутствия финансирования и не проведения соответствующего конкурса по выбору организаций, обеспечивающих техническими средствами (изделиями) инвалидов, суд считает возможным по правилам ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда в течение месяца с момента вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению Демакова техническими средствами реабилитации незаконными. Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Демакова, года рождения, техническим средством реабилитации креслом-коляски прогулочной с ручным управлением в течение месяца с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней через Ачинский городской суд. Федеральный судья Юшина И.П.